Критериальное оценивание в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, критерии оценивания


"Тот, кто не знает иностранных языков, не знает ничего о самом себе" -
Иоганн Вольфганг фон Гёте

Критериальное оценивание (англ. criterion-referenced assessment) представляет собой подход, при котором прогресс и достижения учащихся оцениваются на основе заранее определённых критериев, а не на результаты других учащихся. В условиях современного образовательного процесса всё чаще поднимается вопрос о необходимости объективного оценивания знаний учащихся. Одним из эффективных способов решения этой задачи является внедрение технологии критериального оценивания. Данная методика помогает не только устранить многие проблемы традиционной системы оценивания, но и создать условия для более справедливого и прозрачного процесса обучения. Этот метод всё чаще используется в современной образовательной практике, поскольку позволяет учителям объективно оценивать достижения учеников по заранее установленным стандартам. В контексте обучения иностранному языку, особенно английскому в средней школе, критериальное оценивание играет ключевую роль в формировании навыков и создании среды, ориентированной на прогресс каждого ученика.

Сущность критериального оценивания учащихся

Как уже было упомянуто выше, критериальное оценивание, представляет собой процесс, основанный на сравнении достижений учащихся с заранее установленными, чётко определёнными критериями, которые известны всем участникам образовательного процесса. Эти критерии разрабатываются на основе образовательных целей и стандартов и способствуют формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Ключевым элементом данной системы является понятие «критерий», которое подразумевает признак, основание или правило, на основании которого принимается решение об уровне достижения образовательных результатов.

Основным преимуществом критериального оценивания является возможность определения уровня усвоения знаний учащимися по каждому элементу учебной программы. Это позволяет объективно оценивать результаты обучения, избегая субъективных факторов, связанных с индивидуальными особенностями восприятия педагогом или сравнением с успехами других учеников.

Традиционная система оценивания в школе, на протяжении многих десятилетий, основывалась на сравнении достижений учащихся с результатами их сверстников. Этот подход имеет ряд существенных недостатков:

  • отсутствие чётких и прозрачных критериев оценивания, которые были бы понятны всем участникам образовательного процесса: учащимся, родителям и учителям;
  • оценка выставляется, ориентируясь на общий уровень класса, а не на достижение конкретных образовательных целей каждым учеником;
  • итоговая отметка часто не отражает реального уровня знаний и умений ученика по отдельным темам учебной программы;
  • недостаток объективной обратной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что снижает мотивацию учащихся к учёбе.

С этих позиций традиционное оценивание представляет собой систему, которая нуждается в реформировании, чтобы соответствовать современным требованиям к качеству образования.

Так же критериальное оценивание подразделяется на формирующее и констатирующее оценивание. Формирующее (или же текущее) оценивание - определение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе обучения на уроке или дома, осуществление взаимосвязи между учеником и учителем в процессе обучения. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания при изучении нового материала и достигают ли целей и задач обучения.

Констатирующее оценивание - определение уровня сформированности знаний и универсальных учебных действий при завершении изучения определенной темы.

Принципы критериального оценивания

Основной принцип критериального оценивания заключается в том, что критерии для оценки являются прозрачными и известными учащимся с самого начала. Это позволяет учащимся понимать, какие именно требования предъявляются к их работе и как они могут достичь успеха. Критерии могут включать различные аспекты владения языком, такие как грамматика, лексика, произношение, беглость речи, умение анализировать и интерпретировать тексты, а также письменные навыки.

Ключевыми аспектами при разработке критериев являются их соответствие учебным целям и стандартам образовательной программы, а также их связь с компетенциями, необходимыми для владения иностранным языком. Примеры таких критериев могут включать точность грамматических конструкций, разнообразие словарного запаса, адекватность использования речевых стратегий в диалоге или чёткую структуру письменного текста.

Преимущества критериального оценивания

Одним из основных преимуществ критериального оценивания является его объективность. В отличие от традиционных методов оценивания, где учащиеся могут оцениваться по кривой (англ. norm-referenced grading), критериальный подход позволяет избежать субъективных факторов и сравнения с одноклассниками. Это способствует более справедливой оценке индивидуальных достижений каждого ученика.

Критериальное оценивание также играет важную роль в формирующем оценивании (англ. formative assessment), поскольку даёт учащимся обратную связь о том, какие аспекты они могут улучшить. Регулярное использование этого метода помогает ученикам отслеживать свои успехи и работать над конкретными языковыми навыками, что способствует их самостоятельному развитию и мотивации.

Кроме того, критерии оценивания могут быть гибкими и адаптироваться в зависимости от уровня владения языком у разных учеников. Это позволяет учителю применять дифференцированный подход к обучению, обеспечивая поддержку слабым ученикам и предлагая более сложные задачи для сильных.

Ключевыми преимуществами критериального оценивания являются:

  • Объективность и прозрачность. Ученики, родители и учителя заранее знают, на основании каких критериев будет производиться оценивание. Это способствует формированию доверия к результатам оценивания и снижает вероятность возникновения конфликтных ситуаций, связанных с субъективностью оценок.
  • Мотивация учащихся. Знание критериев и регулярное получение обратной связи позволяет ученикам лучше понимать, каких успехов они достигли, и над чем нужно работать. Это способствует повышению внутренней мотивации учащихся к обучению.
  • Персонализация образовательного процесса. Критериальное оценивание позволяет отслеживать индивидуальный прогресс каждого ученика и корректировать образовательную траекторию в зависимости от его успехов и затруднений.

Роль учителя и ученика в критериальном оценивании

Учитель в данном подходе выполняет роль фасилитатора, помогая учащимся осознавать цели обучения и давать обратную связь в процессе выполнения заданий. Важно, чтобы учитель не только объяснял критерии перед началом задания, но и помогал учащимся анализировать результаты и выявлять области, требующие внимания.

Самооценка и взаимооценка (англ. self-assessment, peer assessment) также становятся важными элементами критериального оценивания. Когда ученики понимают критерии, они могут использовать их для самооценки и рефлексии. Это развивает у учащихся метакогнитивные навыки и помогает им лучше осознавать свои сильные и слабые стороны в изучении языка.

Примеры практического применения критериального оценивания

На уроках английского языка критериальное оценивание может применяться для всех основных видов деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Например, при оценивании устных выступлений могут использоваться следующие критерии: грамматическая правильность, беглость речи, произношение, использование разнообразных языковых конструкций и способность поддерживать диалог.

Для письменных работ, таких как эссе или рассказы, критерии могут включать: чёткость структуры текста, логичность аргументации, богатство словарного запаса, а также соответствие формальным требованиям (например, форматирование и стилистическая точность). Учитель может использовать чек-листы или рубрики, чтобы чётко обозначить, как оцениваются различные элементы работы.

Критерии оценивания эссе по английскому языку

1. Содержание и соответствие теме (20%)

  • Отлично (18-20 баллов): Эссе полностью соответствует заданной теме, содержательно раскрывает её с глубоким пониманием. Автор приводит убедительные и логичные аргументы, поддерживающие основную идею.
  • Хорошо (14-17 баллов): Тема раскрыта достаточно полно, но некоторые аргументы могут быть недостаточно проработаны или имеют отклонения от темы.
  • Удовлетворительно (10-13 баллов): Содержание частично раскрывает тему, но встречаются значительные отступления или поверхностное рассмотрение вопроса.
  • Неудовлетворительно (менее 10 баллов): Тема раскрыта слабо или не соответствует заданию.

2. Логика и структура (20%)

  • Отлично (18-20 баллов): Эссе имеет чёткую структуру: введение, основную часть и заключение. Логическая последовательность мыслей и аргументов ясна, каждый абзац связан с предыдущим.
  • Хорошо (14-17 баллов): Общая структура работы ясна, но возможны небольшие логические ошибки или недостаточная связность абзацев.
  • Удовлетворительно (10-13 баллов): Структура работы частично нарушена, мысль не всегда ясна. Аргументы и примеры представлены, но их связь может быть неполной.
  • Неудовлетворительно (менее 10 баллов): Логика и структура эссе нарушены, отсутствует последовательность в изложении аргументов.

3. Языковое оформление (20%)

  • Отлично (18-20 баллов): Эссе написано грамотно, с использованием разнообразного лексико-грамматического материала. Ошибки отсутствуют или минимальны.
  • Хорошо (14-17 баллов): Эссе написано достаточно грамотно, ошибки встречаются редко и не затрудняют восприятие текста.
  • Удовлетворительно (10-13 баллов): В тексте присутствует несколько грамматических или лексических ошибок, которые могут влиять на понимание.
  • Неудовлетворительно (менее 10 баллов): Эссе содержит много ошибок, что затрудняет понимание текста.

4. Оригинальность и креативность (20%)

  • Отлично (18-20 баллов): Эссе отличается оригинальностью мысли, нестандартным подходом к раскрытию темы. Аргументы и примеры представлены творчески.
  • Хорошо (14-17 баллов): Эссе содержит оригинальные идеи, но их представление может быть недостаточно проработанным.
  • Удовлетворительно (10-13 баллов): Идеи относительно стандартны, креативные элементы выражены слабо.
  • Неудовлетворительно (менее 10 баллов): Работа не отличается оригинальностью, представлена стандартно и без особых творческих решений.

5. Оформление и соблюдение требований (20%)

  • Отлично (18-20 баллов): Эссе соответствует всем требованиям к объёму, шрифту и стилю оформления. В тексте соблюдена структура (введение, основная часть, заключение), абзацы чётко выделены.
  • Хорошо (14-17 баллов): Эссе соответствует основным требованиям, но есть незначительные отклонения в оформлении.
  • Удовлетворительно (10-13 баллов): Имеются несколько отклонений от требований, например, неправильно оформленные заголовки или неструктурированные абзацы.
  • Неудовлетворительно (менее 10 баллов): Требования по оформлению не соблюдены.

Общая шкала оценки:

  • 90-100 баллов - Отлично
  • 75-89 баллов - Хорошо
  • 60-74 балла - Удовлетворительно
  • Менее 60 баллов - Неудовлетворительно

Примечания:

Формативное оценивание может осуществляться на основе этого критерия после каждого этапа написания эссе (например, на этапе черновика или после обсуждения идей), предоставляя учащимся обратную связь по каждому аспекту их работы.

Суммативное оценивание применяется при оценке окончательной версии эссе и учитывает все критерии в совокупности.

Технологии также играют важную роль в критериальном оценивании. Использование электронных платформ для проведения тестов, создания рубрик и организации обратной связи позволяет упростить процесс оценивания и сделать его более системным и доступным для учеников.

Так же для оценивания обучающихся можно воспользоваться таким сайтом как Фипи:

Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования (fipi.ru)

Заключение

Критериальное оценивание становится важным элементом современного образовательного процесса, особенно в обучении английскому языку. Этот подход обеспечивает справедливую и объективную оценку, способствует индивидуальному развитию учащихся и позволяет учителям лучше ориентироваться на конкретные потребности каждого ученика. Внедрение критериального оценивания в школьную практику требует тщательной подготовки учителей и ясного понимания целей обучения, но его преимущества в повышении мотивации и качества языковых навыков очевидны.

Таким образом, критериальное оценивание должно стать неотъемлемой частью процесса изучения иностранных языков, способствуя как академическим, так и личностным достижениям учеников.

Список литературы

  1. Ступницкая, М.А. Критериальное оценивание: что это такое и как оно работает // Школьные технологии. - 2014. - № 3. - С. 24-29 (CyberLeninka). дата обращения: 12.09.2024).
  2. Золотарева, С.А. Оценивание результатов обучения английскому языку в неязыковом вузе: от теории к практике // Вестник Финансового университета. - 2024. - № 1. - С. 123-130 (CyberLeninka).
  3. Муканова, Р.Ж., Искакова, Г.С. Критериальное оценивание как новый подход оценивания в современной школе // Sciences of Europe. - 2022. - № 1. - С. 108-112 (CyberLeninka).
  4. Гальченко И.В. Критериальное оценивание: проблемы и пути их решения // Педагогическая наука и практика. 2020. №1 (27).(CyberLeninka)
  5. Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «Английский язык» // Инфоурок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/sistema-kriterialnogo-ocenivaniya-predmetnih-rezultatov-v-sootvetstvii-s-fgos-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-v-predmete-angliys-3752690.html).
  6. Руководство по критериальному оцениванию для региональных и школьных координаторов // Назарбаев Интеллектуальные школы. - 2016. - 46 с (Znanio).
  7. Критериальное оценивание на уроках английского языка // Инфоурок. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/kriterialnoe-ocenivanie-na-urokah-anglijskogo-yazyka-7280565.html (Infourok).
  8. Критериальное оценивание на уроках в современной школе // NS Portal. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2022/10/13/kriterialnoe-otsenivanie-na-urokah-v-sovremennoy-shkole (NS Portal).
  9. Критериальное оценивание результатов обучения иностранному языку в высшей школе // Репозиторий НГПУ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://repo.nspu.ru/handle/nspu/3753 (Repo NSPU).
  10. Критериальное оценивание к письменной и устной речи на примере учебника «Английский язык» для 5 класса // Multiurok. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/kriterialnoe-otsenivanie-k-pismennoi-i-ustnoi-rech.html (Multiurok)
  11. Формирующее оценивание: что это такое, виды, методы и инструменты // Контур.Школа. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2525 (Kontur School)