Процесс взаимодействия педагогического коллектива с родителями воспитанников

Разделы: Работа с родителями


Дошкольное детство - уникальный период в жизни ребенка. На этом этапе у ребенка формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В данный период времени, ребенок полностью зависит от окружающих его взрослых: родителей, педагогов. Вследствие ненадлежащего ухода, поведенческих, социальных и эмоциональных проблем, которые возникают в этом возрасте, возможны тяжкие последствия в будущем.

Согласно Закону РФ "Об образовании" 2012 года: "Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье." Поэтому, важной задачей из множества, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В исследованиях наших ученых, которые проводились в конце XX - начале XXI века, оказалось, что социально-экономические преобразования в стране не лучшим образом сказались на семье и в воспитании детей в ней. Значительная часть семей обеспокоена больше решением проблем экономического и физического выживания, многие родители самоустранились от вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители порой воспитывают ребенка интуитивно, вслепую на фоне недостаточных знаний возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. В большей части это все не приносит положительных результатов.

Психологами и педагогами было отмечено ухудшение состояния здоровья детей, увеличение незащещенных семей, тревожность и усталость от проблем, которые испытывают взрослые, одиночество(в особенности в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономической функции внутри семьи, сложности в строительстве семейной жизни на фоне кризисов.

В сложившихся социально-культурных и экономических условиях важно выделить приоритетное направление к взаимодействию с семьей.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков будущего, но часто они не всегда взаимопонимаемы, тактичны, терпеливы, для того, чтобы услышать и понять друг друга.Данная деятельность должна выполнять комплексную функцию по отношению к развивающим личность ребенка системам "семья", "улица", "школа" и другие. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании дает возможность выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей, вдобавок обеспечивает необходимые характерные для них связи между воспитывающими взрослыми в системе развития личности ребенка. Взаимодействие взрослых, участвующих в воспитании детей, позитивно отражается на физическом и психическом здоровье ребенка.

Различные окружения - семья и другие возможные системы социализации и воспитания - разнообразно воздействуют, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок - участник множества окружений, целей, норм и ценностей, которые могут быть схожи, а могут и противоречить. От характера взаимодействия детского сада и семьи зависит развитие ребенка в проблемной зоне взросления: успешное (приобретается новое качество) или неуспешное (последствия для здоровья).

К сожалению, в работе детского сада чаще имеет место быть ограничивающее взаимодействие с семьей, носящий формальное общение, имеющее четкие границы. Это затрудняет развитие отношений с семьей, а вследствие и развитие ребенка.

Взаимодействие с семьей охватывает все ступени управления детским садом. Больше всех связан с семьей воспитатель. Должностные обязанности педагога включают в себя взаимодействие с родителями воспитанников. Сейчас наряду с администрацией, воспитателем и психологом в вопросы взаимодействия с семьей подключены социальные педагоги. На каждом уровне системы управления важно и необходимо руководствоваться должностными обязанностями и инструкциями.

В действительности, на всех уровнях управления у специалистов выявляются:

  • слабовыраженные исследовательские способности, которые не позволяют объективно представить реальный процесс взаимодействия ДОУ и семьи;
  • низкий уровень проектирования (как есть и как должно быть);
  • игнорирование интересов, состояния партнеров во взаимодействии;
  • невозможность объединиться с коллегами.

Все эти причины на уровне администрации рождают: узконаправленное восприятие педагогами себя, семей и отношений между ними; ограничивают понимание педагогами связей между развитием ребенка и семьи; одержимость педагогами "вербальными" формами общения с родителями (беседы, консультации, родительские собрания), где преобладает монологическая позиция; отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями в воспитании детей; отсутствие социально-психологических аспектов при планировании деятельности; внутри- и межличностные конфликты.

Необходимо переходить к более современному взаимодействию ДОУ и семьи. Важно понимать, что детским дошкольным учреждениям требуются профессиональные, грамотные педагоги, которые учитывают статус семьи воспитанника, обладают психологическими знаниями и навыками работы с разными видами и типами семей.

Проведенный анализ работы воспитателей с родителями, показывает, что педагог не всегда способен поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; темы родительских собраний, консультаций недостаточно определены и разграничены; воспитателями при выборе форм взаимодействия не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы. Причинами данного вывода заключаются в недостаточном знании специфики семейного воспитания, неспособности проводить анализ педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей, недостаточном уровне коммуникативных умений воспитателей.

Принимая во внимание вышеизложенные причины, можно сделать вывод, что старший воспитатель детского сада, методист, социальный педагог, психолог должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков во взаимодействии с семьями воспитанников. Сотрудничество детского сада и семьи должно касаться всей воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения.

Необходимо разработать систему взаимодействия детского сада и семьи и просвещение родителей. Педагогическую поддержку развития субъективной позиции родителей в педагогическом образовании можно построить из 4 этапов:

  • 1 этап (сентябрь) - направить на развитие у родителей способности познать своего ребенка и себя, как родителя, раскрыть возможности ребенка в условиях ДОУ;
  • 2 этап (октябрь) - развиватьу родителей умение проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;
  • 3 этап (ноябрь-апрель) - развивать организационно- деятельностные способности в процессе реализации образовательных маршрутов родителей;
  • 4 этап (май) - направить на развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; определить новые задачи развития ребенка и своего развития.

Важно активно привлекать родителей в совместной деятельности с ребенком, педагогами, администрацией, создавая атмосферу сотрудничества. К родителям следует относиться, как к партнерам взаимодействия, имеющим свои ценности, взгляды, опыт. Когда педагог предлагает оценить себя и ребенка, родитель развивает навык самоанализа и самооценки, применяя рефлексивные методики. Необходимый элемент в комплексе мер, повышающих педагогические знания и умения родителей - дифференцированный подход в организации работы. В этих целях важное значение должно придаваться изучению условий воспитания ребенка в семье. После анализа ответов родителей педагогу необходимо направить работу родителей в нужном направлении, определив ошибки.

Важно стараться изучать семьи каждый год, обобщать результаты, выявлять положительное и отрицательное, ставить необходимые задачи для дальнейшей работы. Для активации родителей целесообразно переходить на новый инновационный уровень использования форм и способов взаимодействия с родителями. У родителей проявляется заинтересованность, когда они являются непосредственными участниками образовательного процесса.

Для удовлетворения полной потребности семьи, детский сад должен являться открытой системой. Родители должны иметь возможность свободно знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы.

Данные рекомендации вызывают положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешного и полноценного развития ребенка-дошкольника.