Внеурочная деятельность как инструмент успешного профессионального самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Ключевые слова: профессиональное образование


Введение

Изменение понимания современного профессионализма и роли личности в его формировании привело к существенной переоценке ценностей профессионального развития. Теперь к специалистам предъявляются более высокие требования в плане подготовки, образования и ответственности за свою карьеру и профессиональное будущее. Для молодежи, которая в будущем станет активными участниками общественных отношений, первостепенное значение приобрели вопросы осознанного и ориентированного на личность выбора профессии, получения профессионального образования, освоения профессии, а также профессионального роста и самосовершенствования. Индивид может адаптироваться к меняющимся условиям только благодаря своей собственной динамике, изменениям в жизненных представлениях и профессиональных планах.

Многие известные педагоги и психологи, такие как Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер, Н.С.Пряжников, изучали профессиональное самоопределение как явление и процесс. Анализируя их работы, можно определить профессиональное самоопределение как длительный и неравномерный процесс, охватывающий всю карьеру человека. [1,2,3]

С течением времени человек может как определиться со своим профессиональным трэком, так и снова оказаться в состоянии поиска. Этот процесс предполагает от человека ясного понимания своих целей и склонностей.

Основная часть

Профессиональное самоопределение является долгосрочным процессом, протекающим на протяжении всей жизни человека. Для укрепления основ профессионального самоопределения важно осуществлять планирование профессионального развития [3].

В сфере педагогики профессиональное самоопределение рассматривается как структурированная сознательная деятельность студентов, ориентированная на создание готовности к профессиональному выбору с учетом педагогической помощи. Предоставление педагогической поддержки является важнейшим фактором в развитии профессионального самоопределения учащихся. [5]

Структурированная и целенаправленная педагогическая поддержка, реализуемая через комплекс профориентационных мероприятий, обычно играет ключевую роль в процессе профессионального самоопределения студентов. Этот комплекс может состоять из разнообразных активностей, включая профессиональные тестирования, консультации с экспертами, знакомство с различными профессиями посредством мастер-классов и практик, а также предоставление информации о состоянии рынка труда и требованиях к разным профессиям. Такой систематический подход способствует более осознанному и стратегическому выбору профессии учащимися, принимая во внимание их интересы, навыки и потребности рынка труда. [4].

Результаты исследования

Выполнение задач профессионального самоопределения представляет собой один из центральных и наиболее трудных элементов деятельности педагогов, особенно преподавателей специальных дисциплин. Для достижения эффективности в этом процессе требуется создание четкой системы, которая обеспечит гармоничное, направленное и последовательное взаимодействие всех задействованных в образовательном процессе сторон. Но данные мероприятия представлены в учебном процессе в достаточном многообразии для студентов 2,3,4 курсов. У студентов первого курсов учебная план включает в себя в основном общеобразовательные предметы, а специализированные предметы занимают всего лишь малую часть.

Данный факт представляется недостаточным для успешного формирования эффективного профессионального самоопределения студентов и требует обязательного расширения либо за счёт увеличения учебных часов и более раннего включения в учебный план для первого курса других специальных профессиональных дисциплин, либо за счет проведения дополнительных внеурочных профессионально-ориентированных занятий и мероприятий.

Термин «внеурочная деятельность» охватывает множество форм активности студентов, где возможно и целесообразно реализовывать задачи воспитания и интеграции в общество. Такие мероприятия способствуют удовлетворению разнообразных интересов учащихся посредством неформального взаимодействия, участия в студенческих клубах, объединениях по интересам и секциях.
В рамках внеурочных занятий создаются благоприятные условия для использования разнообразных форм деятельности. Во время их проведения интересные методики стимулируют мыслительные процессы обучающихся, делают изучение материала более живым и способствуют его закреплению [6].

В качестве доказательной базы можно привести исследование, проведенное среди студентов первого курса ГБПОУ МО «Люберецкий техникум им Ю.А.Гагарина», г.Люберцы, Московской области. В эксперименте участвовало 18 человек 2006-2007 года рождения. В ходе эксперимента обучающиеся были поделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В период времени с ноября 2023 года по февраль 2024 года на эти группы производилось различного рода педагогическое воздействие, одно из которых включало в себя внеурочную деятельность. Виды внеурочной деятельности представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Виды внеурочной деятельности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Содержание

Сроки проведения

Содержание

Сроки проведения

«Россия -мои горизонты»,
Федеральный проект «Билет в будущее»

По календарному плану (1 час в неделю)

«Россия - мои горизонты»,
Федеральный проект «Билет в будущее»

По календарному плану (1 час в неделю)

Профориентационный проект
«Профессиональный компас»

2 часа в 2 недели

Проект «Молодые профессионалы»

2 часа в 2 недели

Экскурсионный проект «День без турникета»

2 часа в 2 недели

Подпрограмма профориентационной работы «Помощь в трудоустройстве выпускников»

2 часа в 2 недели

В ходе диагностического этапа были применены методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В.Овчарова) и «Методика изучения статусов профессиональной идентичности» (А.А.Азбель, А.Г.Грецов). Результаты исследования подтвердили, что раннее включение студентов в профессиональную среду положительно сказывается на их профессиональном самоопределении. В ходе диагностики были обнаружены значительные различия в уровнях профессиональной идентичности и качественно-количественные изменения в мотивах выбора профессии между контрольной и экспериментальной группами, что свидетельствует о положительной динамике.

Эти результаты подтверждают, что разнообразная внеурочная деятельность, положительно сказывается на формировании профессионального самоопределения студентов и способствует развитию устойчивой психологической готовности к профессиональной деятельности.

Обсуждение результатов исследования

Включение методов внеурочной деятельности в структуру непрерывного практико-ориентированного обучения в учреждениях среднего профессионального образования способствует формированию у студентов базовых учебных, культурных и коммуникативных умений, которые являются фундаментом для эффективного приобретения профессиональных навыков. Поэтому в учебно-воспитательных программах подготовки специалистов различных направлений внеурочной деятельности должна быть отведена одна из ведущих ролей.

Для преподавателя внеурочная деятельность является кладезью методов направленного педагогического воздействия, и это непосредственно связано с многообразием видов внеурочной деятельности. Представим некоторые из них: 1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно-ценностное общение; 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно-оздоровительная деятельность; 9) туристско-краеведческая деятельность.

Почти все формы внеурочной и внеаудиторной деятельности представляют собой массовые средства воспитательного характера на обучающихся. Каждая из них имеет свою уникальную структуру и содержание, определяющие возможность их применения в конкретных условиях внеурочных занятий.

Вывод

Перед современной молодежью актуальность выбора своего профессионального пути встает как никогда остро. Молодые люди находятся в состоянии постоянного стресса, связанного с гормональными перестройками организма, со сменой жизненного уклада, сопровождающего взросление, в также выработкой своих, иной раз абсолютно новых для них, ценностей. С одной стороны мир открывает множество возможностей, а с другой стороны может казаться опасным в своей многослойности. Поэтому для молодых людей достаточно сложно самоопределится без помощи взрослых. А самой эффективной помощью молодым людям на данном отрезке их жизненного пути будет являться квалифицированная и компетентная помощь специалистов, которые владеют соответствующим инструментарием, таких как педагоги, психологи, наставники.

Список используемой литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер. - Москва: Академический проект, 2020.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика / Е.А.Климов. - 3-е изд., стер. - Москва: Academia: Академия, 2004, 2007. - 302 с.
  3. Мухина Т.Г. Психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения: практико-ориентированная образовательная технология [Текст]: учебное пособие / Т.Г.Мухина; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т". - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. - 220 с.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Психология" и психологическим специальностям / Н.С.Пряжников. - Москва: Академия, 2008. - 318 с
  5. Пряжников, Н.С. Профориентология: учебник и практикум для вузов / Н.С.Пряжников. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 405 с.
  6. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие / [Н.И.Астахова, Л.Н.Гиенко, Л.Г.Куликова и др.]; Алтайский гос. пед. ун-т. - Барнаул: АлтГПУ, 2019. - 193 с. - Библиогр.: с. 172-180. - URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/7707/read.php