Урок ОРКСЭ "Добро и зло". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 4

Ключевые слова: доброта, Доброта и милосердие, добро и зло


Цель урока: Научиться отличать добро от зла.

Задачи урока.

Образовательные:

  • научить пользоваться толковым словарём,
  • научить распознавать понятия "добро" и "зло",
  • научить сопоставлять эти понятия и различать их.
  • научить различать "добрые" и "злые" намерения людей.

Развивающие:

  • развивать мыслительные процессы,
  • развивать воображение,
  • развивать заинтересованность к данной теме.

Воспитательные:

  • воспитывать положительные нравственные качества,
  • воспитывать умение уважать других.

Оборудование к уроку: словарь С.Ожегова, бусинки, карточки с пословицами, реквизиты для подготовленных инсценировок, цветные плакаты, бумагу, полоски для квиллинга, ножницы, клей, мелки, фломастеры. Плакаты с названиями «Доброе сердце» и «Цветок Добра», карточки со словами, обозначающими зло.

Ход занятия

I. Начало урока «Дружба начинается с улыбки»

(Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза)

- Добрый день всем. Я предлагаю всем присутствующим повернуться к соседу справа, улыбнуться и поздороваться на чувашском языке. Теперь повернитесь к соседу слева и поприветствуйте на русском языке.

- Сейчас я подойду к каждому, вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. В течение всего урока крепко держите её в руке.

II. Оргмомент

Создание проблемной ситуации

Игра «Рассыпные буквы»: дети делятся на две группы, каждая из которой получает по конверту с буквами. Дети должны собрать из этих букв слова: ДОБРО и ЗЛО.

- Какие слова получились у вас, ребята? (Ответы детей: ДОБРО и ЗЛО)

III. Формулировка темы и урока

- О чем же мы сегодня будем с вами говорить? (Ответы детей)

- Запишите тему занятия.

IV. Цель урока

Сценка "Перед вами две дороги. Выбирайте..."

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться с "всякими". Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать "скорую".

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет "мобильника"?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

Учитель:

  1. Почему молодой человек отказался помочь?
  2. Как бы вы поступили в этом случае?
  3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто.

- Посмотрите следующую сценку.

Сценка 2. «Добро без ума» (древняя китайская история)

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: Зачем столько птиц?

Император ответил:

- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.

Каких птенцов? - удивился император.

- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

- Об этом я не думал, - признался император. Тогда мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо и добро без ума - не лучше.

Учитель:

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

Ученик: (Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют.)

Учитель:

- Всегда ли в жизни легко отличить добро от зла?

- Отчего это зависит?

- Как вы думаете, какова же цель нашего занятия?

(Научиться отличать добро от зла).

Этому люди учатся всю жизнь.

V. Работа по теме урока

Учитель:

- Что есть добро, а что зло?

- Обратимся за помощью к словарю.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

- Записать определение в тетради.

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный
Доброта бывает разная.

Существует три понятия доброты.

  1. Самая маленькая доброта - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
  2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
  3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина - человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

- А что такое зло? (ответы)

В словаре Ожегова - «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

- Записать определение в тетради.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.

- Откуда на земле появились добро и зло?

(Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.)

Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей боролись и должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.

В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.

Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между Богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.

Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.

- Приведите примеры добрых и злых поступков.

Бог поставил во главе своего творения, в качестве его венца - человека. В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которые должен выполнять человек.

Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю.

Это нарушение, непослушание стали называть грехом, а первое нарушение назвали грехопадением.

VI. Работа по учебнику стр.24-25

VII. Игра «Победи зло!»

- Ребята, скажите, с точки зрения лексики, чем являются между собой слова: «добро» и «зло». (Антонимы)

- Я предлагаю игру «Победи зло!»

Ребятам раздаются карточки со словами, к которым детям нужно подобрать антонимы: наступить, захватить, показать кулак, спрятать, разорвать, нагрубить, отомстить, обманывать, сломать, грешить.

Учитель называет слова из карточек, дети подбирают антонимы (каждый по кругу). Если кто-то затрудняется, кладёт руку на плечо товарищу со словами: «помощь друга».

VIII. Учимся доброте по пословицам

- Говорят, что учиться жизни можно по пословицам и поговоркам, ведь в них собран большой жизненный опыт. По нашей теме я подобрала несколько пословиц, но разделила их на две половинки каждую.

- Найди свою пару! Те, кто нашёл, вставайте парами в ряд. Читайте свои части.

Собери пословицу из двух частей.

Доброе слово лечит

много света принесёт.

Злой плачет от зависти

сумей и повиниться.

Сумел провиниться

так и худа не делай.

Добра не осмыслишь

а злое калечит.

Добрый человек придёт

а добрый - от радости.

IX. Физкультминутка

X. Проектная деятельность «Доброе сердце» и «Цветок добра»

Давайте сделаем на нашем занятии небольшие проекты на плакатах.

Дети делятся на две группы. Одна создаёт на плакате проект «Доброе сердце», другая - «Цветок добра».

(Для работ используют цветные плакаты, бумагу, полоски для квиллинга, ножницы, клей, мелки, фломастеры).

- Постарайтесь включить в свои работы слова или высказывания о добре. (Звучит песня о доброте).

Защита.

XI. Рефлексия

C вами во время всего урока находилась бусинка.

Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Оставайтесь стоять со мной.

Что у нас получилось?

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, добрые чтобы эти отношения у вас остались надолго, чтобы вы в своей жизни шли плечо к плечу, поддерживая, помогая друг другу, совершали только добрые поступки.

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
А.Лесных

Урок завершается песней "Дорогою добра" сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова