Конспект интегрированного НОД в старшей группе по развитию речи и изодеятельности «Ярмарка игрушек»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель: Формирование представлений о разнообразии народных игрушек.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать словарь по теме «Игрушки».
  • Формирование навыков связной речи.
  • Продолжать учить детей различать виды русского прикладного искусства.
  • на примере дымковских, филимоновских, богородских игрушек и матрешек.
  • Обратить внимание на традиционные элементы филимоновской и дымковской росписи.
  • Продолжать знакомить с географической картой: отмечать место изготовления игрушек.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное внимание, память.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  • Выделить средства выразительности.
  • Совершенствовать умения различать материал, из которого делают игрушки.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическую отзывчивость на прекрасное.
  • Воспитывать положительное отношение к занятиям.
  • Закреплять умение слушать говорящего взрослого и детей.

Материал:

  • набор игрушек (народных), схемы предложений с предлогами, иллюстрации и схематический план для составления рассказа о ярмарке, географическая карта;
  • матрешки;
  • д/игра «Подбери узор»;
  • рефлексия «Эмоциональный круг»;
  • любая весёлая народная музыка;
  • корзина;
  • мешочек;
  • тряпичная кукла; сарафан, платок;
  • мелкие модели и силуэты игрушек;
  • трафареты игрушек по числу детей;
  • диапроектор, диафильм «Народные мастера».

Словарная работа: дымковские, филимоновские, богородские игрушки, загорская, семёновская, полохов-майдановская матрёшки, ярмарка.

Индивидуальная работа: закрепить знание народных игрушек с Машей М.

Предварительная работа:

  • занятия: «Дымковские игрушки», «Филимоновские игрушки», «Богородские игрушки»;
  • экскурсия в музей на выставку игрушек;
  • рисование элементов дымковской и филимоновской росписи;
  • лепка игрушек и их роспись;
  • заучивание стихов об игрушках, рассматривание иллюстраций;
  • беседа о ярмарках;
  • работа со схемами предложений с предлогами и составление рассказов об игрушках по схематическому плану.

Ход занятия

Воспитатель заводит детей в зал, встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг
Ты - мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!

К детям в гости приходит Кудеська (кукла) с тетушкой Матрёной (воспитатель).

- Ребята, здравствуйте. Я тетушка Матрёна, а это моя куколка Кудеська. Хотите знать, где мы были? Мы были на празднике зимы. А ещё на этом празднике была ярмарка игрушек. Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка в России? (ответы детей).

Выставляется картина с изображением ярмарки.

- Правильно, ярмарка - это большие торги с увеселениями и развлечениями. Не зря в народе говорят: шум, как на ярмарке.

Солнце красное встает
Спешит на ярмарку народ.
Красны девицы, да добры молодцы,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь.

- А вы хотите узнать, что мы купили на ярмарке?

Тетушка достает из корзины богородские игрушки и схематический план составления рассказа об игрушке.

- Дети, а кто из вас знает, как называются эти игрушки? (ответы детей).

(Демонстрация диафильма «Народные мастера» (о богородской игрушке) с комментарием воспитателя об этой игрушке)

Богородская игрушка

Родина игрушки село Богородское, что под Москвой. Игрушки вырезают резцом из дерева. Сначала берёт мастер чурбачок. Размечает на нём, что где будет. А потом начинает работать. И обычная деревянная чурка превращается в сказочную игрушку. Делают мастера разные игрушки. А некоторые из них движутся. Богородские мастера свои игрушки не расписывают. Этими игрушками можно не только играть, но и украшать дом.

Кукла Кудеська:

«Тук-тук, щелк-щелк,
Медведь, мужик, коза и волк…
Деревянные игрушки:
И медведи, и старушки -
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат».

- А вы хотите узнать, где находится это село? Давайте отметим его на карте России. Как называется село?

К карте прикрепляется изображение богородской игрушки.

Тетушка Матрёна достает из корзины филимоновскую игрушку.

- Кто знает, как называются эти игрушки?

(Продолжение демонстрации диафильма «Народные мастера» (о филимоновской игрушке) с рассказом воспитателя о ней)

Филимоновская игрушка

Родина игрушки деревня Филимоново, Тульской области. Мастера лепили животных, птиц, фигурки людей. Все игрушки - свистульки из глины. Когда игрушки обжигали в печи, то трещины заглаживали. Поэтому все игрушки вытянутые. Расписывали их полосками, точкам, геометрическими фигурами. Полоски рисовали поперёк. Брали только красную, синюю, желтую и зелёную краски.

Кукла Кудеська:

«Нас слепили мастера
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки -
Все высоки и стройны.
Синие-красные полоски
На боках у нас видны».

- Давайте отметим на нашей карте то место, где родились филимоновские игрушки.

К карте прикрепляется изображение филимоновской игрушки.

Физминутка

«Мы на ярмарку спешили,
Ничего не пропустили.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Пока стояли да рядили,
Все игрушки раскупили».

- А сейчас послушайте загадку от Кудеськи.

«Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку
Раз, 2, 3, 4, 5…
Даже всех на сосчитать». (ответы детей)

Тетушка Матрёна достает из корзины матрёшек.

- Из чего делали матрёшек? Правильно, из дерева. А вы знаете, что матрешек на Руси делали в разных селах, деревнях. Каких матрёшек вы знаете? Давайте назовем их и тоже отметим на карте России их родину.

К карте прикрепляется маленькие изображения разных матрёшек.

(На фоне тихой народной музыки, воспитатель продолжает демонстрацию диафильма «Народные мастера» (о дымковской игрушке)).

Тётушка Матрёна:

«Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор».

- О каких игрушках это стихотворение? Из чего лепили дымковские игрушки? Какие цвета красок использовали мастера? Какие элементы использовались в узоре на дымковской игрушке?

- Давайте отметим и село «Дымково» на карте России.

К карте прикрепляется изображение дымковской игрушки.

- Дети, посмотрите, сколько игрушек мы с вами знаем. И делают их в нашей стране России. Кто сможет назвать эти игрушки? (перечисление названий) В какой стране делают такие игрушки? Молодцы!

- А кукла Кудеська приготовила для вас игру, хотите поиграть? Она называется «Расскажи об игрушке». Нужно выбрать игрушку, которая понравилась и рассказать, почему именно она самая интересная, а в помощь Вам будет этот схематический план и схемы предложений с предлогами.

Дети составляют свои рассказы об игрушках.

- Хорошо справились с заданием, моя куколка довольна. И за то, что вы такие умные и сообразительные в моей корзинке для вас лежать подарки. Это нераскрашенные шаблоны различных игрушек. Филимоновских, дымковских игрушек, разных матрёшек. Вы можете расписать свою игрушку сами теми узорами, которые подходят для неё. Берите игрушки, можете приступать к работе, а я с Кудеськой посмотрю, кто из вас окажется лучшим мастером.

Самостоятельная художественная работа детей.

- Посмотри, Кудеська и вы ребята посмотрите, что у вас получилось. Это же настоящая ярмарка игрушек. Все игрушки так хороши, что стоит их показать всему народу. А давайте я ваши работу унесу на ярмарку, чтобы ими любовались не только мы, но и другие люди. Складывайте их ко мне в корзинку. Ну, вот пришел черёд с вами прощаться, нам в дорогу пора. Спасибо за ваши игрушки. До свидания, ребята.