Фундаментообразующим компонентом знаний в сфере каждого предмета является подготовка. Грамотно сформированные навыки и умения позволяют обучающемуся в будущем легче воспринимать преподносимую информацию и запоминать ее.
При формировании математических представлений важно учитывать современные тенденции и особенности воспитания детей семи лет, которые значительно отличаются своим мышлением от всех предыдущих поколений: дошкольники окружены и взаимодействуют с ранних лет с различными гаджетами и компьютером, пользуются приложениями, осваивают азы наук "через монитор дисплея".
Среди наиболее популярных устройств, используемых при формировании математических представлений, являются компьютеры, планшеты, мобильные телефоны, интерактивные доски и пр.
В качестве учебных модулей используются обучающие программы, мобильные приложения и видеохостинг.
Мобильные устройства и электронные "учебники" (под которыми мы подразумеваем приложения и другой интерактивный материал, воспроизводимый посредством компьютерных устройств) позволяют не только расширить спектр получаемой информации, но и увеличить учебную аудиторию: к образовательному процессу могут подключаться дистанционно дети, не имеющие по каким-либо причинам возможности посещать учебно-воспитательные учреждения, например, при проблемах со здоровьем или во время общемировой пандемии Covid-19, когда практически во всех странах был введен режим самоизоляции или карантинные меры.
Помимо этого, различные программы помогают визуализировать материал, благодаря чему вместо "сухого" текста воспитанники осваивают математику с помощью красочных презентаций, видеоматериала, интерактивной доски, что позволяет активизировать познавательный интерес дошкольников и мотивирует их расширять свои представления о дисциплине.
Так, по мнению З.А.Михайловой, технологии можно классифицировать по логике действия, выделяя: математические развлечения; логические игры, задания, дидактические игры и упражнения, модернизированные с помощью приложений и компьютерных устройств.
Методы, описанные Б.П.Никитиным, подразделяются на два типа с точки зрения продуктивности интеллектуального развития на основе имитации реальности и эвристических методов познания, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности воспитанника, стимулируют его интуитивное мышление, способствуют генерированию новых идей, что значительно повышает уровень математических представлений.
Если рассматривать обучение детей семилетнего возраста с точки зрения результативности, которая удовлетворяет потребности дошкольника, следует подчеркнуть предусмотренный в играх и приложениях виртуальный подарок, который мотивирует воспитанников достигать определенных целей. Разработчики предусматривают в качестве приза различную анимацию, достижение уровней, замену виртуальных призов на реальные. Таким образом, в детях развиваются конкурентоспособные личности, стремящиеся при помощи игр достигнуть больших успехов.
С этой точки зрения процесс формирования математических представлений помогает проследить логическое развитие познавательных способностей ребенка, например, понимание действий по моделям, схемам самостоятельного конструирования и создания новых моделей и схем.
Согласно исследованиям Л.А.Венгера, З.А.Михайловой, Б.П.Никитина, Н.Н.Поддяковой и других ученых, знание логики развития познавательных способностей ребенка позволяет педагогу: видеть определенный этап развития детей, наблюдая за их действиями при моделировании и конструировании; обеспечить качественный анализ деятельности, стимулирующий к поиску новых форм, методов, приемов, материалов для дальнейшего успешного решения математических задач и т.д.
Исследователь Е.Л.Пороцкая подчеркивает, что дошкольное детство является чувствительным периодом для развития познавательных способностей.
Математические представления являются важной частью интеллектуального воспитания детей, направленные на развитие знаний. Особое значение для развития познавательной сферы ребенка имеют сенсорные способности, которые проявляются в обучении предметам и их свойствам.
В процессе формирования математических представлений с помощью приложений и видеохостинга с дошкольниками важно осуществлять три вида воздействия на сенсорные эталоны: идентификацию как установление тождества воспринимаемого объекта эталону качества; соотнесение объекта с эталоном; перцептивное моделирование как воссоздание воспринимаемого качества из эталонного материала. Эти действия выполняются на внешнем носителе (дисплее): дети накладывают предметы друг на друга, проводят по ним пальцем, группируют и пр. В дальнейшем освоение математических представлений происходит «в уме».
В структуре психического развития дошкольников развиваются интеллектуальные способности, необходимые для решения различных задач, т.е. в основе этих способностей заложено визуальное представление действий, например, замещающие действия (т.е. символы); использование готовых моделей (модель дается взрослым и дети используют ее для решения интеллектуальной задачи) и т.д.
Несмотря на то, что математика - точная наука, освоение данной дисциплины эффективно с помощью творческих заданий. Творческие способности интенсивно развиваются в дошкольном периоде и связаны с воображением, которое расширяет действительность, объективирует ее. Например, в сфере технологии математического моделирования формирование творческих способностей базируется на действии символизации и моделирования, обогащающих результаты их творчества.
Развитие компонентов познавательных способностей, сенсорных, интеллектуальных и творческих, идет в двух направлениях: усложнение действий по использованию средств решения задач и изменение данных средств, что предусматривается во многих обучающих программах и приложениях.
Таким образом, процесс развития познавательных способностей детей семилетнего возраста можно рассматривать в определенной логике. А именно, развитие умственных действий у детей происходит успешно в процессе овладения средствами по обеспечению содержательных отношений. Одним из таких средств является интерактивная математика и видеоуроки, с помощью которых дети открывают область математических отношений на уровне таких важных понятий, как числа, количество, форма, порядок, классификация, сериация и пр.
Согласно исследованиям А.Маркелова, современные приложения помогают изучать математику на концептуальном уровне. При выборе контента, воспитателю следует учитывать, что наиболее эффективными являются те, в которых нет однотипных заданий, основанных на запоминании, но которые позволяют понять суть математических правил:
- Оптимально подобранный учебный материал для развития математического мышления в возрасте 3-7 лет предусмотрен в приложении Funexpected, где благодаря красочной графике, математика преподносится через "путешествия" необычных героев по разным странам. Так, в игровой форме у детей развивается логика, осваиваются азы об алгоритмах, теории множеств, геометрических формах и пр.
- Приложение Slice fraction и Slice fraction 2 рассчитано на детей 5-14 лет. Воспитанники в игровой форме знакомятся с дробями. В качестве героя, помогающего освоить учебный материал, выступает мамонтёнок, преодолевающий различные препятствия (лёд и лаву). Победить стихии ему "помогают" решения головоломок, состоящих из дробей, где их части представлены в виде геометрических фигур. В данной игре нет вариантов ответов, поэтому подобрать правильное решение "наугад" не получится, а следует думать и использовать все свои математически способности.
- Prodigy - это геймификация при формировании математических представлений с 7 до 14 лет. Математический квест предусматривает знание английского языка, однако, в отличие от предыдущих - это бесплатное приложение.
Помимо геймефикации, целесообразно использовать при развитии математических представлений у детей седьмого года жизни видеохостинг, например, на основе сказочных сюжетов. Одним из таких средств являются учебные видеофильмы, которые обладают целым рядом качеств, способствующих эффективному обучению детей дошкольного возраста.
Важно подчеркнуть, что все занятия, предусматривающие использование современных технологий, должны проводиться под контролем воспитателей и / или родителей.
В первую очередь, следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, например, длительность видеоролика не должна превышать 15-ти минут, остальное время посвящается подготовке к просмотру сказки, обсуждению увиденного материала, выполнению практических заданий и объяснению домашнего задания.
При работе с мобильными приложениями время занятий не должно превышать 30-ти минут. Мобильное устройство лучше всего использовать под контролем родителей в качестве домашнего задания.
В первом и втором случаях необходимо установление обратной связи с родителями.
Таким образом, ИКТ-грамотность современного воспитателя является одним из важнейших показателей эффективности его деятельности. Соответственно, в процессе формирования математических представлений не обойтись без гаджетов, включая работу со специальными приложениями в мобильном устройстве для осуществления коммуникации с родителями и воспитанниками, а именно:
- кроссплатформенные мессенджеры и социальные сети помогают воспитателям и родителям обмениваться сообщениями и медиафайлами различных форматов (Instagram, WhatsApp, Viber, Telegram, vk.com, Skype и т.д.);
- детские электронные журналы;
- образовательные приложения на Андроид;
- виртуальное 3D-моделирование;
- интерактивная математика - геймификация учебного материала;
- приложения, которые позволяют просматривать и виртуально посещать онлайн-конференции по математике, обмениваться информацией и учебным материалом с коллегами, обсуждать научные вопросы в форумах и блогах;
- электронные энциклопедии для всех возрастов и т.д.
Современная реальность не обходится без компьютеризации, что значительно изменяет традиционные представления о процессе формировании математических представлений дошкольников. При грамотном планировании занятий и подборке контента воспитательная деятельность превращается в увлекательную игру, активизирующую познавательную активность детей семилетнего возраста и мотивирует их расширять свои знания по математике в будущем.