Сценарий проведения встречи в литературной гостиной «За сказкой сказка». Тема: «Сказки А.С.Пушкина»

Разделы: Конкурс «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»


Звучит фонограмма вальса Г.Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель».

Демонстрируется слайд «Кузнецкий мост» (слайд-комплект «Путешествие в пушкинскую Москву»)

Ведущая:

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

«Многовековая история столицы Государства Российского неотделима от имен русских царей и политических деятелей, ученых, художников, артистов, писателей.

В нашу жизнь прочно вошли понятия: Москва Ивана Грозного, Москва Ломоносова, Лермонтова, Толстого, Станиславского, Есенина, Булгакова. Однако, пожалуй, наиболее близкой и притягательной для нас является Москва пушкинская, как и все, что связано с самым дорогим и любимым для русского человека именем - именем Пушкина». (Ю.М.Лужков)

Демонстрируется слайд «А.С.Пушкин» (слайд-комплект «Путешествие в пушкинскую Москву»)

Ведущая: Москва - родина поэта. Здесь он родился, здесь был крещен. Самый продолжительный из московских периодов жизни А.С.Пушкина - детство - прошло в старой Москве. До наших дней сохранилось множество памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством. Один из таких домов находится в Большом Харитоньевском переулке. Во флигеле этого живописного здания жила семья поэта, и прошли его первые детские годы.

Демонстрируется слайд «Дворец Юсупова» (слайд-комплект «Кованое кружево Москвы»)

Ведущая:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед.

Демонстрируется отрывок о А.С.Пушкине из видеофильма «Века и вдохновение» («Москва. Страницы истории. XII-XIX века»).

Звучит фонограмма «Океан - море синее» Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане».

Ведущая:

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…
О них мы узнаем из сказок великого поэта.

Максим Горький писал: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».

А вы, помните ли эти сказки?

  • Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком…
    («Сказка о царе Салтане…»)
  • Жил старик со своею старухой…
    («Сказка о рыбаке и рыбке»)
  • Жил-был поп…
    («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
  • Негде, в тридевятом царстве
    Тридесятом государстве,
    Жил-был славный царь Дадон…
    («Сказка о золотом петушке»)
  • Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился…
    («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ведущая: Известно, что поэт искренно любил и увлекался народными сказками. Будучи сослан за свои вольнолюбивые стихи в деревню Михайловское, Пушкин коротал долгие зимние вечера, слушая сказки своей няни Арины Родионовны.

В письме к своему брату Л.С.Пушкину Александр Сергеевич сообщал, что по вечерам слушает сказки няни. И тут же восторженно восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Увлечение сказками отразилось на творчестве Пушкина. Он стал блистательным мастером сказок. С одинаковым удовольствием их читают взрослые и дети.

Едва за книгой руку протяну
И пушкинские разверну страницы -
Забыто все, я у него в плену,
И тихая беседа наша длится…
Великий Пушкин не ушел с земли,
Он лишь во времени ином, вдали.
Он здравствует во времени ином,
Как твой старинный друг иногородний,
Он, Пушкин, там творит еще сегодня,
Вот только не порадует письмом…
Но книга это возместит сполна,
Она, как путь, связует времена.
Д.Кугультинов

Звучит фонограмма пьесы П.И.Чайковского «Нянина сказка»

Чтецы:

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!

Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

В этих сказках непременно
Происходят чудеса:
На неведомых дорожках
Снова слышим голоса…

На волнах царевна Лебедь,
Светит месяц под косой,
В эти сказки будешь верить,
Даже если ты большой!

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!

Сказки Пушкина - чудо-страна!
Свои двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать!
О.Ященко

Ведущая: Вместе с пленительным миром сказок Пушкина с детства в наше сознание входит и образ няни великого поэта - Арины Родионовны.

Демонстрируется слайд «Барельеф няни».

Она с детской колыбели ввела будущего поэта в мир народной сказки, напела ему народные песни, подарила жемчужины русской речи, расцвеченной пословицами и поговорками, меткими словечками.

Чтецы:

…На стареньком диване
У мерзлого окна
Дремотный голос няни,
Как плеск веретена.

В руках мелькают спицы,
Трясется голова,
И вьются небылицы -
Волшебные слова:

Про лешего Антипку,
Про батрака Балду,
Про золотую рыбку,
Про кузнеца в аду…

Зарделось в зале лето,
Шумит-шуршит травой.
В простенке тень поэта
С курчавой головой…

А кот все горбит шубу,
Не тот ли это кот,
Что был прикован к дубу

У синих-синих вод?
«Распелась… Вот чечетка!
Смотри, в саду - светло».
И крестит няня кротко
Любимое чело.
А.Черный «Няня Пушкина»

Ведущая: Няня Александра Сергеевича Пушкина была крепостной его бабушки Марии Алексеевны Ганнибал.

В девять лет она осталась сиротой, шестерым ее братьям и сестрам сравнялось от четырех до шестнадцати лет, и юной сироте пришлось перенести все тяготы и лишения крепостничества.

В возрасте 23 лет она вышла замуж за крепостного Федора Матвеева.

Арина Родионовна рано овдовела. У нее были дети: два сына и две дочери.

Но с родными детьми она была разлучена и определена в няни к малолетней Надежде Ганнибал - будущей матери поэта.

Когда у Пушкиных появился первый ребенок - дочь Ольга, Надежда Осиповна взяла ей в няньки крепостную воспитательницу Арину. Няне было тогда 39 лет.

С тех пор на протяжении тридцати одного года до конца жизни ее судьба была связана с семьей Пушкиных. Она вынянчила всех детей Пушкиных: Ольгу, Александра, Льва. В 1799 году Мария Алексеевна предложила няне вольную, но она отказалась.

В семье Пушкиных она пользовалась общим вниманием и уважением.
Для поэта няня была самой светлой личностью. Он всегда называл ее «мамой», «мамушкой». Юношеское стихотворение Пушкина с воспоминаниями о сказках в детстве, посвящено няне:

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеяньи,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
«Сон» 1816 г.

Ведущая: Пушкин особенно сблизился с няней в годы ссылки в Михайловском. «Вечером слушаю сказки моей няни, - писал он друзьям, - и вознаграждаю тем недостатки своего проклятого воспитания. Она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно».

Чтецы:

Михайловское. Бури завыванье,
А Пушкин с няней в комнате сидит.
И старины народные преданья
Она ему неспешно говорит.

Трещит в камине огонек последний,
Тепло и ясно в мире и в душе.
И видит он - идет царевна Лебедь,
С Гвидоном говорившая уже.

Старуха у разбитого корыта
Ругает и поносит старика,
А рыбка золотая в океане
Еще не очень сердится пока.

Царевич Елисей по миру скачет,
С луной и ветром в поле говорит.
Мы знаем: скоро он заплачет,
Увидев, что в пещере гроб висит.

Вот царь Дадон, войны не ожидая,
Глядит на золотого петушка.
Предательства и злобы не прощая,
Он скоро насмерть клюнет старика.

Балда с чертенком договор заключат,
Чтоб за работу плату получить.
И жадного попа он так научит,
Что надо с кем угодно честным быть.

Михайловское. Бури завыванье.
С тех пор прошло уж 200 лет.
А сказок, что придумал Пушкин с няней,
На свете лучше не было и нет!!!
К.Колесникова

Ведущая: Пушкин и няня - это не барин и крепостная рабыня, а любящие друг друга близкие люди. Она вела все домашнее хозяйство, надзирала за работой всех дворовых девушек. Была она с полным лицом, вся седая. Грусть долгих зимних вечеров, когда вьюга окутывала Михайловское, сказки и народные поверья, множество которых знала няня, скрашивали жизнь поэта.

К Арине Родионовне с большой любовью и уважением относились и друзья поэта.

Я отыщу тот крест смиренный,
Под коим, меж чужих гробов,
Твой прах улегся изнуренный
Трудом и бременем годов.
Ты не умрешь в воспоминаньях
О светлой юности моей
И в поучительных преданьях
Про жизнь поэтов наших дней…
Н.М.Языков «На смерть няни А.С.Пушкина»

Ведущая: Няня горячо любила Пушкина и болела за него душой. Когда Пушкин жил уже в Петербурге, соскучившаяся по нему няня продиктовала (сама она писать не умела) Анне Николаевне Вульф письмо к поэту.

Бережно хранил Александр Сергеевич это письмо, ответом на которое явилось его волнующее душевным теплом стихотворение:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черной отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

В 1828 году Арина Родионовна переехала в Петербург к вышедшей замуж сестре Пушкина, Ольге Сергеевне. В доме Павлищевых, недолго проболев, няня умерла и была похоронена на Смоленском кладбище.

Память о няне никогда не оставляла поэта. Он записал с ее слов семь сказок. Сюжетом о царе Салтане воспользовался сам, а о царе Берендее - подарил Жуковскому.

И сказки, и многие другие произведения великого поэта хранят следы удивительной дружбы поэта с няней.

Эта удивительная русская женщина, чье имя Арина Родионовна - известно любому школьнику, не была обучена грамоте. Ее руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». К ней он обращался в «Зимнем вечере»:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла…

Ведущая: «Она была для своего питомца, - писал Н.А.Добролюбов, - представительницей русской народности: она ему передавала волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, внушала ему народные чувства и воззрения».

Демонстрируется слайд «Домик няни».

Ведущая: В деревне Кобрино, где жила в молодости Арина Родионовна, до сих пор стоит эта маленькая бревенчатая избушка. Этот домик Мария Алексеевна Ганнибал подарила ей, когда она стала няней только что родившейся Ольги Сергеевны Пушкиной. К 175-летию А.С.Пушкина в домике Арины Родионовны был открыт музей.

Чтецы:

На зеленой поляне,
сбитый крепкой рукой,
как бывало при няне,
он стоит над рекой.

Древней пряжи волокна
в нем старушка сучит,
и утопленник в окна
в час урочный стучит.

К этой горнице милой
сквозь вечерний туман
подъезжает с Людмилой
победитель Руслан.

Домик полон до крыши
давних сказок и снов,
притаился и - слышит
шорох вспугнутых сов.

Тишины не нарушив,
у закрытых дверей
глухо капают груши
с почерневших ветвей.

За околицей гулко
стонет сумрачный лес.
Домик няни - шкатулка
небывалых чудес.
Л.Вышеславский «Домик няни»

Ведущая: Открытие музея - «это признание огромных заслуг перед русской культурой той, чьи устные предания, сказки и песни, перенесенные пером гения на страницы своих произведений, являются предметом восторга и восхищения людей всех возрастов и поколений нашего народа» (А.Гессен).

Я помню, как на сон грядущий
Я слушал чудные стихи.
Не знал еще, что это Пушкин!!
А сказки в душу залегли.

«У лукоморья дуб зеленый»…
И вижу ясно пред собой
Кота, Чернавку, Черномора,
Царевну и чертей с Балдой.
Вадим Желясков

А знаете, друзья, пока я вам рассказывала о жизни Арины Родионовны, Могучий Ветер успел побывать на острове Буяне в гостях у сказочных героев и позвать их в нашу гостиную, но они, к сожалению, не смогли прибыть сами, зато прислали телеграммы. Давайте-ка, прочитаем их!

Проводится викторина «Телеграммы»:

  • «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна!»
    (Вторая сестрица из «Сказки о царе Салтане»)
  • «Ждите, ждите, очень спешим, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна».
    (Корабельщики из «Сказки о царе Салтане»)
  • «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить, да проклятое племя корчить!»
    (Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)
  • «Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
    (царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)
  • «Приехать никак не могу: «Пуще прежнего старуха вздурилась».
    (Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
  • «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно».
    (Молодая царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Ведущая:

Даже если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы игрою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

А.С.Пушкин жил в пору процветания устной сказки и, несомненно, общался с разными сказочниками, видел разную творческую манеру исполнителей.

В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова (его будущего дядьки), возможно, от крестьян подмосковного Захарова. Эти люди: бабушка, няня и дядька научили поэта любить Русь, любить русские народные песни и сказки. Поэтому, читая сказки А.С.Пушкина, мы как бы видим старую Русь, ее избы, терема и палаты, где живут сказочные герои. Деревянные и белокаменные, а рядом купола и маковки церквей. Вспомните, что увидел князь Гвидон:

Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Сказки Пушкина… В них потрясающие душу чудеса. Здесь целомудрие, терпение, смирение, любовь, зло наказанное и зло прощенное, наконец, прообраз земного рая на неведомом острове Буяне.

В этих сказках разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), «золотой петушок», «золотая рыбка», черт и бесенок.

Все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добры, благородны.

Остров Буян - это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как-то очень хорошо. Похоже, что и сам Пушкин душою отдыхал, воображая этот остров и город на нем.

А ведь писались эти сказки для взрослых, ребята!

Сказки Александра Сергеевича не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм.

Всего писателем создано семь сказок, но наиболее известны и читаемы - пять.

Назовите их, дети!

Ребята называют сказки А.С.Пушкина.

Ведущая: В этих сказках описаны не только мужики и бабы, а и цари и царевны; но уж очень эти цари и царевны походят на обыкновенных, простых людей. Ведь и для народной сказки что Иван-царевич, что Иванушка-дурачок - все едино; был бы человек хороший…

Сказки А.С.Пушкина очень народны. В них отражены эпизоды из жизни простых крестьян и бедноты:

«Жил старик со старухой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года,
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу».

Отражен в сказках Пушкина также и определенный уклад жизни простых людей. На Руси девушки проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты:

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».

Как хорошо описал поэт добротную русскую избу, назвав ее теремом:

«И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут…»

Пушкин показывает большое, светлое и очень русское жилище: светлая горница, лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где висели иконы и стол в доме всегда ставили под святыми.

Сказки народны еще и потому, что А.С.Пушкин использует в них слова и обороты, свойственные большинству людей в России того времени:

  • «Лебедь тешится моя»,
  • «И ответ держать велит»,
  • «Чуду царь Салтан дивится»,
  • «Чудо-чудное завесть»,
  • «При честном при всем народе» и т.д.

Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда хотелось верить, что как бы ни сильны и наглы зло, корысть, властолюбие и несправедливость, они своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое. Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти сказки.

А.С.Пушкин вкладывал в свои произведения душу.

Однажды он записал со слов няни вот такую историю: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой - убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, говорят, тут был кто-то - али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

В какой сказке использовал он этот сюжет?

Верно, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Царевна в ней очень похожа на скромную, работящую деревенскую девушку: попав в дом к богатырям, она не села сложа руки, а принялась готовить и прибирать.

Демонстрируется слайд «И.Билибин «Сказка о царе Салтане».

Ведущая: А царь Салтан, который подслушал беседу трех девиц, притаясь «позадь забора»? Ведь он обходит свое царство, как мужик осматривает свой дом и двор.

А вот старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Обыкновенная, сварливая старуха. Вон как она распоряжается стариком, как, став царицей, бьет и «за чупрун таскает» своих слуг!

А.С.Пушкин захотел приблизиться к простой мудрости народной сказки.

Это было очень трудно. Ведь сказки создавались веками, создавал их весь русский народ. Но ему это удалось. Его сказки рассказывали в деревнях, селах, городах, передавали из уст в уста. Народ как бы признал эти сказки своими.

Сказка - это небылица, которая происходит в «некотором царстве, в некотором государстве». И люди в сказке вовсе не такие, как в жизни. В характере живого человека очень много разных черт и особенностей. А в герое сказок чаще всего одна-две черты, самые главные, нужные для действия. Хозяин, например, - это скупость и тупость. Работник - хитрость, сметливость, сила. Иван-царевич - отвага, готовность помочь слабому. Иванушка-дурачок - чудак, простофиля, которому в жизни везет.

У Пушкина же люди совсем не такие. Его герои получают разнообразные собственные имена, в отличие от устной сказки, широко использующей только одно имя - Иван. Да и сами они как живые, как будто писатель спрыснул их «живой водой».

Демонстрируется слайд «Б.Дехтерев. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ведущая: Вот, например, старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». На первый взгляд, он очень похож на Иванушку-дурачка, только невезучего. Он добр, простодушен, бескорыстен. И вообще, читая сказку, иногда испытываешь не только жалость к старику, но и смутную досаду на его безропотное терпение и почти рабскую покорность.

Но на самом деле это мудрый и наивный поэт. Там, где черствый, скучный, корыстный человек видит просто воду, песок, рыбу, пусть даже необыкновенную, старик видит величие природы, красоту, чудо. И это для него важнее, чем любой выкуп. С чудес не берут выкупа, как не берут его с красоты и радости.

Старуха - это совсем другой человек. Она из тех людей, которые, столкнувшись с чем-то незнакомым, удивительным, не имеют ни времени, ни охоты удивляться или восхищаться. Ведь в удивлении проку, корысти нет, нет пользы. А такие, как старуха, во всем ищут прежде всего пользу, от всего, даже от чуда, стремятся поскорей отхватить кусок пожирнее. И в сказке старухе нужно не имущество, не богатство, а сила и власть над другими людьми, возможность унижать других и издеваться над ними, наслаждаясь своей властью.

Но она наказана за то, что, ставши царицей, не стала человеком, а осталась жадной, мелочной, сварливой и завистливой.

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде» (сон попа).

Ведущая: Кому снится такой сон, ребята? Давайте вспомним Балду. Пушкин и тут изменил народную сказку. В народных сказках такой вот работник мстил скупому хозяину тем, что забирал себе все его добро. Пушкинский Балда бескорыстен: ему от попа ничего не надо, он, бедняк, хочет наказать его богатого, сильного, спесивого и жадного.

Но Пушкин понимает, что, несмотря ни на что, в жизни и в людях много прекрасного. Он создает «Сказку о царе Салтане» - веселую, безмятежную, радостную сказку о том, как отец и сын вопреки козням находят друг друга.

Он пишет «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» - поэму о чудесном всесилии верности и любви. Он пишет волшебную, таинственную «Сказку о Золотом петушке», в которой беспощадно карает тупого и неблагодарного царя, не выполняющего своих обещаний, неверного своему слову. Он создает сказочный мир - мир добра и справедливости.

И пусть этот мир, созданный великим поэтом, сказочный, но все в нем полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли.

Вот почему последнюю свою сказку о том, как наказан был спесивый царь Дадон, он заключает многозначительными словами:

Сказка - ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Ведущая берет в руки книгу А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» и показывает ее детям.

Ведущая: 2004 год для этой книги - год особенный, юбилейный. 170 лет назад «Сказка о золотом петушке» впервые вышла в свет.

Литература

  1. «Души моей царицы». Фирма «Ирбис». Ростов-на-Дону 1997.
  2. Т.В.Зуева «Сказки А.С.Пушкина».
  3. «Пушкин и школа». Сборник материалов по итогам Международного форума пушкинских школ (Москва, 16-20 сентября 2003 г.) Москва, Издательский дом «ЭТНОСФЕРА», 2004.