Использование учебных задач на уроках географии, направленных на выражение географических идей

Разделы: География

Класс: 10


География является межпредметной наукой, расположенной на стыке всех учебных дисциплин транслируемых в школе, направленной на расширение кругозора обучающихся, формирование как целостной картины мира, так и отдельных этапов становления общества людей в контексте развития географических знаний людей, на развитие познавательной активности, логического мышления, систематизации знаний, освоение навыков анализа и синтеза, осуществление выбора оптимального решения задач.

Для того чтобы уроки проходили максимально эффективно, самым правильным подходом, на наш взгляд, является использование на уроках различных нестандартных дидактических материалов, которые отвечают всем требованиям ФГОС. Нестандартный дидактический материал решает следующие задачи:

  • развитие мышления;
  • более прочное усвоение теоретических знаний;
  • приобретение практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;
  • формирование УУД;
  • контроль за ходом обучения.

Различные виды заданий носят развивающий, проблемный, практико-ориентированный характер, которые могут быть использованы при изучении различных тем курса географии.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Учебные задачи, направленные на обучение учащихся составлению развёрнутых устных ответов.
  • Объяснение смысла высказывания
  • Задача на описание природного объекта или явления.
  • Творческая работа на основе живописного художественного произведения.
  • Фрагмент урока на основе изучающего чтения.

1. Учебные задачи, направленные на обучение учащихся составлению развёрнутых устных ответов.

Задача 1. - Развёрнутое высказывание на основе содержания понятия.

- Расскажите, что такое народ (этнос)

- Есть ли у этого понятия другое название?

- По каким признакам один народ может отличаться от другого?

- Можно ли привязать определённый народ к определённой территории?

- В чем проявляется многообразие народов?

Задача 2. - Монологический ответ на основе развёртывания заданного определения или текста.

В 9 классе (учебник География России под редакцией А.И.Алексеева Хозяйство и географические районы, книга 2) лишь обозначена схема инфраструктуры и вводится понятие.

На уроке, перед тем, как начать работу над изучением этого термина я предлагаю учащимся разные трактовки определения и предлагаю им их объяснить. Учащиеся с подобными трактовками дополняют ответ (акцент делаю на подчёркнутые слова, учащиеся эти слова определяют сами).

  • Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения. / Толковый словарь Ожегова.
  • Инфраструктура отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Пример: И. общества. И. города. / Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
  • ИНФРАСТРУКТУРА - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную. / финансовый словарь
  • ИНФРАСТРУКТУРА (Экономический словарь) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. Различают производственную и социальную инфраструктуру. В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение / экономический словарь
  • СОВОКУПНОСТЬ - обязательно ли соединение всех отраслей, или все таки можно по одному?
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ - А что для этого надо?
  • ОБСЛУЖИВАНИЕ - кого или чего? Сталкиваемся ли мы в своей повседневной жизни с обслуживанием?

- Что необходимо для обеспечения производственного процесса? И т.д.

Задача 3. Уэмура Наоми сказал: «Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан - страшное место, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем».

Попробуйте объяснить, какие особенности природы Северного Ледовитого океана произвели на японского путешественника (он путешествовал по экстремальным маршрутам по всему миру) такое впечатление.

Задача 4. Объясните высказывание: «Москва - порт пяти морей».

- Географическое положение Москвы (На какой равнине находится? На какой реке город был построен?)

- Какие реки протекают на территории Восточно - Европейской равнины и к бассейнам каких океанов они относятся?

- Перечислите моря, омывающие берега Европейской части России?

- Проследите маршруты от г. Москвы до каждого из пяти морей.

Задача 5. Попробуйте рассказать о Красном море на основе стихотворения Н.С.Гумилева «Красное море» (из его цикла «Африка»)

Красное море

Здравствуй, Красное Море, акулья уха,
Негритянская ванна, песчаный котел!
На утёсах твоих, вместо влажного мха,
Известняк, словно каменный кактус, расцвел.

На твоих островах в раскалённом песке,
Позабыты приливом, растущим в ночи,
Издыхают чудовища моря в тоске:
Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи.

С африканского берега сотни пирог
Отплывают и жемчуга ищут вокруг,
И стараются их отогнать на восток
С аравийского берега сотни фелук.
<…..>

Целый день над водой, словно стая стрекоз,
Золотые летучие рыбы видны,
У песчаных, серпами изогнутых кос,
Мели, точно цветы, зелены и красны.

Блещет воздух, налитый прозрачным огнём,
Солнце сказочной птицей глядит с высоты:
- Море, Красное Море, ты царственно днём,
Но ночами вдвойне ослепительно ты!

Только тучкой скользнут водяные пары,
Тени чёрных русалок мелькнут на волнах,
Да чужие созвездья, кресты, топоры,
Над тобой загорятся в небесных садах.

И огнями бенгальскими сразу мерцать
Начинают твои колдовские струи,
Искры в них и лучи, словно хочешь создать,
Позавидовав небу, ты звезды свои.

И когда выплывает луна на зенит,
Ветр проносится, запахи леса тая,
От Суэца до Баб-эль-Мандеба звенит,
Как Эолова арфа, поверхность твоя.

На обрывистый берег выходят слоны,
Чутко слушая волн набегающих шум,
Обожать отраженье ущербной луны,
Подступают к воде и боятся акул.

И ты помнишь, как, только одно из морей,
Ты исполнило некогда Божий закон,
Разорвало могучие сплавы зыбей,
Чтоб прошёл Моисей и погиб Фараон.

В красном море много акул и других хищных рыб. Купание в водах этого моря очень опасно.

Море находиться в разломе земной коры, на дне которого идут активные тектонические процессы и рождение новой океанической коры.

Море находится в тропическом поясе, а небольшая глубина позволяет развиваться кораллам

Красное море находится между берегов Африки и Евразии (Аравийский полуостров)

В разных частях света по разному расположены созвездия

Высокое положение солнца над горизонтов (между северным и южным тропиками)

На севере море примыкает к Суэцкому перешейку, который разделяет два залива: Суэцкий и Акабский, - через Суэцкий канал соединяется с Средиземным морем, а с Аравийским морем на юге соединяется Баб-эль-Мандебским проливом («Врата слез») с Аденским заливом.

Красный цвет от красных водорослей, которые растут у его берегов. А так как вода прозрачная (в него не впадает ни одна река и не несёт с собой ил и песок), цвет моря ярко-синий.

Эол - ветер, Аравийская пустыня представлена песчаной поверхностью

2. Известный учёный - климатолог А.И.Воейков (1842-1916) образно назвал течения Мирового океана отопительной системой планеты. Объясните в чем смысл этого высказывания?

1. Рассуждения и знания, которые необходимы детям для решения этой задачи:

Солнечные лучи нагревают воду (как нагревается поверхность Земли солнечными лучами?), и океан становится огромным аккумулятором теплоты, наибольшее количество теплоты поглощается тропическими водами, где солнечные лучи падают почти вертикально (как распределяются солнечные лучи на поверхности Земли?)

В океане накапливается огромное количество тепла, так как вода обладает большой теплопроводностью.

Также надо учитывать территориальное расположение океанов.

За счет горизонтальных и вертикальных перемещений водных масс тепло перемещается, происходит прогревание воды (информация дополнительная - суша прогревается в глубину на 15 метров, а вода на 200 метров)

Вода медленнее нагревается и медленнее остывает по сравнению с сушей. Значит она, более длительное время, будет отдавать тепло.

2. Последовательные дополнительные вопросы:

- Как происходит нагревание земной поверхности? (сначала нагревается поверхность земли, потом от поверхности земли прогревается воздух, также мы знаем, что вода нагревается медленнее и следовательно медленнее остывает)

- Что будет влиять на температуру воздуха и воды? (на температуру воздуха будет влиять широта местности, так как солнечные лучи достигают поверхность земли под разными лучами, а следовательно по - разному нагревают землю)

- Будут ли влиять течения на «отопительную систему»? (да, тёплые течения в основном перемещаются от экватора к полюсам и с собой переносят более тёплые воды, а холодные перемещаются с севера к экватору)

- Почему Тихий океан можно назвать тёплым? (он наиболее широкий в экваториальной части и слабо сообщается с Северным Ледовитым океаном)

3. Примеры речевых ошибок, наиболее часто допускаемые учащимися разных классов.

Одной из частых ошибок является не последовательное изложение материала.

Например, рассказывая о течениях, учащийся даёт определение понятия течения. Затем определяет виды течений. И при описании каждого вида течений начинает прыгать с одного вида на другой. (сравнительный анализ в выступлении не прослеживается).

В данном случае мы составляем при объяснении нового материала опорные схемы, которые помогут учащемуся систематизировать материал и структурировать его и свой ответ.

Часто ответ сводиться не к пониманию материала, а к его заучиванию.

На уроке чаще заставляю учащихся проговаривать новые понятия, прошу уточнить определения (это делают сами учащиеся).

Разбираем каждое слово определения, чтобы оно «улеглось» у ребёнка, и он не боялся заменять в нем слова, то есть смог проговорить это своими словами.

Стараюсь задавать разные по - формулировке, но повторяющиеся по - содержанию вопросы, это позволяет ещё и ещё раз проговорить содержание нового материала.

4. Задача на описание природного объекта или явления.

Учащиеся работают с фотографиями, которые были сделаны во время экологической тропы по Территории Измайловского лесопарка и экскурсии по территории Измайловского острова в осенний и весенний периоды. Цель работы научить учащихся по существенным признакам - состоянию снега и льда (рыхлый, талый, осевший, с проталинами, грязный, пожелтевший и истончившийся лёд, тонкий и прозрачный лёд, белые снежные комки на прозрачном льду), водоёму (проточная, освободившаяся от снега и льда вода; покрытая льдом вода, снег и ветки на прозрачном льду) и т.д. определять раннюю весну или позднюю осень. Работа рассчитана на учащихся 5-6 классов, фотографии были сделаны учащимися 7-9 классов.

Во время работы учащиеся:

  • разбиваются на группы и в группе создают описание своей фотографии, уделяя внимание снегу, состоянию водоёмов, предполагая в какое время года могли быть сделаны данные фотографии;
  • проговаривают созданное описание вслух с опорой на фотографию (она выведена на слайд), с дальнейшим обсуждением сказанного и уточнением всего класса;
  • Из перечисленных отрывков стихотворений подобрать те, которые более всего подходят к их фотографии, объяснить свой выбор.

5. Творческая работа на основе живописного художественного произведения.

- Опишите явление, изображённое на картинах (в зависимости от подготовки класса можно дать учащимся работу по группам - каждая группа своя картина, можно последовательно разбирать каждую картину вместе).

- Какие ощущения у Вас возникли от восприятия этой картины?

- Какие детали картины могли бы подтвердить возникшее у Вас ощущение?

(Через какие элементы картины это можно ощутить?)

- Какими прилагательными (словосочетаниями) Вы могли бы описать лёд?

И.Бродский «Ледоход во Пскове»

Борис Туров. «Отзвуки ледохода»

Лукиянов В.А. «Ледоход на Волге»

Громоздкие
Грязные
Серо-зеленые
Серо-синие
Надвигающиеся друг на друга
Толстые
Холодные

Твёрдые
Мокрые
Сгрудившиеся
Грязные
Пасмурные
Строгие
холодные
Тусклые

Подтопленные льды
Погруженные в воду
Желтовато-серые
Искрящиеся
Береговые
Оставшиеся
Солнечные
Весенние
Тёплые
Ленивые

И. Бродский.
«Ледоход во Пскове»
Борис Туров.
«Отзвуки ледохода»
Лукиянов В.А.
«Ледоход на Волге»

- После работы над картинами мы слушаем (смотрим) фрагмент движущихся льдин на реке и обсуждаем его.

- Далее работаем со стихотворными отрывками: какими словами автор показывает ледоход, его мощь и силу; какие звуки можно услышать в стихотворениях и т.д.

Ледоход

Еще о всходах молодых
Весенний грунт мечтать не смеет.
Из снега выкатив кадык,
Он берегом речным чернеет.

Заря, как клещ, впилась в залив,
И с мясом только вырвешь вечер
Из топи. Как плотолюбив
Простор на севере зловещем!

Он солнцем давится заглот
И тащит эту ношу по мху.
Он шлепает ее об лед
И рвет, как розовую семгу.

Капель до половины дня,
Потом, морозом землю скомкав,
Гремит плавучих льдин резня
И поножовщина обломков.

И ни души. Один лишь хрип,
Тоскливый лязг и стук ножовый,
И сталкивающихся глыб
Скрежещущие пережевы.
(Б.Пастернак)

**

Весна в разгаре,
Температура воздуха шальная.
Жара в ударе
И снег почти за день исчез, растаяв.
Вода на реках
Прибавилась на много выше нормы,
Во всех огрехах
Лед двинулся, меняя свои формы
И друг на друга,
Как айсберги наскакивая дико...
Гудит округа,
Треск льдин соизмерим с звериным рыком.
Все прибывая,
Вода намерилась шагнуть на берег,
Со льдом играя,
Она гудит, как будто горный Терек.
Разлив не страшен,
Луга напьются досыта водою.
Поля ромашек
Нас позже очаруют красотою!
(Татьяна Лаптева)

Ледоход

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Проплывают льдины.

Льдины движутся гурьбой
В страхе и в тревоге,
Будто стадо на убой
Гонят по дороге.

Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет -
Нет ему возврата!

Кое-где на льду навоз
И следы полозьев.
Чьи-то санки лед унес,
Крепко приморозив.

Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину.
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.

А ведь этой глыбой льда,
Толстой, неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.

Пусть же тает старый лед,
Грязный и холодный!
Пусть умрёт и оживёт
В шири полноводной!
(С.Я.Маршак)

***
Взрывают лёд. Как будто канонада.
Короткий вихрь, снаряда гулкий взлёт.
Весенняя апрельская прохлада
Ещё со снежным запахом ползёт.
(А.Софронов)

6. Фрагмент урока на основе изучающего чтения.

Вместо фрагмента урока (так как задания предыдущих двух работ представлены небольшими фрагментами уроков) я хотела бы написать одно из домашних заданий (при условии компьютерного класса и подключения интернета учащиеся выполняют эту работу в классе), которые получают учащиеся 10 класса при изучении темы «Региональная география. Зарубежная Европа».

Стихотворение португальского поэта Луиша де Камоэнса «Лузиада» (1572 г.), в переводе О.Овчаренко.