Консультация для родителей в группе старшего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, старшие дошкольники


Группа: старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Тема консультации: «Детское экспериментирование»

Место проведения: музыкальный зал

Цель консультации: оказание педагогической помощи в решении проблемы экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.

Задачи консультации: рассказать о важности экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте; рассказать о способах ее организации в домашних условиях.

Методы и приёмы (направленные на решение поставленных задач): беседа, демонстрация.

Оборудование: буклеты родителям.

Краткий тезисный план консультации

1. Организация, мотивация, целеполагание

Здравствуйте, дорогие родители! В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого - опыты и эксперименты.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

В связи с этим мы предлагаем сегодня подробнее рассмотреть детское экспериментирование.

2. Актуализация знаний

Для начала ответьте на вопросы:

  1. Проводили вы с ребенком опыты/эксперименты?
  2. Как вы думаете, насколько важно экспериментирование для детей раннего и дошкольного возраста?
  3. Какие интересные опыты вы знаете?

3. Сообщение новой информации

Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.

В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов.

Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и пр.). Поддерживаемые доброжелательным интересом со стороны взрослого, дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности (по крайней мере, по сравнению со взрослым) пока невелика. Без поддержки со стороны педагога - хотя бы молчаливой - речь детей постоянно прерывается паузами.

Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей.

Подготовительная к школе группа

В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать никак самоцель и никак развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выпол­няют и сами же делают необходимые выводы.

Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зре­ния взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не под­твердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты.

Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?

Другой пример - кухня - это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется выказать способы решения задачи, можно предложить самим.

Чем больше вы с малышом будете экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.

Вот несколько советов по развитию поисково-исследовательской активности детей:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Давайте же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Итак, главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с окружающей средой. Поэтому как можно больше уделяйте внимания детскому экспериментированию.

4. Закрепление материала

Для того чтобы лучше понять значимость экспериментальной деятельности, мы подготовили несколько опытов для старшей и подготовительной к школе группам.

Попросим вас принять активное участие в их создании.

1. Опыт для старшей группы «Вулканчики»

Цель эксперимента: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении - вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой

Задачи: рассказать детям о существовании кислотной и щелочной среды, формировать представления о вулканах, опасностях, которые они представляют; воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, чтение детских энциклопедий, изготовление макета вулкана.

Материал: иллюстрации вулканов, макет вулкана, смесь для извержения

Смесь для извержения: - сода - 2 столовые ложки, уксусная кислота -2 столовые ложки, пищевой краситель, жидкое мыло - 1 столовая ложка, вода - 150 мл. воды.

ХОД

В "кратер вулкана", т.е. бутылку в макете; насыпаем 2 столовые ложки соды; добавляем пищевой краситель; затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешиваем уксусную кислоту с водой. Осторожно вливаем кислую воду в "кратер".

Вулкан просыпается (Это взаимодействуют вещества - уксусная кислота и сода-щелочь)

После проведения опыта подводим итог: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

2. Опыт для старшей группы «Надуй шарик»

Цели:

  • продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности;
  • показать детям, как различные состояния веществ могут взаимодействовать и переходить из одного состояния в другое;
  • развивать у детей наблюдательность и способность делать выводы, высказывать свои суждения.

Материал для проведения опыта:

  • пищевая сода: пять столовых ложек;
  • столовый уксус: половина стакана;
  • воздушный шарик.

ХОД

Предложить ответить: «Как можно надуть воздушный шарик?»

Предложить понаблюдать ещё за одним способом надувания воздушного шарика.

Ребята рассматривают необходимый для эксперимента материал, высказывая предположения о том, чтобы это могло быть.

  1. С помощью бумажной воронки пересыпают пять столовых ложек пищевой соды из стакана в воздушный шарик.
  2. Надеваем воздушный шарик, наполненный пищевой содой, на горлышко бутылки, в которой налита половина стакана уксуса столового.
  3. Придерживаем пластмассовую бутылочку, поднимаем воздушный шарик, чтобы пищевая сода высыпалась в бутылку с уксусом.

Сода высыпается из воздушного шарика в бутылку с уксусом, и шарик начинает надуваться!

3. Опыт «Лавовая лампа» для подготовительной группы

Была поставлена цель:

  • Вызвать интерес к исследованиям и опытам.
  • Формировать у детей навык смешивания жидкостей.

Была поставлена задача:

  • Познакомить со свойствами растительного масла и воды;
  • Закрепить умения составлять и работать с алгоритмами
  • Вызвать познавательный интерес

Ингредиенты: вода, краситель, подсолнечное масло, шипучая таблетка (витамин С, колба).

Педагог: Итак, приступим к работе.

Учёные, которые проводят опыт, возьмите в руки стаканчик с прозрачной жидкостью. Давайте определим, что внутри?

Дети: вода

Педагог: На столе стоит стакан с другой жидкостью. Что это?

Дети: масло.

Педагог: Да, это растительное масло, с которым мы встречаемся каждый день на кухне.

Педагог: Для проведения опыта нам нужен краситель. Сейчас я подойду к вашим рабочим местам, и вы посовещавшись в паре выберите нужный цвет краски. У меня на выбор есть красители красного, желтого, зеленого, синих цветов. Все цвета яркие и красивые, и лампы у нас должны получиться самыми необычными.
(дети выбирают).

Педагог: Выбрали, хорошо. Также на ваших рабочих столах есть таблетка-шипучка, которая пригодится в конце опыта. Чтобы получилась лава- лампа нам нужно смешать разные вещества.

Педагог: На мольберте можно увидеть, что будем делать сначала, а что потом (алгоритм выполнения эксперимента).

Педагог: Давайте начнем проводить опыт. Итак, берем пустой пластиковый стакан, он у нас пустой, и наливаем в него масло. Давайте посмотрим, что произойдет, если в масло добавим воду? Будьте аккуратными, придерживайте стакан.

Аккуратно вливаем воду в масло. И я наливаю воду в наш сосуд.

Дети: (вливают и увидят)

Педагог: Что произошло, когда вы добавили воду в масло?

Дети: масло поднялось наверх

Педагог: Масло и вода не смешиваются, вода, опускается на дно стакана. А почему? Как вы думаете?

Дети: потому что вода тяжелее масла.

Педагог: Верно, а теперь закройте аккуратно крышечкой, и не забывайте придерживать стакан.

Педагог: А теперь добавим пищевую краску через отверстие крышечки, для этого капнем 5 капель, и немного подождем. И я добавляю. Посмотрите!

Дети: (Добавляют)

Педагог: Как себя ведет краска? Что произошло с краской?

Дети: Она опускается на дно.

Педагог: Через слой масла проходит пищевая краска и падая вниз растворяется в воде.

Педагог: Молодцы, справились!

Педагог: А теперь главный момент! Дети, которые записывают опыт, возьмите пинцетом таблетку-шипучку и пустите в сосуд.

Педагог: Да, красота! Смотрите на вашу лампу, слушайте приятную музыку, расслабьтесь. Наблюдайте за этой дивной красотой! Обратите внимание какие разноцветные лавы-лампы получились у ваших друзей.

4. Опыт «В поиске затерянных вещей» для подготовительной группы

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями "магнит", "магнитная сила".
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
  • Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
  • Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: коробочки с гречневой крупой, магниты и скрепки.

ХОД

Отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена.
(Магнит)

Воспитатель: - А что такое магнит? (Показ)

Дети: Магнит - это маленький кусочек железа, он притягивает металлические предметы.

Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали от остальных?

Дети: Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.

Воспитатель: А вы знаете, как называются предметы, притягиваемые магнитом?

Дети: Магнетические предметы.

Воспитатель: Из какого материала они изготовлены? (Из металла, железа)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, предлагаю побыть маленькими исследователями, где мы поближе познакомимся со свойствами магнита.

Как вы думаете, с чего начинают исследование ученые? (С опытов, экспериментов)

Ребята, ко мне пришло письмо от Золушки с просьбой о помощи. Злая мачеха подкинула Золушке очередную работу, она закинула в гречневую крупу металлические предметы и наказала всё быстро собрать. Давайте поможем Золушке? Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать металлические предметы, затерявшиеся в крупе с помощью магнита и без (Дети садятся напротив друг друга и экспериментируют в парах. Один ребёнок соберёт все металлические предметы с помощью магнита, а другой самостоятельно? У кого быстрее получилось перебрать крупу? (У того, кто перебрал с помощью магнита)

5. Рефлексия

  • Что вы нового для себя узнали?
  • Какие опыты были наиболее интересными?

Спасибо вам за участие в консультации. Сейчас мы вам раздадим буклеты, где вы найдете интересные опыты для детей.