Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удаётся достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А.Эйнштейн)
В плане формирования мировоззрения и творческого мышления обучающихся роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика. В наше время ученикам приходится добывать и совершенствовать приобретённые знания, поэтому для них сегодня гораздо важнее прочности приобретаемых знаний - это их умение добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, а также умение работать с информацией в различных областях, то есть как никогда сегодня актуально так называемое «обучение через всю жизнь».
Для развития у обучающихся способности работать с информацией, умения работать в команде и мыслить самостоятельно, используют различные педагогические технологии, в том числе и проектную деятельность, которая имеет следующие преимущества:
- у обучающихся растет уверенность в своих знаниях, развиваются способности к обучению;
- расширяется кругозор;
- формируется позитивное отношение к продуктивной, творческой ошибке;
- возникают способности самостоятельности в выдвижении новых идей и методов;
- обучающиеся берут на себя большую ответственность за свое образование;
- возможность развития разносторонних навыков, таких как новый тип мышления, нахождение ответов, работа в коллективе, а также общение.
В современной педагогике проектное обучение используется как компонент образовательных систем. Под проектом будем понимать совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность обучающихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Преимуществом учебного проекта является формирование чувства ответственности, приобретается индивидуальный опыт деятельности обучающегося на всех этапах. Работая в группах, обучающиеся приобретают навыки сотрудничества. Проект - это особая философия образования, философия цели и деятельности. Современная школа и школа будущего немыслима без проектов. В основу технологии проектного обучения положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи. При такой форме обучения содержание, формы, методы должны максимально учитывать индивидуальные особенности учащегося, а также предпочитаемые способы работы с учебным материалом.
Проект - это возможность обучающимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление моделей, презентаций, проведение исследований (с последующим оформлением), подготовка рефератов, докладов, сообщений, схем, диаграмм, макетов, сценариев и т.д.
Особенности технологии:
- Методы обучения - развивающие. Обучение ориентированно на развитие каждого ученика.
- Выявление уровня развития каждого обучающегося на каждом этапе обучения.
- Применение разнообразных методов, средств и форм обучения.
- Применение общеклассных, групповых и индивидуальных форм учебной работы.
- Создание специальных средств - развивающих заданий, которые формируют рациональные умения умственного труда.
- Весь процесс обучения строится на отношениях партнерства и сотрудничества.
Актуальность проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации. Самое интересное и самое трудное начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу.
Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности: исполнительский, конструктивный, творческий.
Об исполнительском проекте можно говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, обучающиеся последовательно осуществляют рекомендации учителя о порядке действий. Выполнение таких проектов предусматривается на начальном этапе использования учебных проектов, когда у учащихся ещё не достаточно опыта для самостоятельного поиска.
Конструктивный уровень уже возможен тогда, когда обучающиеся способны, обсудив проблему, самостоятельно выполнить все этапы проекта.
На третьем уровне - творческом обучающиеся самостоятельно выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его.
Классификация проектов
Признак |
Тип проекта |
Уровень творчества |
|
Вид деятельности |
|
Используемые умения |
|
Уровень выполнения |
|
Количественный состав участников |
|
Возрастной состав
|
|
Продолжительность выполнения |
|
Характер исполнения |
|
Формы продуктов
|
|
Использование средств
|
|
В учебном процессе метод проектов может использоваться для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты (краткосрочные) достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в рамках урока).
Примеры краткосрочных проектов (в рамках изучения программного материала):
- «Координаты точки и координаты вектора: соревнование художников»;
- «Пропорции и их применение при решении старинных задач»;
- «Угол между прямой и плоскостью»;
- «Расстояние от точки до плоскости»;
- «Решение прикладных задач с помощью производной»;
- «Правильная пирамида»;
- «Перпендикулярность прямой и плоскости» и другие.
Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов. Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты), занимающие несколько уроков (или на занятиях элективного курса, факультатива) и достаточно серьёзную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность по внеурочное время. Такие проекты и, соответственно, уроки являются праздником знаний в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.
Примеры среднесрочных проектов (по материалам углубленного изучения):
- «Решение уравнений, 2-й, 3-й, 4-й степеней по формуле»;
- «Определённый интеграл»;
- «Непрерывность функции»;
- «Построение графиков функций элементарными методами»;
- «Как Архимед измерял объём шара?» и другие.
Примеры долгосрочных проектов (по материалам научно-практических исследований):
1. «Измерение геометрических величин»
В проекте рассматриваются методы измерения величин: измерение углов, расстояний, площадей поверхностей, объемов фигур в пространстве, происходит знакомство с инструментами измерения величин, с интересными способами и методами, изучается историческая литература, справочники, выполняются доклады на темы: «Как возникли представления людей о шарообразности Земли? Что означает шарообразность?», «Как впервые измерили Землю? В чем состоял способ Эратосфена?» и т.д., проводятся исследования «Объем фигур в пространстве», «Принцип Кавальери».
2. «Грамотный покупатель» (совместный проект по математике и информатике)
В проекте учащиеся применяют знания не только математики, но информатики, экономики, а также обращаются к статистическим расчётам, которые очень актуальны в практическом применении математических знаний и в настоящее время вызывают интерес у школьников.
3. «Элементарная теория управления запасами» (совместный проект по математике и экономике)
В проекте рассматриваются прикладные разделы математики - экономика, статистические расчёты, которые очень актуальны в настоящее время в практическом применении математических знаний.
4. «Золотое сечение» и его применение с архитектуре города Самара»
В проекте изучается теоретический материал по теме «Золотое сечение», золотая спираль в живой природе, золотая пропорция и связанные с ней отношения; рассматриваются их применение и взаимосвязь, находятся известные здания в Самаре, которые построены по законам «золотого сечения», а также определяется их значение в культурной жизни города.
5. «Построение комплексных множеств на плоскости. Графическое решение систем уравнений и неравенств с параметром в комплексных числах»
Результат работы - создание качественного методического пособия для желающих самостоятельно овладеть теоретическими знаниями в данной области, содержащее помимо основного теоретического материала тест для самоконтроля, который позволит оценить степень усвоения изученного.
6. «Теорема Пифагора вне школьной программы»
Результат работы - пособие с качественным электронным приложением, которое может быть использовано на предпрофильных курсах и для самообразования обучающихся 8-9 классов.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу изучаемого предмета математики. Также ученические проекты могут быть использованы во время итогового повторения. Защита проектов, как обобщение знаний и умений по изученным темам - это очень важный момент для обучающихся. При этом достигаются несколько целей:
- обучающимися с интересом повторяют изученный материал;
- во время работы над проектами они узнают много нового и познакомятся с новыми и интересными сведениями и фактами;
- обучающиеся учатся работать с дополнительной литературой и занимаются поиском новой информации в Интернете;
- учатся использовать такие современные компьютерные программы, как
- программа Microsoft PowerPoint;
- программа Microsoft Word;
- коллекции картинок Microsoft Word;
- программа Microsoft Excel;
- программа Microsoft Paint;
- www.jandex.ru;
- они учатся грамотно и эстетично готовить продукты проекта: презентации, доклады, рефераты, творческие работы, сценарии и т.п.;
- воспитывать в себе умение слушать одноклассников и оценивать другие проекты (некоторые из этих проектов оказались более глубокими и содержательными по сравнению с собственными проектами), что немаловажно;
- развивать интерес к проектной деятельности;
- учатся работать в коллективе;
- учатся самостоятельно планировать свою деятельность;
- поняли главное - какую бы идею, носящую практическую направленность, они ни пытались воплотить в жизнь, без математических знаний не обойтись.
В процессе реализации проектов обучающиеся учатся не только применять умения и навыки, полученные на уроках математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с современной жизнью, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.
Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Также меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности обучающихся. На таких уроках происходит единение учителя и учеников. А это и есть подлинное сотрудничество.