Рабочая программа "Основы пространственной ориентировки для обучающихся с умственной отсталостью" (вариант 2)

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы пространственной ориентировки» разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2).

Цель: развитие пространственных и пространственно-временных представлений как важной базовой составляющей психической деятельности.

Задачи:

  • развитие пространственных представлений о собственном теле в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
  • формирование целостной картины мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом;
  • формирование представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
  • формирование пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность как одна из основных составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка);
  • развивать квазипространственные представления;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека и охватывает различные стороны его взаимодействия с окружающим миром. Она представляет собой важнейшее свойство психики человека. Формирование пространственных представлений у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью нарушается по всем направлениям; обучающиеся этой категории испытывают значительные трудности в овладении действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности. Поэтому, для детей данной категории необходимы уроки на развитие пространственной ориентировки.

Рабочая программа состоит из 5 последовательных этапов, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребенка и как бы повторяет нормативное овладение ребенком пространственными и пространственно-временными представлениями в ходе его развития. Структура заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических представлений (пространство языка), наиболее поздно усваиваемых ребенком (то есть наиболее сложных).

I этап - Ориентировка в собственном теле.

II этап - Ориентировка в окружающем пространстве.

III этап - Ориентировка на листе бумаги.

IV этап - Понимания и употребления грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

V этап - Пространственно- временные представления

Каждый этап раздел программы.

2. Содержание учебного предмета

Рабочая программа предмета рассчитана: 2 часа в неделю 34 учебные недели (68 уч. часов).

Программа состоит из 5 этапов:

I этап - Ориентировка в собственном теле.

II этап - Ориентировка в окружающем пространстве.

III этап - Ориентировка на листе бумаги.

IV этап - Понимания и употребления грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

V этап - Пространственно-временные представления.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении по отношению к себе. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.). Умение ориентироваться «на себе» - предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени, ориентироваться в расположении по отношению к другому человеку, предмету. Однако ориентировка на человеке, на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела. Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах.

Овладение пространством собственного тела;

II этап - Ориентировка в окружающем пространстве.

После выработки у детей навыка ориентации в пространстве относительно себя следует переходить к ориентации других объектов относительно друг друга и себя относительно других объектов. Это предполагает обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции.

- Расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси.

- Представленияo собственном теле и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси.

III этапе - Ориентировка на листе бумаги.

- Расположения объектов вокруг собственного тела посредством пространственной ориентировки в горизонтальной плоскости (право-лево).

Объяснение выражений: в центре, посередине, слева, справа, верхняя, нижняя, левая, правая сторона, левый (правый) угол, левый (правый) нижний угол.

- Располагать предметы на полоске слева направо, на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу, посередине.

- Овладение промежуточным сторонам пространства: верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол.

Работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий.
При этом используются различные дидактические игры и упражнения:

  • зрительные диктанты - это готовые композиции орнамента, которые дети рассматривают, анализируют и воспроизводят по памяти;
  • создание орнамента под диктовку педагога;
  • самостоятельное создание композиции орнамента и рассказ по ней.
  • графические диктанты

IV этап - Понимание и употребление грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.

Коррекционная работа начинается с уточнения предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции педагога. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.

V этап - Пространственно-временные представления

  • Представления о количественных пространственно-временных понятиях. Формирование представлений «перед», «между» «после». Работа с числовым рядом. Дифференциация понятий «перед», «после», «между».
  • Формирование временных представлений. Ход времени: части суток. Формирование представлений «раньше», «позже» (распорядок дня, части суток, дни недели.
  • Дифференциация понятий «раньше», «позже», «после», «перед» (дни недели).
  • Формирование временных представлений. Времена года, месяцы года.

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

Возможные личностные результаты могут включать:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты могут включать:

  • ориентироваться в схеме собственного тела; на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственных понятий и представлений об окружающей среде, дифференциация схоже расположенные в пространстве объектов;
  • формирование умений использовать и понимать предлоги;
  • ориентироваться во временных представлениях:
  • умение слушать, понимать и выполнять словесные установки, действовать по образцу;
  • обогащение словарного запаса.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Литература

  1. Электронный ресурс: Образовательная социальная сеть nsportal.ru. Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений учебно-методический материал, Игры и упражнения, направленные на развитие пространственных представлений | Учебно-методический материал: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
  2. Т.Ю.Хотылева, Н.М.Пылаева. Графические диктанты.pdf
  3. Константин Валерьевич Шевелев. ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Рабочая тетрадь.
  4. Н.Я.Семаго "Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста".