Проект «Маленькие патриоты своей страны!»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание


Возраст детей: 3-4 года.

Срок реализации: 2 месяца.

Вид проекта

Практико-ориентировочный

Цель проекта

Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста через знакомство с семьей, традициями, родным селом.

Задачи проекта

  • развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью;
  • формировать у детей представление о семье;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
  • расширять представление детей о семейных ценностях, традициях, праздниках;
  • формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребенка;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Срок и этапы реализации проекта

1.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Сроки проведения: 23 января - 31 января

  • Изучение литературы по теме.
  • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  • Подбор информации для консультаций с родителями.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий.
  • Подбор стихов, потешек, пальчиковых, дидактических игр.
  • Подбор предметных и сюжетных картинок на тему «Семья», «День защитника Отечества!», «Народные традиции».
  • Пополнение книжного уголка.
  • Сбор фотографий на тему «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Мой Ногир!».
  • Создание нравственно-патриотического уголка.

2.ОСНОВНОЙ ЭТАП: Работа с детьми:

Сроки проведения: 01 февраля - 10 февраля

Тема: «Я и моя семья»

Задачи:

  • Формировать у детей представление о семье.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях.
  • Расширять представление детей о семейных ценностях, традициях.
  • Способствовать расширению словарного запаса для выражения своих чувств.
  • Воспитывать необходимость соблюдения некоторых норм и правил поведения.
  • Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к труду людей.
  • Дать представление о семейных обязанностях.
  • Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Сроки проведения: 13-22 февраля

Тема: «Мой папа. День защитников Отечества!»

Задачи:

  • Осуществлять патриотическое воспитание.
  • Знакомить с военными профессиями.
  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Формировать первичные гендерные представления (воспитывать в мальчиках стремление быть сильным, смелым, стать защитником Родины).
  • Дать представление о том, что мужчина - это защитник семьи, Родины.
  • Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
  • Расширить представления детей о трудовых действиях, обязанностях мужчин.
  • Познакомить с видами российских войск.
  • Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину.

Сроки проведения: 27 февраля

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»

Задачи:

  • Расширять представления о фольклорном празднике «Масленица».
  • Знакомство с народными промыслами. Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
  • Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Сроки проведения: 28 февраля - 3 марта

Тема: «Мой Ногир!»

Задачи:

  • Знакомить с понятиями «улица», «адрес».
  • Способствовать запоминанию своего адреса.
  • Воспитывать любовь, уважение к своей улице, желание облагородить ее.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.
  • Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова.
  • Знакомить с понятием «город», с его названием.
  • Знакомить с достопримечательностями города.
  • Воспитывать любовь, уважение к городу, в котором живешь.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Итоги работы с детьми:

  • У детей сформированы элементарные представления о семье, о родственных связях; понимание важности семьи для каждого человека;
  • Вызван интерес к взаимодействию со всеми членами семьи, развиты навыки общения и взаимодействия со взрослыми;
  • 3. Активизация словарного запаса, любознательности и познавательной активности, мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:

  • сформирует социально значимые чувства, желания, привьются социальные навыки, чувство гордости за свою семью.
  • расширятся знания детей о членах семьи, традициях, праздниках, о родном крае.
  • появится интерес к выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи и детского сада. У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Целевые группы проекта

Дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Пояснительная записка

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с детским садом, школой, в которых он вырос.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности ребенка.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует духовно-нравственному развитию личности и патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родной земле имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Актуальность

В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самым близким людям - семье. Это корни, которые связывают его с родным домом, ближайшим окружением, а пример близких людей имеет огромное значение в становлении личности ребенка.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки самой «семьи».

Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах педагогики и психологии все меньше занимаются воспитанием детей. Дети все больше чувствуют дефицит общения.

Проект - прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье, дому, родному краю.

В настоящее время проект актуален и особенно труден, он требует большого такта и терпения, так как в молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и значительными, и зачастую вызывают лишь недоумение. При внедрении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно - нравственных традиций могут возникнуть проблема нежелание со стороны родителей быть его участником, поэтому главным условием проекта является добровольное участие, но также стоит помнить, что компетентность педагога должна быть на высшем уровне при внедрении проекта и участие всех его запланированных лиц. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.

Именно дошкольный возраст - благоприятный период воспитания: патриотизма, любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком - гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие русского народа.

Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому я серьёзно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Работая с детьми, я заметила, что дети, которые приходят в детский сад, испытывают трудности в рассказах о своей семье и семейных традициях, имеют нечёткое представление о своей Родине, истории и культуре своего народа.

Цель проекта

Формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей, традициями, родным поселком.

Задачи проекта

  • развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за семью;
  • формировать у детей представление о семье;
  • воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, формировать умение проявлять заботу о родных людях;
  • расширять представление детей о семейных ценностях, традициях, праздниках;
  • формировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
  • развивать игровые, познавательные, речевые способности детей;
  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
  • повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребенка;
  • воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту Родного края.

Ожидаемые результаты реализации проекта

В результате проекта сформируются

  • социально значимые чувства, желания, прививаются социальные навыки, чувство гордости за свою семью.
  • Расширяются знания детей о членах семьи, традициях, праздниках, о родном крае.
  • Появляется интерес к выполнению общественно значимых заданий, добрых дел для семьи и детского сада.
  • У детей развивается любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

Формы занятий:

  • беседы;
  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • коллективная работа;
  • индивидуальная работа;
  • праздники.

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей:

  • «Первые уроки нравственности для детей младшего возраста»,
  • «Важность семьи для детей младшего возраста»,
  • «Роль семьи в воспитании патриотических чувств ребёнка»,
  • «Права ребенка в семье»,
  • «Роль дидактической игры в семье и детском саду»,
  • «Ошибки семейного воспитания»,;
  • «Роль отца в семейном воспитании»,
  • «Мама, папа, я - счастливая семья!».

2. Сбор фотографий для создания фотоальбомов: «Моя семья», «Мой Ногир!», «Наш любимый детский сад».

3. Пополнение развивающей среды с родителями сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин».

4. Пополнение материала для создания нравственно-патриотического уголка.

5. Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Сроки реализации: проект реализуется за 2 месяцев.

Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.

Перспективный план

1. Подготовительный этап

Сроки проведения: 23 января - 31 января

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач.
  3. Подбор информации для консультаций с родителями.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий.
  5. Подбор стихов, потешек, пальчиковых, дидактических игр.
  6. Подбор предметных и сюжетных картинок на тему «Семья», «День защитника Отечества!», «Народные традиции».
  7. Пополнение книжного уголка.
  8. Сбор фотографий на тему «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Мой Ногир!».
  9. Создание нравственно-патриотического уголка.

2. Основной этап: Работа с детьми

Сроки проведения: 01 февраля - 10 февраля

Тема: «Я и моя семья»

  1. Беседа «Что такое семья?», «Семейные ценности».
  2. Рассматривание семейных фотографий (фотоальбом «Моя семья»).
  3. Рассказы детей о членах своей семьи.
  4. Чтение и разгадывание загадок о семье; сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят», чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».
  5. С/р. игра «Семья», «Дочки-матери».
  6. Пальчиковая игра «Семья», «Наш малыш», «Дружная семья».
  7. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома».
  8. Д/и «Назови ласково», «Назови по имени», «Подбери предмет», «У кого какая мама?»
  9. Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)», «Вечер в семье».
  10. Итоговое занятие «Я и моя Семья» 10.02.

Сроки проведения: 13-22 февраля

Тема: «Мой папа. День защитников Отечества!»

  1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием сюжетных картинок.
  2. Беседа «Что умеет делать папа?».
  3. Рассказы детей о своих папах.
  4. Лепка «Самолеты летят»
  5. Пение песен, заучивание стихов к 23 февраля.
  6. С/р игра «Мы солдаты».
  7. Рассматривание иллюстраций на тему «Защитники Отечества».
  8. Разучивание стихотворений: Т.Боковой «Папа», О.Чусовитиной «Самый лучший!», В.Малкова «Мы солдаты».
  9. Изготовление поздравительной открытки для папы «Самолет»
  10. Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина».
  11. Буклет «Роль отца в воспитании сына, дочки»
  12. Итоговое занятие «Мой папа»(22.02.)

Сроки проведения: 27 февраля 2023 г.

Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями

  1. Фольклорный (народный) праздник «Масленица»
  2. Беседа о народном празднике «Масленица», рассматривание иллюстраций.
  3. Хороводная игра «Солнышко, погуляй у речки», «Еле-еле, закружились
  4. карусели».
  5. Лепка «Как на масленой неделе, из печи блины летели».
  6. Чтение потешек, поговорок, закличек.
  7. Рисование ладошками «Солнышко»
  8. Итоговое занятие «Здравствуй, Масленица!» (27.02.)

Сроки проведения: 28 февраля - 3 марта

Тема: «Мой Ногир!»

  1. Беседы с детьми «Мой адрес», «Улица, на которой я живу», «Поселок, в котором я живу».
  2. Рассматривание фотографий «Достопримечательности села» (фотоальбом «Мой Ногир!»).
  3. Конструирование «Дом, в котором я живу».
  4. Беседа о правилах поведения в общественных местах, транспорте, на улице.
  5. С/р игра «Магазин», «Больница».
  6. Строительная игра «Строим дом»
  7. Итоговое занятие «Мой Ногир!» (03.03.)

3. Заключительный этап

  1. Итоговые занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Я и моя семья»; «Мой папа самый лучший!»; «Мой Ногир!»; «Здравствуй, Масленица!»
  2. Создание фотоальбомов «Моя семья», «Наш любимый детский сад», «Мой Ногир!».
  3. Создание нравственно-патриотического уголка.
  4. Оформление уголка для родителей к 23 февраля.
  5. Творческие работы детей (аппликация «Моя семья», открытка для папы «Самолет», лепка «Самолеты летят», лепка «блины», рисование ладошками «Солнышко», конструирование «Дом»).

Приложение

Список литературы

  1. Алешина Н.В. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» СПб; Детство-Пресс, 2011. - 191с.
  2. Л.А.Кондрыкинская, Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.
  3. М.Д.Маханева Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.Д.Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96с.
  4. Новицкая М.Ю. Наследин. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. - 200с.
  5. Ривина Е.К. Герб и Флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников в дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. М: АРКТИ, 2006 - 64с.