Развитие логического мышления на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говориться в объяснительных записках к учебным программам, об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако, как это делать учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идёт стихийно, поэтому у большинства учащихся даже старших классов не овладевает начальными приёмами логического мышления, а этим приёмам необходимо учить младших школьников.

Прежде сего из урока в урок у ребёнка необходимо развивать способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными фактами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известным. Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других,- это уже показатель продуктивности его мышления.

Изучив теорию развития мышления, я стала на уроках математики и во внеурочной работе вводить задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы.

С чего я начала? Я стала формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В 1 классе учащиеся обычно выделяют в предмете 2-3 свойства, в то время в каждом предмете бесконечное множество различных свойств.

Предлагаю назвать свойства кубика. Большой, синий, деревянный - вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю ещё группу предметов: вату, яблоко, стекло и гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать ещё несколько свойств кубика: твёрдый непрозрачный, несъедобный, лёгкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета приём сравнения.

Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступила к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.

Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольник и карандаш - и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: сделаны из дерева и используются на уроках математики. Отличительные свойства - форма предметов и размер.

В дальнейшем, работая с логическими приёмами, предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят сами выделить свойства. Дети называют предметы и все его свойства. После небольшой тренировки провожу игру. Два ученика должны выделить как можно больше свойств мяча. Самостоятельно сравнивая мяч с другими предметами, дети выделили, например, такие свойства: круглый жёлтый, лёгкий, непрозрачный, упругий.

Для разнообразия использую и такие задания:

  1. Называю свойства предмета, а учащиеся должны назвать сам предмет.
  2. Выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать. Дети называют предмет.

В 1 классе при знакомстве учащихся со знаками "равно", "больше", "меньше", "не равно" на первых порах предлагаю сравнивать конкретные предметы. Дети измеряют палочки, полоски бумаги путем прикладывания друг к другу. Усваивают, что если первый предмет равен второму, то второй равен первому.

Предлагаю задачу: "Витя не выше Вали. Валя не выше Вити. Валя имеет рост 142 см. Какой рост у Вити?"

Дети рассуждают: "Если Витя не выше Вали, а Валя не выше Вити, значит, они одинакового роста. Рост Вали 142 см, значит, и рост Вити 142 см".

Постепенно ввожу третий предмет, равный двум первым. После того как дети усвоят аксиому о том, что если две величины равны между собой, предлагаю такое задание: "В стране Величия наступает праздник. Надо разучить танцы. Рост танцоров в паре должен быть одинаковым. Вызываются два мальчика-Петя и Коля, у которых одинаковый рост. Но оказывается, что в паре должны быть девочка и мальчик. Петю сравнивают по росту с несколькими девочками и среди них находят Таню, такого же роста. Сможет ли Таня танцевать в паре и с Колей?" В ходе рассуждения делается заключение. Что П=К, П=Т, значит, и К=Т, следовательно, Коля и Таня могут образовать танцевальную пару.

Работая над развитием логического мышления, я опираюсь на свою веру в потенциальные возможности детей. Одни ребята могут думать быстро. Способны на импровизацию, другие-медлительны. Мы часто торопим ученика с ответом, сердимся, если он медлит. Требуем от ребенка быстроты реакции, а добиваемся часто того, что ученик либо привыкает высказывать поспешные, но необоснованные суждения, либо уходит в себя.

Медлительностью в классе отличается Сева. Даю Севе задачу: «Коля и Петя идут в школу. Они вышли из своих домов навстречу друг другу. Петя шел со скоростью 5 км/ч. Коля - 4 км/ч, через 2 часа они встретились. Кто из них оказался ближе к школе в момент встречи?» Часть учеников быстро подняли руки, ответ готов. Сева же идет длинным путем, но не лишенным доказательств: «Петя прошел 10 км, Коля - 8 км. Значит. Петя прошел больше, он живет дальше. Но сейчас они встретились и пойдут в школу вместе. Они пройдут одинаковое расстояние». Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть систему необходимых логических приемов мышления. И хотя логические приемы сформированы при обучении математики, применяться как готовые познавательные средства при усвоении материала других учебных предметов. Следовательно, при отборе логических приемов, которые должны быть сформированы при обучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи.

С учетом предметных связей использую следующие задания:

1. Найти неизвестное число:

Селедка - Лед
Солистка - Лист
72 350 - ?

Ответ: 3.

В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит и в числе надо соответственно исключить две первые цифры и две последние. Получим число 3.

2. Найти неизвестное число:

Самолет - Лом
Скворец - Ров
350 291 - ?

Ответ: 20.

Дети замечают, что в словах самолет и скворец исключены по две крайних буквы, а остальные читаются в обратном порядке. Следовательно, исключив по две крайних цифры и переставив остальные, получим число20.

3. Найти неизвестное число:

Машина - 12
Тир - 6
Школа - ?

Ответ: 10.

Анализируя слова и числа, замечаем, что в слове машина - 6 букв, а число в 2 раза больше, в слове тир - 3 буквы, а число в два раза больше, в слове школа - 5 букв, то число, большее в 2 раза, - 10.

4. Найти неизвестное число:

Дерево + земля = 11
Турист + спорт = ?

В слове дерево - 6 букв, в слове земля - 5, сложив эти числа, получим 11. В слове турист - 6 букв, в слове спорт - 5. Умножив эти числа получим 30.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, впечатлительны. С возрастом их нервная система укрепляется, но многие ее свойства, благоприятствующие активному развитию способностей, в значительной мере утрачиваются, поэтому нужно спешить использовать период начального обучения для развития творческих способностей детей.

Некоторые дети испытывают потребность в умственной нагрузке. Они готовы часами просиживать за книгами, читать даже во время шумной перемены, с увлечением заниматься решением задач… Такой ребёнок наслаждается тем, что имеет возможность проверить свои умственные силы. Каждое новое задание, более сложное, чем то, которое ему было предложено ранее, вызывает у него интерес. Работа захватывает его, он мобилизирует все свои силы. Будучи подвижным и активным, ребёнок при выполнение интересного для него задания преображается: становится сосредоточенным и усидчивым. Он стремиться преодолеть трудность чтобы достичь цели - выполнить задание. Такое отношение к труду - свидетельство одарённости ребёнка.

Однако одарённость, проявляющаяся в младшем школьном возрасте, сможет сойти на нет, если неправильно строить процесс обучения. Велика опасность приучить детей к формализму в мышлении. Он состоит прежде всего в том, что ребёнок, находясь под влиянием авторитета учителя, принимает на веру всё, что он от него слышит, и оказывается не в состоянии выйти за пределы усвоенных в школе выводов и приёмов решения задач. Чтобы этого не случилось, я выделила группу наиболее способных в области математики и веду с ними кружок. Задания подбираю такие, чтобы ребёнок, сопоставляя, приходил к определённым умозаключениям.

Работая над развитием логического мышления на уроках математики и на занятиях математического кружка, заметила, что самостоятельном решении задач даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос, строят доказательство и делают выводы.

Таким образом, математика способствует развитию у детей мышления памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли.

Список используемой литературы

  1. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 2010.
  2. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 2007.
  3. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А., «Логические игры и задачи на уроках математики». 2014.
  4. Журнал «Начальная школа» №5. 1997.