ВВЕДЕНИЕ
Для развития качеств личности детей необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев...
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.
К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Вывод
Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Дети двигаются свободно под весёлую музыку.
Задание: при остановке музыки постройтесь в цепочку по диагонали.
Дети ходят вокруг обруча под музыку.
Задание: на акцент в музыке быстро запрыгнуть в обруч.
Дети стоят в кругу.
Задание: не перепутайте движение.
- На слово «земля» - руки вниз.
- «Вода» - руки перед собой.
- «Воздух» - руки вверх.
- «Огонь»- руками делаем фонарики.
Дети сидят в кругу.
Задание: на счёт от одного до десяти нужно пересесть по цвету волос, договорившись заранее: здесь - светлые, здесь - тёмные.
Дети стоят в кругу.
Задание: на счёт от одного до семи они должны построиться в шеренгу по росту.
СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ
- Книга книгой, а мозгами двигай.
- Где щи, там нас не ищи.
- Волки рыщут - пищу ищут.
- Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. (Вопрос: кто где находится?)
- В перелеске перепел перепёлку перепел.
РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:
Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молочка принесла.
Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:
- прочитай стихотворение, как будто сильно мёрзнешь;
- прочитай стихотворение, как будто заикаешься;
- прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно и т.д.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ
Дети стоят в кругу, муз. руководитель - в центре с мячом. Он поёт вопрос, затем кидает мяч любому ребёнку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад.
Вопросы - ответы:
- Кто сочиняет музыку? - Композитор
- Как называется коллектив музыкантов? - Оркестр
- Кто главный в оркестре? - Дирижёр
- Кто играет на скрипке? - Скрипач
- Как называется спектакль, где всё время поют? - Опера и т.д.
РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ
Пение любой известной песни по пиктограммам.
Изобразить мимикой и жестами:
- Солёный чай.
- Ем лимон.
- Сердитый дедушка.
- Лампочка погасла, зажглась
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
- Пропеть своё имя и фамилию
- Пропеть свой адрес
- Пропеть имя мамы и папы
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
- Изобразить деревянных и тряпичных кукол.
- Изобразить цветочек
- Изобразить деревянных солдатиков
- Изобразить роботов
- Изобразить бабочек и т.д.
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ
- Представить себя собачкой в будке.
- «Серьёзная собачка. Кто-то идёт, надо предупредить» и т.д.
- Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. (По ходу можно дополнять образ бабушки).
- Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы. (По ходу можно дополнять образ мужчины) и т.д.