Образовательный потенциал режимных моментов в развитии математических представлений у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники, математические представления


Решение образовательных задач в совместной образовательной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Как отмечает В.А.Зебзеева, под режимом дня принято понимать «…научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности» (2, 3); «…рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности» (1, с. 125).

В ДОО режим дня строится согласно СанПиН 1.2.3685-21. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2. Санитарные правила и нормы зарегистрированы Министерством юстиции РФ и вступают в силу с 1 марта 2021 года. Срок действия определен до 1 марта 2027 года (7).

Согласно СанПиНу продолжительность занятий детей от 1,5 до 3 лет - 10 минут, от 3 до 4 лет - 15 минут, от 4 до 5 лет - 20 минут, от 5 до 6 лет - 25 минут, от 6 до 7 лет - 30 минут.

СанПиН 1.2.3685-21 и ФОП ДО выделяет следующие режимные моменты: прием пищи, прогулка, ежедневное чтение, дневной сон и др. Режим - это гибкая, динамичная конструкция, при которой основные его компоненты остаются неизменными.

В каждом режимном моменте (кроме утреннего приема и ухода домой) обязательно есть подготовительный и завершающий этап, например, подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки. Условно распорядок дня представлен для летнего и зимнего периода в ФОП ДО с учетом максимальной работоспособности воспитанников (с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00), и минимальной (с 14.00 по 16.00), что соответтвует СанПиН 1.2.3685-21 (7).

Режимные моменты - это не только присмотр и уход за детьми, но и отличная возможность для их развития, обучения и воспитания (1, с. 188).

При этом образовательную деятельность в режимные моменты не следует рассматривать как дополнение к непосредственно образовательной деятельности. При 10,5-часовом режиме работы дошкольной образовательной организации время реализации образовательной программы составляет от 65 до 80% времени пребывания детей в группах, в зависимости от возраста, из которых примерно 60-68% приходится на режимные моменты и только 5-12 % - на непосредственно образовательную деятельность. К сожалению, многие воспитатели недооценивают образовательный потенциал режимных моментов для обучения, воспитания и развития детей.

В соответствии с ФГОС и ФОП ДО в образовательных учреждениях реализуются различные программы по элементарной математике, в том числе и парциальные, в основе которых в содержание входит разнообразный круг представлений (количественных, величинных, геометрических, пространственных и временных) и понятий, которые формируются постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу, интегрируя между собой. Это может быть и внутренняя и внешняя интеграция. Так, временные представления, такие как дни недели тесно связаны с представлениями о числе (цифре). В частности, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - шестой и т.д. Закреплению математических представлений способствуют разнообразные средства, применяемые не только на занятиях по математике, но и в режимных моментах. Это дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, математические сказки, моделирование, проблемно-игровые ситуации, знаково-символическое оборудование и др.

Как следует из многий научных исследований и практического опыта педагогов, при отборе содержания и методики (технологии) развития математических представлений, в том числе и в режимных моментах, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а также потенциал образовательных программ (основных и парциальных), предлагаемых для реализации в ДОО.

На прогулке, наблюдая за живой и неживой природой, дети могут сравнивать предметы, совершенствовать количественный и порядковый счет, сравнивать и уравнивать множества по их количеству, соотносить знание о числе и геометрической фигуре (у четырехугольника - четыре угла, четыре стороны и четыре вершины и др.), определять время суток, день недели, время года, месяц и др. Воспитанники вспоминают малые фольклорные жанры (загадки, пословицы, поговорка, считалки и другие), которые не только создают эмоциональный настрой, но и активизируют умственную деятельность, актуализируют полученные математические представления у ребенка. Оттачивают речь, в частности, объяснительную и доказательную.

В режимных моментах происходит интеграция не только математических представлений, но и различных видов детской деятельности (игровой, трудовой, продуктивной, двигательной и др.), с учетом индивидуальных потребностей и особенностей старших дошкольников, трудностей, которые возникают у детей при актуализации этих представлений. Так, на занятиях по физической культуры дети осуществляют по команде воспитателя перестроения в шеренгу, круг и др. Прыгают на одной (двух) ногах, заданное количество раз (2, 4 и др.), перемещаются в пространстве в разных направлениях.

На прогулке обязательной составляющей являются игры разной подвижности с мячом, например, старшим дошкольникам даются задания, активизирующие представления о числе (цифре), счете (количественном и порядковом) и др. Предлагается подбросить мяч 2 раза, при этом дошкольник одновременно считает эти мячи, оречевляя свои действия. Подвижные игры можно проводить в режимных моментах таких, как утренний и вечерний круг, прогулка, в организованной совместной деятельности и самостоятельной деятельности, связанной с обогащенной и стимулирующей Рппс.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать «естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы» (8, с. 16). Именно рационально организованная и насыщенная разнообразными средствами и материалами РППС будет способствовать актуализации математических представлений и в режимных моментах.

Дети могут в процессе совместной и самостоятельной деятельности вылепить числа (цифры) из пластилина, сделать их из проволоки (веревки), показать на «Математическом планшете», а также нарисовать палочкой на песке (снеге) на прогулке. У многих детей есть потребность сочинять сказки, в том числе и математические, о геометрических фигурах, числах (цифрах), величинах, времени самостоятельно или с помощью взрослых, в том числе и родителей. Эта инициатива тоже должна приветствоваться. Созданные детьми произведения могут быть предложены для чтения не только на занятиях, но и в режимных моментах. Дети беспрепятственно могут брать их домой, и вместе с родителями читать. Совместно с родителями дети могут сделать и книжки, посвященные малым фольклорным жанрам, связанные с множеством, числом и цифрой, которые будут реализованы в образовательной деятельности воспитателями ДОО. Также не следует забывать и художественную литературу: Двенадцать месяцев» (С.Маршак), «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» (В.Катаев), «Веселый счет» (С.Маршак), «Сколько?» (И.Токмакова), «Урок счета» (Т.Ахмадова), Г.Виеру, А.Кодырова и др., которые написаны для воспитанников, для создания наиболее полных представлений, связанных с элементарной математикой.

Таким образом, нельзя недооценивать потенциал режимных моментов для развития и актуализации математических представлений у дошкольников.

Список литературы

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
  2. Зебзеева В.А. Организация и планирование режимных процессов в дошкольных образовательных организациях / В.А.Зебзеева. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 135 с.
  3. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОО. ФГОС ДО / В.А. Зебзеева. - М.: Сфера. 2017. - 128с.
  4. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - 2-е издание, перераб. ... М.: ТЦ Сфера, 2021. - 112с.
  5. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М.Леушина. - М., 1974. - 368 с.
  6. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера / З.А.Михайлова, Е.А.Носова. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. - 128с.
  7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 1.2.3685-21)// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://meganorm.ru/Index2/1/4293780/4293780935.htm
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.
  9. Федеральная образовательная программа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/