Внедрение и популяция ГТО в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Ключевые слова: ГТО, ГТО в школе


Роль физической культуры в школе неоценима, она решает актуальные задачи воспитания, образования, оздоровления и расширения практики привлечения детей школьного возраста в массовую физическую культуру и спорт. Содержание программного материала по физической культуре в школе мотивирует школьников разного возраста на овладение различными видами спорта, использование физических упражнений для самостоятельных занятий и адаптации организма к физической нагрузке.

Основное место в образовании в сфере здоровья отводится физической культуре, поскольку её средства получили первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья [3]. Согласно последним данным, количество здоровых людей младше 18 лет значительно снижается. У подростков, ведущих пассивный образ жизни, возникают проблемы, такие как ожирение, дистрофия, малоподвижность и зависимость от технологий (смартфоны, интернет), а также общее снижение иммунитета. Хотя вредные привычки, такие как курение, наркомания и алкоголь, кажутся менее актуальными, полностью избавиться от них еще не удалось [4].

Указом президента от 24 марта 2014 года был введен в действие физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Комплекс ГТО заявлен как президентская инициатива по оздоровлению нации, и использованию возможностей физической культуры и массового спорта, как инструмент повышения уровня физической активности населения [5].

Внедрение ГТО в школьную программу должно учитывать определенные методологические аспекты. Так, важны организационные меры: в школах вводятся новые должности, такие как преподаватели физкультурно-спортивного комплекса ГТО, что требует соответствующей подготовки кадров и создания материально-технической базы. Особо следует отметить учебно-методическая поддержка: необходимы учебные пособия и ресурсы для подготовки учащихся к сдаче норм. Это включает как традиционные, так и современные методики обучения. Важным аспектом является диагностика физической активности учащихся, что позволяет адаптировать программы под индивидуальные потребности и уровень подготовки. В процессе внедрения возникают трудности, такие как недостаток квалифицированных кадров и сопротивление со стороны некоторых педагогов. Решение этих проблем возможно через курсы повышения квалификации и активное вовлечение педагогического сообщества в процесс.

Внедрение ГТО в школьную программу направлено на повышение интереса учащихся к физической культуре, улучшение их здоровья и приобщение к спорту [2]. Для популяризации ГТО могут быть организованы следующие мероприятия:

  1. Информационная работа для педагогов и учеников о ГТО как основе физического воспитания.
  2. Изменения в программе физкультуры, чтобы учащиеся могли самостоятельно готовиться к нормативам ГТО и организовывать свои физические нагрузки.
  3. Внеклассные мероприятия для популяризации ГТО среди обучающихся.
  4. Классные часы, посвященные значению ГТО и здоровому образу жизни.
  5. Привлечение родителей к формированию у детей привычки вести здоровый образ жизни.

В своей статье ряд авторов (Бахин Е.А., Стафеева А.В., Соколов В.В.) делают предположение о том, что для решения существующих проблем, мешающих эффективной работе комплекса ГТО, необходимо:

  • создать устойчивый, мотивированный интерес к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения при помощи массовых спортивных мероприятий, разнообразной агитации, общения с учителями, внедрения норм ГТО в образовательный процесс, наград и поощрений;
  • организовать взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций по координации внедрения современного комплекса ГТО [6].

В рамках данного исследования было проведено педагогическое наблюдение с использованием комплекса из пяти испытаний для оценки координации, силовых, скоростно-силовых качеств и гибкости. Для тестирования были выбраны следующие упражнения:

  • челночный бег 3х10 м
  • прыжок в длину с места
  • наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье
  • поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин
  • подтягивание из виса на высокой перекладине (для юношей)
  • сгибание, разгибание рук в упоре лежа на полу (для девушек).

Анализ показателей физической подготовленности по отдельным видам комплекса ГТО позволил выявить следующие результаты:

1. Челночный бег 3x10 м:

  • золотой знак: 84% девушек, 48% юношей.
  • серебряный знак: 10% девушек, 39% юношей.
  • без знака: 6% девушек, 13% юношей.

2. Подтягивание (юноши):

  • золотой знак: 23%.
  • серебряный знак: 13%.
  • не справились: 64%.

3. Сгибание-разгибание рук (девушки):

  • золотой знак: 11%.
  • серебряный знак: 9%.
  • без знака: 80%.

4. Прыжок в длину с места:

  • золотой знак: 25% девушек, 36% юношей.
  • серебряный знак: 33% девушек, 24% юношей.
  • не справились: 42% девушек, 40% юношей.

5. Поднимание туловища из положения лежа:

  • золотой знак: 31% девушек, 41% юношей.
  • серебряный знак: 38% девушек, 41% юношей.
  • без знака: 31% девушек, 18% юношей.

6. Наклон вперед (гибкость):

  • золотой знак: 37% девушек, 25% юношей.
  • серебряный знак: 29% девушек, 31% юношей.
  • не справились: 34% девушек, 44% юношей.

Анализ результатов выполнения норм ГТО учащимися показывает, что в челночном беге (3*10 м) наиболее высокая успеваемость наблюдается среди девушек и юношей, что возможно связано с общими спортивными навыками и пригодностью этих видов испытаний для молодой аудитории. 84% девушек и 48% юношей сдали на золотой знак, что говорит о высокой мотивации и готовности к физическим нагрузкам. Тем не менее, показатели в силовых видах испытаний (подтягивание и сгибание-разгибание рук) демонстрируют значительное снижение результативности, особенно у девушек, где 80% не справились с нормативами.

Также результаты в других испытаниях, таких как прыжок в длину с места и тест на гибкость, указывают на различия в уровнях физической подготовки мужчин и женщин. Например, 42% девушек и 40% юношей не справились с нормами в прыжке в длину. В то же время, тесты на поднимание туловища и наклон вперед показывают более равномерное распределение результатов, что свидетельствует о том, что для многих учащихся эти упражнения являются менее ресурсозатратными и более доступными. Важно отметить, что такая диспропорция в результатах между различными испытаниями подчеркивает необходимость индивидуального подхода к подготовке, направленного на развитие слабых сторон учащихся, а также важность создания стимулов для активного участия в физических упражнениях. Внедрение ГТО в учебный процесс может стать одним из шагов, способствующих улучшению спортивной подготовки и физического здоровья молодежи.

Требования норм ГТО выявляют разницу в физической подготовленности учащихся и необходимость расширенной подготовки к сдаче нормативов. Анализируя результаты, считаем, что такая динамика может быть связана с низким уровнем тренированности и подготовки к силовым упражнениям, что подчеркивает необходимость внедрения более сбалансированных тренировочных программ, ведь именно это поможет повысить воодушевление и интерес к физической активности среди учащихся.

Таким образом, существует необходимость в создании более подходящих условий и методических рекомендаций для повышения эффективности тренировочного процесса. Внедрение и воплощение нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» в системе физического воспитания с использованием новых разработанных программ позволят усовершенствовать систему физического воспитания в образовательных учреждениях. Выполнение норм ГТО позволит формировать у молодого населения комплексное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, стимулировать личные достижения, а главное - воспитывать в себе личность способную к самостоятельной деятельности. Таким образом, следует отметить важность дальнейшего изучения и оптимизации внедрения ГТО в школах для достижения более значимых результатов в области физического воспитания.

Список литературы

  1. Белова, Т.Ю. Роль организации групп по подготовке к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» развитии массового спорта в вузах / Т.Ю.Белова, С.А.Гетман, В.Е.Павлов // Омские социально-гуманитарные чтения: сборник статей. - Омск: [б.и.], 2016. - С. 415-419.
  2. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / А.Э.Буров, О.А.Ерохина, О.В.Федорова, Т.В.Соколова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 6). - С. 1278-1281.
  3. Викторов, Д.В. Физическая культура как компонент физкультурного образования / Д.В.Викторов, Л.В.Смирнова, Е.И.Целищева // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы IV международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2015. - С. 161-165.
  4. Пустуева И.В. Актуальные проблемы сдачи ВФСК ГТО в общеобразовательных учреждениях.
    URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/108060/
    1/978-5-7186-1887-7_2021_014.pdf?ysclid=
    m13zvdmcd2605178256 (дата обращения: 15.09.2024)
  5. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
  6. Бахин Е.А., Стафеева А.В., Соколов В.В. Проблемы внедрения комплекса ГТО в образовательных учреждениях // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 8. - С.15-21.