Конспект урока по теме "Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи". 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: сложное предложение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока: формирование умения правильного пунктуационного оформления сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и подготовка к ОГЭ на основе предложенного языкового материала.

Задачи урока:

  • Познавательные:
    • актуализировать и закрепить знания о сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи;
    • отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения;
    • научить обосновывать выбор знака препинания;
    • закрепить знания по 2,4,5,7,8 заданиям ОГЭ.
  • Развивающие:
    • развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
    • развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом;
    • воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры;
    • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Оборудование: доска, компьютер, проектор с экраном, презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2).

Тип урока: комбинированный урок закрепления новых знаний и подготовки к ОГЭ.

Ход урока

I. Организационный момент

На доске число и тема урока.Тема урока также на экране проектора (Слайд 1).

Мотивация к учебной деятельности: учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку, напоминает, что тема «Сложные предложения с различными видами связи» - последняя в курсе 9 класса и что до экзамена остаётся чуть больше месяца.

II. Постановка цели урока

Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, а также готовиться к ОГЭ. Вспомните цель прошлого урока и сформулируйте цель этого. Будут ли они одинаковые, если нет, то в чем разница.

Обучающиеся выдвигают предположения.

Учитель (корректирует цель урока): Если на прошлом уроке мы познакомились с понятием «Сложные предложения с различными видами связи», то на этом уроке должны закрепить полученные знания; отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение лингвистической терминологией), обосновывать выбор знака препинания. Языковой материал, который мы будем рассматривать, используем и для подготовки к ОГЭ.

III. Актуализация знаний

Учитель: Расскажите, в чем особенность предложений с различными видами связи? Какие виды связи существуют в таких конструкциях?

Обучающиеся:

  • сочинение+ подчинение;
  • сочинение + бессоюзная связь;
  • подчинение + бессоюзная связь;
  • сочинение + подчинение + бессоюзная связь (Слайд 2)

Учитель: В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Когда ставится запятая между этими союзами?

Обучающиеся: Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточной части нет союзов то, но. В обратном случае запятая не ставится (Слайд 3):

  1. [По сумрачному небу носились густые тучи], и, (хотя шёл только третий час дня), [было темно].
  2. [По сумрачному небу носились густые тучи], и(хотя шёл только третий час дня), но [было темно].

IV. Повторение первичных знаний о сложном предложении с различными видами связи

Учитель: Рассмотрите две схемы и определите, как связаны предикативные части предложения и на сколько основных (крупных) частей его можно разделить.

Слайд 4:

Обучающиеся: Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом и, первая часть - простое предложение, вторая часть - сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.

Слайд 5:

Обучающиеся: Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью; состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью; первая и вторая части - сложноподчиненные предложения.

V. Закрепление изученного материала

1. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.

Учитель: На доске предложение и схема. Рассмотрите предложение и сделайте вывод, правильно ли построена схеме. Охарактеризуйте данное предложение.

Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту - две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма. (А.Новиков-Прибой)

Обучающиеся: Схема построена правильно. Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - СПП (Слайд 6).

2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Учитель раздаёт обучающимся распечатанный материал для работы (Приложение 2).

У доски двое обучающихся, которые выбирают для работы одно из предложений. Остальные обучающиеся также записывают одно из предложений на выбор. После проверки третий обучающийся выполняет дополнительные задания по подготовке к ОГЭ.

Задание: спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений. Выполните дополнительные задания.

1) (1 обучающийся)

(К)вечеру пошёл дождь снег почти раста..л и хотя дорога стала ещё грязнее но все же лош..дям стало легче. (В.К.Арсеньев)

2) (2 обучающийся)

Пл..кучие ивы купали в озере свои ветви и (кое)где берега п..росли осокой в которой прятались большие жёлтые цветы покоивш..еся на широких пл..вучих листьях. (И.А.Гончаров)

3. (3 обучающийся)

Готовимся к ОГЭ (орфографический анализ). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

  1. ПЛ..КУЧИЕ (ивы) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
  2. ПЛ..ВУЧИХ (листьях) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
  3. РАСТА..Л - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  4. (КОЕ)ГДЕ - приставка кое- в неопределённых местоимениях пишется через дефис.
  5. ЖЁЛТЫЕ (листья) - в корнях слов после шипящих под ударением всегда пишется Ё.

Проверка. Слайды 7-10 с правильными ответами:

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - СПП

  1. Готовимся к ОГЭ (орфографический анализ). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова:
  2. ПЛ..КУЧИЕ (ивы) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
  3. ПЛ..ВУЧИХ (листьях) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. (-плав-/-плов-, без ударения а. Искл.: пловец, пловчиха, плывун)
  4. РАСТА..Л - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  5. (КОЕ)ГДЕ - приставка кое- в неопределённых местоимениях пишется через дефис.
  6. ЖЁЛТЫЕ (листья) - в корнях слов после шипящих под ударением всегда пишется Ё.

Правильные ответы: 2,3

Готовимся к ОГЭ (анализ средств выразительности). Укажите номера предложений (1-2), в которых средством выразительности речи является

  1. олицетворение;
  2. эпитет.

Правильные ответы: 2; 2.

3. Схематический диктант с взаимопроверкой по эталону.

Обучающиеся самостоятельно читают предложения, расставляют знаки препинания и составляют схемы предложений и выполняют дополнительные задания по подготовке к ОГЭ.

Взаимопроверка. Слайды 11-16 с правильными ответами.

Обучающиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы с данными слайдов.

1) Уж было поздно и темно сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя. (А.С.Пушкин) [ ] ; [ ] , и [ ].

Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - ССП.

2) Когда рассвело туман ещё не рассеялся он был так густ что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочно-белой тьме. (В.Обручев)
(Когда ), [ ] ; [ ], (что ).

Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. 1 часть - СПП, 2 часть - СПП.

3) Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (А.И.Куприн)

[ ], и, (как только ), [ ].

Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - СПП.

4) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. (Как только ) и ( ), [ ] , и [ ].

Готовимся к ОГЭ. (синтаксический анализ). Какие из перечисленных утверждений являются верными?

  1. Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  2. В первой части предложения 1 составные именные сказуемые.
  3. Первая часть предложения 2 - односоставное безличное предложение.
  4. Грамматическая основа одной из частей предложения 3 - занавес задрожал.
  5. Предложение 4 - сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных.

Правильные ответы: 1, 2, 3.

Готовимся к ОГЭ (синтаксический анализ).

  1. Замените словосочетание «восторженные крики», построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
  2. Замените словосочетание «отправляемся путешествовать», построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
  3. Замените словосочетание «силуэт человека», построенное на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.

Правильные ответы: крики восторга, отправляемся в путешествие, человеческий силуэт.

Готовимся к ОГЭ (лексический анализ). Найдите в предложениях 1-4 синоним к слову «аплодисменты».

Правильный ответ: рукоплескания.

4. Анализ взаимопроверки.

VI. Итог урока

Учитель оценивает работу класса в целом и по персоналиям.

VII. Рефлексия

Обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке, с результатами своей деятельности на уроке.

Организуется самооценка:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

VIII. Домашнее задание

Карточка (находится в раздаточном материале).

Задание: спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений.

  1. Гром грох..тал нал крышей гулко возр..стая и раздр..жаясь треском когда м..лькала красноватая молния; от нависших туч темнело. (И.А.Бунин)
  2. Кругом т..ряясь в золотом тумане т..снились вершины гор как бесчисле(н/нн)ое стадо и Эльбрус на юге вставал белой громадой замыкая цепь ледя(н/нн)ых вершин между которыми уже бр..дили волокнистые облака набежавшие с востока. (М.Ю.Лермонтов)
  3. Я с треп..том ждал ответа Грушницкого холодная злость овл..дела мной при мысл.. что если(б) не случай то я мог бы (з/с)делаться посмешищем этих дураков. (М.Ю.Лермонтов)
  4. С первыми лучами солнца когда по полю ещё т..нулся волнистый розоватый туман вторая эск..дрилья поднялась (в)след за своим командиром и самолёты (не)теряя друг(друга) (из)виду взяли курс на юг. (Б.Полевой)

Использованная литература

  1. https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory - Федеральный институт педагогических измерений, демоверсия ОГЭ по русскому языку 2021-2022.
  2. https://rus-oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ.
  3. Русский язык. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. - М.: Дрофа, 2020.
  4. Русский язык. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М., Просвещение, 2021.
  5. ОГЭ-2024. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2024.