Изменение форм и содержания экзаменационных работ ГИА-9 по ряду предметов требует больше внимания к решению метапредметных задач несмотря на то, что в учебниках и дидактических пособиях количество таких заданий невелико. Выбор темы работы обусловлен тем, что в экзаменационных работах по химии и математике появляются практико-ориентированные задачи, направленные на определение процентного содержания, нахождение процентов от числа и т.д., работу с числовыми данными, представленными в виде таблиц и диаграмм. Экзамен по информатике включает в себя задания на построение диаграмм средствами электронных таблиц MS Excel, а также задания на заполнение таблиц. Задания на определение массовой доли вещества с помощью диаграмм появились в контрольно-измерительных материалах экзамена по химии. С появлением практической части в экзамене по химии возникает необходимость продемонстрировать учащимся не только знания качественных реакций на ионы, но и навыки химического практикума в доказательстве качественного состава вещества.
Большие объемы вычислений, а также необходимость проведения сравнительного анализа с помощью построения диаграмм делает целесообразным использование средств информационно-компьютерных технологий при решении подобных задач.
Учащимся 9-х классов была предложена работа по распознаванию качественного состава минеральных удобрений с составлением блок-схем работы, расчету количественного состава веществ с построением диаграмм на ПК.
Работа рассчитана на 2 урока.
Цель урока: выявление общности и взаимосвязи математики, химии и информатики для решения практико-ориентированных задач.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать навыки распознавания химических веществ по их внешнему виду, растворимости и структуре;
- закрепить навыки проведение качественных реакций на определенные ионы;
- повторить порядок вычисления массовой доли элементов в веществе с помощью пропорции;
- применить умение наглядного отображения полученных данных с помощью круговых диаграмм;
- формировать навык составления блок-схемы экспертной системы «Распознавание минеральных удобрений».
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, формирование умения работы в группе;
- развивать познавательный интерес к предметам, способности к сотрудничеству;
- стимулировать учащихся к самовыражению, создавая ситуации успеха.
Развивающие:
- побуждать интерес к химии, математике и информатике путем решения практико-ориентированных задач;
- совершенствовать знания, полученные на уроках информатики, математики и химии;
- развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства.
Алгоритм подготовки занятия
- Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание для подготовки к уроку и делает презентацию по заранее выданному плану (классификации удобрений, влияние их на растения и здоровье человека, качественные реакции на ионы, входящие в состав удобрений) по одной из групп минеральных удобрений (азотные, фосфорные, калийные, комплексные).
- Подготовка кабинетов химии и информатики
- Подготовка дидактического материала обобщенного вида, предполагающего задействование эмоционального, чувственного восприятия
- Разработка заданий разного толка (инструкционные карты, шаблоны блок-схем, задачи для расчетов)
- Выбор форм занятия: лабораторная работа «Распознавание удобрений» и практическая работа «Определение количественного состава удобрений».
В качестве основной формы работы использовалась групповая форма (в малых группах по 6-7 человек).
Для каждой группы было подготовлено оборудование для проведения лабораторных работ. Комплект содержал:
- штатив с пробирками,
- дистиллированная вода,
- 5% раствор ВаСl2,
- 1% раствор AgNО3,
- 10% раствор NaOH,
- 10% раствор НСl,
- универсальная индикаторная бумага,
- пронумерованные образцы удобрений,
- кусочки древесного угля,
- спиртовка,
- тигельные щипцы.
Перед началом работы учащиеся прослушали инструктаж по технике безопасности.
Для каждой группы были разработаны инструкционные карты с методикой выполнения практической части, таблицей для оформления работы и шаблоны блок-схем для каждого учащегося. Также, каждая группа получила задания для численных расчетов качественного состава удобрений
I. Определение качественного состава минеральных удобрений (Теоретические основы работы)
Великий немецкий химик Юстус Либих сказал: «Продавая урожай со своего поля, крестьянин продает само поле…»
В 1840 году Ю.Либих впервые указал на истощение почв минеральными веществами и на необходимость возвращения их в почву.
Минеральные удобрения - это вещества, содержащие три питательных элемента - азот, фосфор, калий - и способные в почвенном растворе диссоциировать на ионы.
Классификации удобрений
Теоретические основы работы:
Цель распознавания состоит в том, чтобы познакомиться с удобрениями, их свойствами и по одной или двум реакциям, специфическим для каждой соли, быстро отличать одно удобрение от другого.
Выступление представителей от каждой группы с презентациями о минеральных удобрениях разных видов. Ответы на вопросы соперников.
В тетрадях дети делают записи о качественных реакциях на ионы, которые помогают распознавать качественный состав удобрений: Техника распознавания удобрений.
Цвет удобрений различный от чисто белого до черно-синего и зависит от цвета исходного сырья, наличия в нем примесей, способа производства.
- Цвет азотных удобрений в основном белый, светло-серый, иногда с грязно-синим, желтоватым или темно-серым оттенком.
- Фосфорные удобрения имеют светло-серый и темно-серый цвет. Фосфоритная мука - землисто-темный тяжелый тонкий порошок.
- Хлористый калий в нашей стране выпускают в виде кристаллов белого, а также гранул кирпично-красного цвета. Сульфат калия имеет белый с желтоватым оттенком цвет.
- Известняковые материалы обычно белого или палевого цвета.
Структура удобрений. Твердые удобрения представляют порошки или муку, кристаллы различной величины и формы, иногда с блестящими гранями и гранулы.
Все азотные и все калийные удобрения представляют кристаллические вещества.
Аммонийная селитра представляет белые с сероватым оттенком кристаллы, которые холодят руку.
В гранулированном состоянии выпускают аммонийную и кальциевую селитры, двойной и простой суперфосфат, хлористый калий и большинство комплексных удобрений.
Растворимость удобрений в воде. При определении растворимости в пробирку помещают около 2 грамм удобрения и приливают двадцатикратное количество воды. Содержимое пробирки встряхивают 1 минуту. Полной растворимости не всегда следует ожидать, так как удобрения иногда содержат нерастворимые примеси.
Азотные, калийные, сложные удобрения хорошо растворимы в воде.
К трудно растворимым относят большинство фосфорных и известняковых солей. Фосфоритная мука в воде нерастворима.
Качественное распознавание удобрений.
Минеральные удобрения - это соли, состоящие в основном из ионов:
NH4+, K+, Na+, Ca2+, Mg2+, NO3-, CI -, SO42-, H2PO4-, HPO42-, PO43- и других.
Аммонийную группу легко обнаружить, действуя на раствор удобрения щелочью.
NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O
В пробирку к водному раствору удобрения прибавить 1/3 от объёма 8-10% раствора щелочи NaОН, подогреть на спиртовке. В результате реакции выделяется аммиак, который легко обнаружить по запаху. Это значит, что удобрение содержит азот.
Соли азотной кислоты называют селитрами. Присутствие аниона NO3- в растворе соли устанавливают с помощью медных стружек и концентрированной серной кислоты. К проведению этой реакции нужно отнестись с особой осторожностью!!!
Можно использовать полоски нитрат-теста.
Реакция удобрений на раскаленном угле. Селитры, введенные в пламя спиртовки, вспыхивают и быстро сгорают за счет выделения кислорода. Между собой селитры различают по цвету окраски пламени при горении спиртовки:
- аммонийная селитра (NH4NO3) вспыхивает и сгорает ярким бесцветным пламенем, иногда плавится, кипит и выделяет белый дым с запахом аммиака;
- натриевая селитра (NaNО3) вспыхивает, быстро сгорает, окрашивая пламя спиртовки в жёлто-оранжевый цвет;
- калийная селитра (KNO3) вспыхивает и сгорает, окрашивая пламя в фиолетовый цвет;
- кальциевая селитра (Ca(NO3)2) плавится и образует белый налет извести на угле.
Фосфорные, известняковые, калийные удобрения, гипс на раскалённом угле не изменяются, запаха не дают, за исключением костной муки.
Присутствие аниона SO42- в удобрениях устанавливают с помощью 5% раствора хлорида бария.
SO42- + Ba2+ → BaSO4↓ (молочно-белый осадок)
Образующийся сульфат бария нерастворим в уксусной и соляной кислотах.
Анион Cl - в удобрениях обнаруживают с помощью 1% или 2% раствора АgNO3.
Cl - + Ag+ = AgCl↓ (белый творожистый осадок)
Фосфорные и известняковые удобрения. Распознавание начинают с взаимодействия их с 10% раствором HCI. Для этого около 1 г удобрения поместить в фарфоровую чашку и добавить к нему кислоту. Если удобрение «вскипает» (выделение СО2), то в нем содержатся карбонаты или примесь карбонатов.
CO32- + 2H+ = H2O +CO2↑
При взаимодействии кальциевой селитры (азотное удобрение) с раствором щелочи выпадает белый осадок. Эта реакция на водорастворимый кальций.
Сa2+ + 2OH- = Ca(OH)2↓ (белая суспензия)
Анионы PO43-, H2PO4-в удобрениях находят с помощью 2-% раствора азотнокислого серебра. Водную суспензию удобрения тщательно перемешать, частицам дать осесть, добавить в нее 2-3 капли AgNO3. В пробирке появится желтый осадок.
H2PO4- + 3Ag+ = 2H+ + Ag3PO4↓ (желтый цвет)
PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4↓ (желтый осадок)
Порядок выполнения работы
- Распознавание начинают с внимательного осмотра каждого удобрения. Определяют цвет, запах, однородность, влажность, структуру и сыпучесть удобрений. Полученные результаты записываются в таблицу.
- Устанавливают растворимость удобрения в воде. Соль растворяют в воде. Если удобрение плохо или нерастворимо в воде, то следует уделить внимание цвету, запаху и структуре, а потом подействовать на сухую соль соляной кислотой.
- Раствор соли разливают на несколько пробирок. Растворы используют для проведения качественных реакций на ионы со щелочью, хлористым барием, азотнокислым серебром и другими реактивами. Полученные результаты записываются в таблицу. (Приложение 1)
- Для сильных учащихся можно предложить сделать на ПК блок-схему, отражающую порядок распознавания минеральных удобрений.
- Приступают к расчету количественного состава удобрений. Результат оформляют в виде диаграммы на ПК.
Предложенный учащимся план работы представлен в (Приложении 2).- Пользуясь математическими правилами определения доли от целого, учащиеся составляют формулу для расчета массовой доли химического элемента в соединении в зависимости от молекулярной массы вещества и относительной атомной массы элемента.
- Получить задания по вариантам для расчета массовой доли химических элементов в различных удобрениях.
- Вычислить массовые доли элементов и заполнить расчетные карты для каждого вида предложенных минеральных удобрений.
- Результаты расчетов внести в электронную таблицу MS Excel согласно определенной заранее форме.
- Используя возможности электронных таблиц, построить диаграммы, отражающие содержание различных элементов в минеральных удобрениях.
- После выполненной работы сделать вывод о применении тех или иных удобрений в различные периоды сельскохозяйственных работ.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.