Адаптивная физическая культура в школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Инклюзивное образование

Ключевые слова: адаптивная физическая культура


Адаптивное физическое воспитание и реабилитация лиц с отклонениями в состоянии здоровья являются актуальными и важными темами, поскольку в настоящее время все больше людей сталкивается с различными физическими проблемами и ограничениями. Это могут быть различные заболевания, инвалидность, последствия травмы или хронические состояния. С каждым годом в России появляются все больше молодых людей с отклонениями в здоровье и инвалидов по различным показателям. Более 50 % имеют различные функциональные отклонения, а 35-40 % - хронические заболевания [1]. В то же время именно адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Его цель - улучшить физические функции, улучшить общее состояние здоровья и способствовать социальной интеграции. Реализация адаптивной физической культуры в школе имеет высокую актуальность, так как способствует инклюзии детей с ограниченными возможностями и формированию у них навыков физической активности, здоровья и социальной интеграции.

Методология. Проведен обзор литературы с целью анализа использования методов адаптивной физической культуры в школе. В обзор вошли исследования, опубликованные в рецензируемых журналах в период с 2010 по 2023 год.

Результаты исследования. Под адаптивной физической культурой (АФК) сегодня понимают определенное сочетание спортивно-оздоровительных мероприятий, которые направлены на приспособление людей с ОВЗ к комфортной жизни в социуме [3], избавление от разнообразных психологических барьеров, создающих сложности в возвращении к полноценной жизни [2]. Большинство специалистов считают, что такая физкультура эффективнее терапии, основанной на использовании медикаментозных препаратов. Она проводится исключительно под наблюдением специалиста по адаптивной физкультуре [5].

Главная установка адаптивной физической культуры - всем без исключения детям и особенно тем, у кого имеются проблемы со здоровьем, обязательно необходима специально организованная двигательная активность, а сохранение и укрепление здоровья невозможно без труда и усилий воли. Безусловно, чем сложнее заболевание у школьника, тем более адаптирована к его индивидуальным особенностям должна быть система занятий физическими упражнениями [6].

Средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей.

Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной физической культуры обеспечивается концепцией новой модели общероссийской системы образования, и отражено в Федеральном Государственном стандарте (ФГОС) в форме Программы коррекционной работы [6]. Данная программа должна быть направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

АФК в рамках школьной программы включает не только адаптивный спорт и физическое воспитание детей с ограниченными возможностями, но и креативные и экстремальные виды активности. Это направление способствует системно-деятельностному обучению, позволяя школьникам осваивать необходимые знания и навыки для жизни в современном обществе.

Методы АФК применяются как на уроках, так и во внеурочной деятельности, решая задачи оздоровления, развития и воспитания. Однако, несмотря на их значимость, акцент зачастую ставится на оздоровление и коррекцию физических состояний, тогда как развивающий и образовательный потенциал АФК недооценивается и ограничивается спортивной подготовкой. Эффективность АФК достигается через улучшение базовых движений и развитие физической способности, что в свою очередь способствует общему развитию психических процессов, адаптации организма и социализации школьников с проблемами здоровья.

Ориентир для составления рабочих программ по АФК - примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для всех категорий детей с ОВЗ. Примерные рабочие программы дают представление о целях и общем направлении коррекционно-образовательного процесса детей с ОВЗ. Кроме того, они определяют примерное содержание предмета «АФК» с указанием видов деятельности и условий, планируемые результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и др.

Занятия адаптируются под нозологические группы детей с ОВЗ: с нарушением зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра.

Методика проведения занятий АФК в условиях общеобразовательного учреждения должна включать следующие аспекты:

  • предварительная диагностика физической подготовленности ребенка;
  • составление индивидуальной тренировочной программы с учетом особенностей развития;
  • использование специальных методов и средств АФК: подвижные игры, упражнения с предметами, на тренажерах, в воде;
  • формирование у детей осознанного отношения к своим силам, уверенности в них, готовности к преодолению физических нагрузок [7].

Занятия АФК в школе способствуют не только физическому, но и психическому, социальному развитию детей с ОВЗ, помогают им адаптироваться к жизни в обществе. Важную роль играет взаимодействие специалистов АФК с родителями, врачами, дефектологами в процессе реабилитации ребенка.

Разработка комплекса упражнений. Нами был разработан комплекс адаптивной физкультуры, который базируется на идее комплексного подхода к развитию физических качеств ребенка, включая дыхательные навыки, равновесие, силу и гибкость. Методология включает использование доступных и простых упражнений, которые можно адаптировать под индивидуальные потребности учащихся, что способствует улучшению координации движений, формирования правильной осанки и общего физического состояния. Звуковая гимнастика и упражнения с гимнастическими палками дополняют комплекс, акцентируя внимание на дыхании и балансе, что особенно важно для детей с отклонениями здоровья.

Инструментарий для реализации комплекса:

  • гимнастические палки (можно использовать легкие пластиковые или деревянные);
  • мячи различных размеров (мягкие, чтобы избежать травм);
  • полотна или канаты для прокатывания стопами;
  • обруч для бросков;
  • ребристая доска или массажный коврик;
  • гимнастическая скамейка (высота 25-30 см);
  • объекты для перешагивания (канаты, бруски, гимнастические палки);
  • подсказки или нарисованные линии для ходьбы по коридору;
  • подушки или матрацы для безопасности при выполнении упражнений на равновесие.

1. Дыхательные упражнения

В исходном положении: лежа на спине (сидя, стоя), развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлиненный, углубленный выдох с одновременным произнесением звуков: «х-х-хо» (как согревают руки), «фф-фу» (как студят чай), «чу-чу-чу» (паровоз), «ш-ш-ш» (вагоны), «у-у-у» (самолет), «ж-ж-ж» (жук), задуть свечу, надуть шарик. Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями.

2. Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности

В исходном положении: сидя (стоя) у опоры, сгибание и разгибание пальцев ног; тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. Прокатывание стопами каната. Захватывание стопами мяча, захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

3. Упражнения для формирования равновесия

Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо-влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения, лежа на спине (на животе), быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте с переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Ходьба по начерченному коридору, по доске, лежащей на полу, по доске с приподнятым краем (вверх и вниз), по гимнастической скамейке (25- 30 см высотой). Перешагивание через канат, бруски, гимнастические палки, лежащие на полу на расстоянии 1 м. Шагание с предмета на предмет.

4. Упражнения с гимнастическими палками

Укрепление баланса особенно важно для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Поставьте гимнастическую палку на полу и попробуйте стоять на одной ноге, придерживаясь палкой для поддержки. Постепенно увеличивайте время стоя на одной ноге и добавляйте сложность, например, попытайтесь сделать приседания на одной ноге.

Положите гимнастическую палку горизонтально на полу и лежа на спине разомкнуть и сжать ноги так, чтобы провести их по обеим сторонам палки. Постепенно увеличивайте скорость и сложность движения.

Используйте гимнастическую палку для выполнения упражнений на ноги и ягодицы. Например, стоя на месте, держите палку на плечах и делайте приседания или выпады.

5. Релаксация

После выполнения основных упражнений, не забудьте провести растяжку, чтобы расслабить мышцы. Используйте гимнастическую палку, чтобы помочь вам выполнять растяжку для различных групп мышц, таких как спина, ноги и руки.

Комплекс упражнений можно адаптировать для учащихся начальных классов (1-4 классы) и средних классов (5-8 классы). Возраст: примерно от 6 до 14 лет с учетом индивидуальных особенностей и физической подготовки детей. Этот комплекс поможет развивать дыхательные навыки, равновесие, силу и гибкость, что будет полезно для общего физического развития школьников.

Таким образом, создание в общеобразовательных учреждениях системы непрерывного здоровьесбережения средствами адаптивной физической культуры путем их систематизации могут сформировать идеальное место для реализации междисциплинарных оздоровительных программ, оказать значительное влияние на повышение уровня здоровья и формирование личности школьника.

Список литературы

  1. Баранов, А.А., Альбицкий В.Ю. Состояние здоровья детей России, приоритеты его сохранения // Казанский медицинский журнал / А.А.Баранов. -2018. - № 4. - С. 698-705.
  2. Еременко В.Н. Адаптивная физическая культура среди детей с ослабленным здоровьем или особенностями развития / В.Н.Еременко, О.В.Синько, В.А.Питкин // Этнос и культура в эпоху глобализации: сборник материалов IV Международной научной очно-заочной конференции, 1-2 июля 2021 г. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2021. - С. 258-265.
  3. Кайшева А.И. Особенности организации тренировочного процесса, влияющие на физическую подготовленность студентов / А.И.Кайшева // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 166-168.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 04.09.2024)
  5. Питкин В.А. Роль адаптивной физической культуры в развитии личности студентов вуза / В.А.Питкин, О.В.Синько, Г.Е.Тюпенькова // Наука. Техника. Технологии. - 2021. - № 2. - С. 257-260.
  6. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физ. культ. 1998. № 1. С. 12-25.
  7. Организация занятий по адаптивной физической культуре в условиях общеобразовательной организации: Учеб.-метод. пос. / Авт. сост.: Кихтенко Л.Ф. (введение; раздел 1.2); Небытова Л.А. (глава 2), Скорик Е.А. (раздел 1.1). - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО. -2020. - С.76.