Отработка сложностей орфографического анализа при подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Основной государственный экзамен стал одной из важнейших проверок эффективной работы не только учащихся, но и учителя-словесника. Для того, чтобы этот этап прошёл успешно, учителю необходимо выработать качественную системную концепцию обучения русскому языку. При современном подходе к составлению экзаменационных заданий успешность школьников определяется не просто освоением определённых алгоритмов действий, а умением мыслить, анализировать предложенный материал. Только тогда, когда учителем выстроена единая система преподавания, учащиеся смогут осознанно подготовиться к предстоящему испытанию.

Поскольку процесс подготовки к ОГЭ многоуровневый и сложный, остановимся лишь на некоторых его аспектах. Задания, проверяющие орфографические умения школьников в последние годы несколько усложнились: они носят комплексный характер, не проверяя знание одного конкретного правила из школьной программы. В связи с этим учителю необходимо так продумать обучение на заключительном этапе в 9 классе, чтобы акцентировать внимание учеников на нюансах, сложностях, с которыми можно столкнуться.

Первое, о чём хотелось бы сказать, - это организация работы со словарными словами.

К сожалению, не существует специального словника для подготовки к ОГЭ в 9 классе, что в известной степени затрудняет процесс орфографической подготовки. От учителя требуется внимательный анализ пробных и типовых вариантов ОГЭ, предлагаемых составителями экзаменационных тестов. Определённо можно сказать, что словарные слова, наиболее часто встречающиеся в экзаменационных заданиях, как правило, имеют отношение к предметам, явлениям повседневной жизни человека, среди них есть некоторое количество заимствованной лексики. В качестве примера приведём один из словарных блоков, составленный на основе анализа пробных тестовых работ.

Сирень, крапива, карикатура, косатка, акация, раритет, логотип, гармония, каравай, пещера, винегрет, ветеран, палисадник, гербарий, природа, огород, камыш, гигант, горизонт, волшебный, облако, лазурь, мгновение, пичужка, океан, дирижёр, директор, палатка, тайга, синица, картофель, капуста, панорама, пейзаж, карман, пикировать, котомка, каморка, багаж, бетон, бечева, гиацинт

Следует оговориться, что в заданиях возможно использование различных однокоренных слов.

На уроках русского языка работа со словарными словами проводится постоянно: перед выполнением домашних заданий учащиеся в обязательном порядке прописывают по строчке 5 словарных слов из предложенных блоков, в качестве заключительного этапа они пишут словарные диктанты, являющиеся частью орфографического зачёта.

Помимо этого, на уроках постоянно отрабатываются слова-исключения на определённые правила, включённые в кодификатор. Безусловно, такая работа проводится в рамках повторения основных орфографических правил. В качестве иллюстрации приведу несколько групп слов на различные правила, обязательно повторяемые в процессе подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Чередующаяся гласная в корне слова

Изгарь, пригарь, выгарки, полог, пловец, пловчиха, плывуны, утварь, зоревать, играть зорю, сочетание, чета, Чита (город), ростовщик, Ростов, Ростислав, росток, прорость, заросток, выросток, отрасль, побирушка, на вырост, подростковый, скачок, скачу, скачи, равнина, уровень, ровесник, поровну

Правописание Н и НН в именах прилагательных

Рдяный, пряный, рьяный, румяный, багряный, пьяный, зелёный, юный, свиной, фазаний, бараний, буланый

Правописание суффиксов в инфинитиве

Веять, реять, сеять, блеять, хаять, лелеять, таять, кашлять, каяться, маяться, надеяться

Правописание О-Ё после шипящих и Ц

Дирижёр, массажёр, стажёр, тренажёр, ухажёр, коммивояжёр, ретушёр, постижёр, монтажёр

На этапе работы со словами-исключениями следует постоянно оговаривать, к примеру, особенности их морфемного состава. Так, в словах с одной Н учащиеся выделяют их корень (-рдян-, -румян-, -багрян- и т.д.), что позволяет в дальнейшем не просто закрепить грамотное написание, но и избежать ошибок в 6 задании ОГЭ на орфографический анализ. В случае неверного объяснения написания такого прилагательного наличием суффикса -ЯН- они без труда увидят ошибку.

Говоря о проблемах, с которыми школьники могут столкнуться при выполнении задания на орфографический анализ, следует остановиться на довольно сложных случаях с проверяемой гласной в корне. При анализе учащиеся не всегда могут подобрать проверочное слово, поскольку не знают особенностей происхождения подобных лексем.

Приведём несколько примеров: укрощать, обнажился, очарование, обрамление, поглотить, приноровиться, старожил, вопиющий, покаяние. Подобные примеры необходимо постоянно использовать, составляя подготовительные задания, используя ряды однокоренных слов.

Такой подход позволяет решить не только локальную проблему подготовки к выполнению 6 и 7 заданий ОГЭ, но и улучшить общий уровень грамотности, обогатить словарный запас, подготовить учеников к другой, более сложной ступени, - ЕГЭ. Следует оговориться, что такая работа предметника стала актуальной в связи с недостаточной начитанностью современных школьников и отсутствием богатой речевой практики в общении со сверстниками.

В своей работе я использую несколько видов заданий, подготавливающих к выполнению орфографического анализа в тестовой части ОГЭ, не сводя всё к выполнению тестов, аналогичных экзаменационным. Такая форма заданий, как лексическая или орфографическая задача позволяют выработать осознанность при выполнении орфографических заданий. Приведу несколько примеров подобных задач.

Лексическая задача

Задание. Распределите слова в соответствии со значением корня. Объясните правописание гласной графически. Дайте толкование лексического значения слов, в которых нет чередующейся гласной в корне.

Оз…рение, опоз…риться, раств…риться, оз…рить, з…рница, з…речный, з…рево, натв…рить, проз…рливость

Работая над этим заданием, учащиеся привыкают вычленять корень слов, избегая случайных совпадений при написании, автоматически определять значение корня, идентифицируя тип орфограммы. В заданиях типа «Орфографическая задача» они этот навык закрепляют.

Орфографическая задача

Задание 1. Распределите слова в соответствии с видом орфограммы. Объясните правописание гласной там, где это необходимо.

Ар…мат, об…яние, заг…реть, к…снуться, раздр…жать, п…лисадник, подж…мать, св…щенный, г…ацинт, вр…сти, г…рнист, ур…внять

Решение поставленной задачи может выглядеть таким образом:

Непроверяемая гласная в корне слова

Проверяемая гласная в корне слова

Чередующаяся гласная в корне слова

Аромат
Обоняние
Палисадник
Гиацинт

Обаяние - баять
Раздражать - дразнит, раж
Священный - святость
Горнист - горн

Загореть
Коснуться
Поджимать
Врасти
Уравнять

Из примеров видно, что слово «обаяние» записано сразу в двух колонках таблицы. Учителю следует акцентировать внимание школьников, что сейчас это слово относится к категории словарных, однако этимологически оно восходит к глаголу «баять» (говорить, рассказывать).

Хотелось бы подчеркнуть, что на всех этапах работы используются алгоритмы рассуждения, все примеры комментируются, даются графические пояснения к словам.

Закрепив навык работы с заданиями подобного рода, я перехожу к упражнениям, по форме напоминающим 6 и 7 задания ОГЭ. Подробно останавливаться на этих заданиях не буду, поскольку их легко найти в предлагаемых типовых экзаменационных вариантах.

В завершение хотелось бы сказать, что в статье затрагивается лишь один из аспектов подготовки учащихся 9 классов к заданиям, связанным с орфографическим анализом, поскольку он является одной из болевых точек при выполнении тестовой части ОГЭ по русскому языку. Безусловно, проблему орфографической грамотности следует решать комплексно, системно. При этом каждый учитель-предметник, подходящий к своей деятельности осознанно, творчески, вырабатывает свою эффективную методику работы с учащимися.