Семинар-практикум для проведения в ДОУ "Значение театрализованных игр и упражнений для всестороннего развития личности детей дошкольного возраста"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: театрализованная игра, театрализованная деятельность


ВВЕДЕНИЕ

Для развития качеств личности детей необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев...

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим ли­цом, а создает сцены, ведет роль игру­шечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персо­нажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.

Вывод

Таким образом, в процессе организации театрализованной деятельности у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Дети двигаются свободно под весёлую музыку.

Задание: при остановке музыки постройтесь в цепочку по диагонали.

Дети ходят вокруг обруча под музыку.

Задание: на акцент в музыке быстро запрыгнуть в обруч.

Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движение.

  • На слово «земля» - руки вниз.
  • «Вода» - руки перед собой.
  • «Воздух» - руки вверх.
  • «Огонь»- руками делаем фонарики.

Дети сидят в кругу.

Задание: на счёт от одного до десяти нужно пересесть по цвету волос, договорившись заранее: здесь - светлые, здесь - тёмные.

Дети стоят в кругу.

Задание: на счёт от одного до семи они должны построиться в шеренгу по росту.

СКОРОГОВОРКИ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ

  • Книга книгой, а мозгами двигай.
  • Где щи, там нас не ищи.
  • Волки рыщут - пищу ищут.
  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. (Вопрос: кто где находится?)
  • В перелеске перепел перепёлку перепел.

РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молочка принесла.

Прочитать любое известное детское стихотворение, выполняя при этом задание:

  • прочитай стихотворение, как будто сильно мёрзнешь;
  • прочитай стихотворение, как будто заикаешься;
  • прочитай стихотворение, как будто тебе очень страшно и т.д.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ

Дети стоят в кругу, муз. руководитель - в центре с мячом. Он поёт вопрос, затем кидает мяч любому ребёнку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад.

Вопросы - ответы:

  1. Кто сочиняет музыку? - Композитор
  2. Как называется коллектив музыкантов? - Оркестр
  3. Кто главный в оркестре? - Дирижёр
  4. Кто играет на скрипке? - Скрипач
  5. Как называется спектакль, где всё время поют? - Опера и т.д.

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ МИМИКИ

Пение любой известной песни по пиктограммам.

Изобразить мимикой и жестами:

  • Солёный чай.
  • Ем лимон.
  • Сердитый дедушка.
  • Лампочка погасла, зажглась

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

  1. Пропеть своё имя и фамилию
  2. Пропеть свой адрес
  3. Пропеть имя мамы и папы

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

  1. Изобразить деревянных и тряпичных кукол.
  2. Изобразить цветочек
  3. Изобразить деревянных солдатиков
  4. Изобразить роботов
  5. Изобразить бабочек и т.д.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ

  1. Представить себя собачкой в будке.
  2. «Серьёзная собачка. Кто-то идёт, надо предупредить» и т.д.
  3. Представить себя старенькой бабушкой, ищущей своего пропавшего котёнка. (По ходу можно дополнять образ бабушки).
  4. Представить себя полным, лысым мужчиной, уронившим свои документы. (По ходу можно дополнять образ мужчины) и т.д.