Цели урока: формирование умения правильного пунктуационного оформления сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи и подготовка к ОГЭ на основе предложенного языкового материала.
Задачи урока:
- Познавательные:
- актуализировать и закрепить знания о сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи;
- отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения;
- научить обосновывать выбор знака препинания;
- закрепить знания по 2,4,5,7,8 заданиям ОГЭ.
- Развивающие:
- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
- развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
- Воспитательные:
- воспитывать чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом;
- воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры;
- воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
Оборудование: доска, компьютер, проектор с экраном, презентация (Приложение 1), раздаточный материал (Приложение 2).
Тип урока: комбинированный урок закрепления новых знаний и подготовки к ОГЭ.
I. Организационный момент
На доске число и тема урока.Тема урока также на экране проектора (Слайд 1).
Мотивация к учебной деятельности: учитель приветствует учащихся и проверяет их готовность к уроку, напоминает, что тема «Сложные предложения с различными видами связи» - последняя в курсе 9 класса и что до экзамена остаётся чуть больше месяца.
II. Постановка цели урока
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи, а также готовиться к ОГЭ. Вспомните цель прошлого урока и сформулируйте цель этого. Будут ли они одинаковые, если нет, то в чем разница.
Обучающиеся выдвигают предположения.
Учитель (корректирует цель урока): Если на прошлом уроке мы познакомились с понятием «Сложные предложения с различными видами связи», то на этом уроке должны закрепить полученные знания; отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение лингвистической терминологией), обосновывать выбор знака препинания. Языковой материал, который мы будем рассматривать, используем и для подготовки к ОГЭ.
III. Актуализация знаний
Учитель: Расскажите, в чем особенность предложений с различными видами связи? Какие виды связи существуют в таких конструкциях?
Обучающиеся:
- сочинение+ подчинение;
- сочинение + бессоюзная связь;
- подчинение + бессоюзная связь;
- сочинение + подчинение + бессоюзная связь (Слайд 2)
Учитель: В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Когда ставится запятая между этими союзами?
Обучающиеся: Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточной части нет союзов то, но. В обратном случае запятая не ставится (Слайд 3):
- [По сумрачному небу носились густые тучи], и, (хотя шёл только третий час дня), [было темно].
- [По сумрачному небу носились густые тучи], и(хотя шёл только третий час дня), но [было темно].
IV. Повторение первичных знаний о сложном предложении с различными видами связи
Учитель: Рассмотрите две схемы и определите, как связаны предикативные части предложения и на сколько основных (крупных) частей его можно разделить.
Слайд 4:
Обучающиеся: Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом и, первая часть - простое предложение, вторая часть - сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных.
Слайд 5:
Обучающиеся: Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью; состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью; первая и вторая части - сложноподчиненные предложения.
V. Закрепление изученного материала
1. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности.
Учитель: На доске предложение и схема. Рассмотрите предложение и сделайте вывод, правильно ли построена схеме. Охарактеризуйте данное предложение.
Лишь изредка, если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное, скользил по воде яркий луч прожектора, но через минуту - две он мгновенно исчезал, и тогда снова водворялась тьма. (А.Новиков-Прибой)
Обучающиеся: Схема построена правильно. Это сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - СПП (Слайд 6).
2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель раздаёт обучающимся распечатанный материал для работы (Приложение 2).
У доски двое обучающихся, которые выбирают для работы одно из предложений. Остальные обучающиеся также записывают одно из предложений на выбор. После проверки третий обучающийся выполняет дополнительные задания по подготовке к ОГЭ.
Задание: спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений. Выполните дополнительные задания.
1) (1 обучающийся)
(К)вечеру пошёл дождь снег почти раста..л и хотя дорога стала ещё грязнее но все же лош..дям стало легче. (В.К.Арсеньев)
2) (2 обучающийся)
Пл..кучие ивы купали в озере свои ветви и (кое)где берега п..росли осокой в которой прятались большие жёлтые цветы покоивш..еся на широких пл..вучих листьях. (И.А.Гончаров)
3. (3 обучающийся)
Готовимся к ОГЭ (орфографический анализ). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
- ПЛ..КУЧИЕ (ивы) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ПЛ..ВУЧИХ (листьях) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
- РАСТА..Л - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- (КОЕ)ГДЕ - приставка кое- в неопределённых местоимениях пишется через дефис.
- ЖЁЛТЫЕ (листья) - в корнях слов после шипящих под ударением всегда пишется Ё.
Проверка. Слайды 7-10 с правильными ответами:
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - СПП
- Готовимся к ОГЭ (орфографический анализ). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова:
- ПЛ..КУЧИЕ (ивы) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
- ПЛ..ВУЧИХ (листьях) - написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения. (-плав-/-плов-, без ударения а. Искл.: пловец, пловчиха, плывун)
- РАСТА..Л - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
- (КОЕ)ГДЕ - приставка кое- в неопределённых местоимениях пишется через дефис.
- ЖЁЛТЫЕ (листья) - в корнях слов после шипящих под ударением всегда пишется Ё.
Правильные ответы: 2,3
Готовимся к ОГЭ (анализ средств выразительности). Укажите номера предложений (1-2), в которых средством выразительности речи является
- олицетворение;
- эпитет.
Правильные ответы: 2; 2.
3. Схематический диктант с взаимопроверкой по эталону.
Обучающиеся самостоятельно читают предложения, расставляют знаки препинания и составляют схемы предложений и выполняют дополнительные задания по подготовке к ОГЭ.
Взаимопроверка. Слайды 11-16 с правильными ответами.
Обучающиеся обмениваются тетрадями и сверяют ответы с данными слайдов.
1) Уж было поздно и темно сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя. (А.С.Пушкин) [ ] ; [ ] , и [ ].
Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - ССП.
2) Когда рассвело туман ещё не рассеялся он был так густ что в пяти шагах силуэт человека почти исчезал в молочно-белой тьме. (В.Обручев)
(Когда ), [ ] ; [ ], (что ).
Сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. 1 часть - СПП, 2 часть - СПП.
3) Занавес поднялся и как только публика увидела своего любимца театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков. (А.И.Куприн)
[ ], и, (как только ), [ ].
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. 1 часть - простое предложение, 2 часть - СПП.
4) Как только солнце начинает греть по-летнему и земля обсохнет после весеннего разлива нам не сидится на месте и мы отправляемся путешествовать. (Как только ) и ( ), [ ] , и [ ].
Готовимся к ОГЭ. (синтаксический анализ). Какие из перечисленных утверждений являются верными?
- Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
- В первой части предложения 1 составные именные сказуемые.
- Первая часть предложения 2 - односоставное безличное предложение.
- Грамматическая основа одной из частей предложения 3 - занавес задрожал.
- Предложение 4 - сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных.
Правильные ответы: 1, 2, 3.
Готовимся к ОГЭ (синтаксический анализ).
- Замените словосочетание «восторженные крики», построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
- Замените словосочетание «отправляемся путешествовать», построенные на основе примыкания, синонимичными словосочетаниями со связью управление.
- Замените словосочетание «силуэт человека», построенное на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование.
Правильные ответы: крики восторга, отправляемся в путешествие, человеческий силуэт.
Готовимся к ОГЭ (лексический анализ). Найдите в предложениях 1-4 синоним к слову «аплодисменты».
Правильный ответ: рукоплескания.
4. Анализ взаимопроверки.
VI. Итог урока
Учитель оценивает работу класса в целом и по персоналиям.
VII. Рефлексия
Обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке, с результатами своей деятельности на уроке.
Организуется самооценка:
- Сегодня на уроке я научился…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…
VIII. Домашнее задание
Карточка (находится в раздаточном материале).
Задание: спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Составьте схемы предложений.
- Гром грох..тал нал крышей гулко возр..стая и раздр..жаясь треском когда м..лькала красноватая молния; от нависших туч темнело. (И.А.Бунин)
- Кругом т..ряясь в золотом тумане т..снились вершины гор как бесчисле(н/нн)ое стадо и Эльбрус на юге вставал белой громадой замыкая цепь ледя(н/нн)ых вершин между которыми уже бр..дили волокнистые облака набежавшие с востока. (М.Ю.Лермонтов)
- Я с треп..том ждал ответа Грушницкого холодная злость овл..дела мной при мысл.. что если(б) не случай то я мог бы (з/с)делаться посмешищем этих дураков. (М.Ю.Лермонтов)
- С первыми лучами солнца когда по полю ещё т..нулся волнистый розоватый туман вторая эск..дрилья поднялась (в)след за своим командиром и самолёты (не)теряя друг(друга) (из)виду взяли курс на юг. (Б.Полевой)
Использованная литература
- https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory - Федеральный институт педагогических измерений, демоверсия ОГЭ по русскому языку 2021-2022.
- https://rus-oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ.
- Русский язык. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов. - М.: Дрофа, 2020.
- Русский язык. 9 класс: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М., Просвещение, 2021.
- ОГЭ-2024. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: Национальное образование, 2024.