Цель урока: Научиться отличать добро от зла.
Задачи урока.
Образовательные:
- научить пользоваться толковым словарём,
- научить распознавать понятия "добро" и "зло",
- научить сопоставлять эти понятия и различать их.
- научить различать "добрые" и "злые" намерения людей.
Развивающие:
- развивать мыслительные процессы,
- развивать воображение,
- развивать заинтересованность к данной теме.
Воспитательные:
- воспитывать положительные нравственные качества,
- воспитывать умение уважать других.
Оборудование к уроку: словарь С.Ожегова, бусинки, карточки с пословицами, реквизиты для подготовленных инсценировок, цветные плакаты, бумагу, полоски для квиллинга, ножницы, клей, мелки, фломастеры. Плакаты с названиями «Доброе сердце» и «Цветок Добра», карточки со словами, обозначающими зло.
Ход занятия
I. Начало урока «Дружба начинается с улыбки»
(Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг другу в глаза)
- Добрый день всем. Я предлагаю всем присутствующим повернуться к соседу справа, улыбнуться и поздороваться на чувашском языке. Теперь повернитесь к соседу слева и поприветствуйте на русском языке.
- Сейчас я подойду к каждому, вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. В течение всего урока крепко держите её в руке.
II. Оргмомент
Создание проблемной ситуации
Игра «Рассыпные буквы»: дети делятся на две группы, каждая из которой получает по конверту с буквами. Дети должны собрать из этих букв слова: ДОБРО и ЗЛО.
- Какие слова получились у вас, ребята? (Ответы детей: ДОБРО и ЗЛО)
III. Формулировка темы и урока
- О чем же мы сегодня будем с вами говорить? (Ответы детей)
- Запишите тему занятия.
IV. Цель урока
Сценка "Перед вами две дороги. Выбирайте..."
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.
- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, смотри, у него кровь на штанине.
- А нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я всё равно подойду. - Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться с "всякими". Пойдём отсюда, - он попытался увести её.
- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.
- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.
- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать "скорую".
- Спасибо, леди, спасибо...
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет "мобильника"?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.
- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.
Учитель:
- Почему молодой человек отказался помочь?
- Как бы вы поступили в этом случае?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
- Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Такие люди встречаются повсюду, они могут жить по соседству, либо прогуливаться в вашем дворе. Т.е. вам приходится встречаться с этим человеком очень часто.
- Посмотрите следующую сценку.
Сценка 2. «Добро без ума» (древняя китайская история)
Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил: Зачем столько птиц?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
Кто же кормит птенцов? - спросил мудрец.
Каких птенцов? - удивился император.
- У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал, - признался император. Тогда мудрец сказал:
У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда в лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный император.
На это мудрец заметил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо и добро без ума - не лучше.
Учитель:
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
- Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?
Ученик: (Например, можно ввести в государстве должность охранника птиц, принимать на эту должность мальчишек и платить им по горсти риса за каждую птичью семью, которую они охраняют.)
Учитель:
- Всегда ли в жизни легко отличить добро от зла?
- Отчего это зависит?
- Как вы думаете, какова же цель нашего занятия?
(Научиться отличать добро от зла).
Этому люди учатся всю жизнь.
V. Работа по теме урока
Учитель:
- Что есть добро, а что зло?
- Обратимся за помощью к словарю.
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
- Записать определение в тетради.
И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный
Доброта бывает разная.
Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта - пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина - человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- А что такое зло? (ответы)
В словаре Ожегова - «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
- Записать определение в тетради.
Почему же добро всегда побеждает над злом?
Зло - это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро.
- Откуда на земле появились добро и зло?
(Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.)
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей боролись и должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые духи, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром. Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между Богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.
- Приведите примеры добрых и злых поступков.
Бог поставил во главе своего творения, в качестве его венца - человека. В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которые должен выполнять человек.
Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю.
Это нарушение, непослушание стали называть грехом, а первое нарушение назвали грехопадением.
VI. Работа по учебнику стр.24-25
VII. Игра «Победи зло!»
- Ребята, скажите, с точки зрения лексики, чем являются между собой слова: «добро» и «зло». (Антонимы)
- Я предлагаю игру «Победи зло!»
Ребятам раздаются карточки со словами, к которым детям нужно подобрать антонимы: наступить, захватить, показать кулак, спрятать, разорвать, нагрубить, отомстить, обманывать, сломать, грешить.
Учитель называет слова из карточек, дети подбирают антонимы (каждый по кругу). Если кто-то затрудняется, кладёт руку на плечо товарищу со словами: «помощь друга».
VIII. Учимся доброте по пословицам
- Говорят, что учиться жизни можно по пословицам и поговоркам, ведь в них собран большой жизненный опыт. По нашей теме я подобрала несколько пословиц, но разделила их на две половинки каждую.
- Найди свою пару! Те, кто нашёл, вставайте парами в ряд. Читайте свои части.
Собери пословицу из двух частей.
Доброе слово лечит |
много света принесёт. |
Злой плачет от зависти |
сумей и повиниться. |
Сумел провиниться |
так и худа не делай. |
Добра не осмыслишь |
а злое калечит. |
Добрый человек придёт |
а добрый - от радости. |
IX. Физкультминутка
X. Проектная деятельность «Доброе сердце» и «Цветок добра»
Давайте сделаем на нашем занятии небольшие проекты на плакатах.
Дети делятся на две группы. Одна создаёт на плакате проект «Доброе сердце», другая - «Цветок добра».
(Для работ используют цветные плакаты, бумагу, полоски для квиллинга, ножницы, клей, мелки, фломастеры).
- Постарайтесь включить в свои работы слова или высказывания о добре. (Звучит песня о доброте).
Защита.
XI. Рефлексия
C вами во время всего урока находилась бусинка.
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Оставайтесь стоять со мной.
Что у нас получилось?
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, добрые чтобы эти отношения у вас остались надолго, чтобы вы в своей жизни шли плечо к плечу, поддерживая, помогая друг другу, совершали только добрые поступки.
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
А.Лесных
Урок завершается песней "Дорогою добра" сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова