Цель: Знакомство слушателей, родителей обучающихся, с особенностями использования технологии «Мнемотехника» в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить слушателей с особенностями использования мнемотехник в работе с детьми с ОВЗ;
- обсудить актуальность использования приёма мнемотехники;
- познакомить с алгоритмом применения технологии.
Одной из задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Развитием связной речи детей решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление рассказов по картине о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений.
Для активизации процесса становления и развития связной речи детей нам помогают такие нетрадиционные формы, как мнемотехника.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Известно, что наглядный материал у школьников с ОВЗ усваивается лучше, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Считается, что слово мнемотехника придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой.
Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами. Ткаченко Татьяна Александровна - предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Большева Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н - схемой составления рассказа.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование приема мнемотехники в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с развитием речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- речь.
Мнемотехника многофункциональна, т.е. ее можно с успехом применять в любой образовательной области. Но более широко в школьной практике приемы мнемотехники используются в речевом развитии.
Как любая работа, применение мнемотехники строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, затем переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты - это своего рода работа над словом. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Данные схемы помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащают словарный запас.
Освоив игру со словом, можно переходить к поэтапному кодированию сочетания слов. Например: "Большая машинка". Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, идет работа по составлению предложения.
Последовательно можно переходить к работе над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой: «Без окон, без дверей, полна горница людей».
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко освоят мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное - нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Данная работа способствует их подготовке к успешному формированию у них одной из ключевых компетенций - владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации их в современном информационном обществе.
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать слов с картинками, и он их усвоит налету. (К.Д.Ушинский)
В речи детей с ОВЗ отмечается множество проблем:
- односложная, из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи;
- плохая дикция;
- бедный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь;
- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении сюжетного или описательного монолога, рассказа на предложенную тему и пересказа текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
При устранении отмеченных недостатков важно учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Чтобы активизировать процесс восприятие и усвоение школьниками учебный материал должен быть интересным, занимательным и развивающим. Этому способствует правильно выбранная наглядность. Предметы и картинки помогает школьникам называть предметы, находить их характерные признаки и производить с ними действия. При обучении школьников построению связной речи мы применяем приёмы мнемотехники.
Разучивание стихотворений
Суть работы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) (Рис.1); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе педагог предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Процесс запоминания делится на 4 этапа: кодирование элементов информации в зрительные образы, собственно сам процесс запоминания, запоминание последовательности информации, закрепление информации в памяти.
Данная технология базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже детьми с проблемами в развитии. Она формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.
Рис. 1
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Сначала начинаем учить выделять признаки предмета.
Рассказ по мнемотаблице
Учитель предлагает ребенку посмотреть на таблицу, затем расшифровывает ее (Рис.2). Например: «Зима длится три месяца. В это время года часто идет снег. Снежинки кружатся в воздухе и укрывают белоснежным одеялом дорожки и деревья. Солнышко зимой садится раньше, поэтому на улице раньше темнеет. Дома зимой отапливаются, чтобы людям было тепло. Для птичек в это время года делают кормушки, чтобы они могли полакомиться крошками. Домашние животные прячутся в домах, чтобы не замерзнуть во дворе. Зато мальчики и девочки могут зимой играть со снегом и лепить смешных снеговиков». Затем ребенок воспроизводят получившийся рассказ, глядя на таблицу.
Рис. 2
Пересказ
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа с мнемотаблицами осуществляется в следующей последовательтности:
- чтение и обсуждение текста;
- знакомство с таблицей и обсуждение того, что на ней изображено;
- осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
- после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщённый образ предмета;
- раскрывать существенное в объекте;
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Настольно-печатные речевые игры
Параллельно с этой работой применяются настольно-печатные речевые игры, которые помогают детям классифицировать предметы путём активизации зрительного восприятия. Эта работа способствует речевому развитию путём активизации наблюдательности и внимания. Происходит формирование образного и логического мышления и интереса к окружающему миру, проявляются навыки самоконтроля.
В настоящее время приемы мнемотехники являются наиболее актуальными.
Список литературы
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] Т.В. Большова / Спб., 2005 - 71с.
- Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! [Текст]/ Вахрушев, А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Москва "Баласс", 2000 - 21с.
- Воробьева В.К.Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] /Воробьева В.К. - М., 2005 - 114с.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] // Глухов В.П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с.6.
- Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н.П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет [Текст] /Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н.П. Москва, 2005. - с. 59.
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми [Текст] // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Ефименкова Л.Н.- М., 1985 - с.92.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 2007 - с.18.
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102-115.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 - с. 16-21.
- Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. [Текст] Фалькович, Т.А., Барылкина, Л.П.Москва "ВАКО", 2005. - с.12.
- Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память [Текст] / Широких Т.Д. Ребёнок в детском саду. 2004. №2. - с.59-62.
- Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе. [Текст] / Шорыгина, Т.А. Москва, 2005. - с.8.