1. Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление методической разработки - духовное и нравственное воспитание.
1.2. Тема воспитательного мероприятия: "Прощение освобождает"
Одной из приоритетных целей нацпроекта "Образования" является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы. С переживанием, обидой, сталкивается, наверное, каждый школьник. Конфликты между одноклассниками, родителями, учителями, нежелание понять и договориться. Во всех этих ситуациях в той или иной мере ученик переживает обиду. Прощение - это незаменимый инструмент, способный значительно облегчить путешествие человека по жизни, с детских лет и до самой старости. Нежелание отпустить гнев и обиды может вызвать тревожность и даже депрессию, как у детей, так и у взрослых. Чем раньше мы научим ребёнка прощать, объяснив, что такое прощение и как это работает на практике, тем больше у него шансов вырасти здоровой личностью.
Когда чувствуешь глубокую обиду, решение простить даётся нелегко. Для этого нужно мужество. Прощение - это выбор, демонстрирующий силу характера, а не слабость. Кроме того, простить - не значит сразу же забыть о произошедшем. Даже простив, мы можем ещё какое-то время испытывать боль. Поэтому важно объяснить ученикам, что прощение - это не чувство, не эмоция, а волевое решение. Для этого нужна смелость. Прощение не является оправданием плохого поступка или недобрых слов. Прощение означает, что человек, которого обидели, останавливает агрессию и принимает решение не платить злом за зло.
Чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию. Большинство родителей и детей пытаются решить конфликты путем наказания своего обидчика через суд и иные органы власти. Кто-то тешит свою самолюбие, кто-то, таким образом, самоутверждается, а кто-то просто вынужден это сделать потому что во многих школах просто не умеют решать проблемы. Создание службы примерения это один из способов разрешения конфликта.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Воспитательное мероприятие рассчитано на учеников начальной школы в возрасте от 7 до 10 лет (1-4 класс). Однако данная методическая разработка применима и для других возрастных групп. Целевой аудиторией воспитательного мероприятия могут быть учащиеся как начальной школы, так и среднего звена. Мероприятие выстроено таким образом, что педагог может самостоятельно адаптировать формы и методы работы под решение своих воспитательных задач.
1.3. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Прощение освобождает" имеет важное значение в системе работы классного руководителя. Данная разработка помогает воспитывать в учащихся чувство эмпатии, милосердия, развивает коммуникативные навыки, учит ценить человеческое общение.
Преемственность заключается во взаимодействии следующих участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя.
1.4. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель: способствовать формированию у учащихся смысла понятия "прощение", воспитывать понимание значение "умения прощать" и "быть прощённым", развивать положительные эмоции, эмпатию, стремление делать добро себе и другим людям, способностью прощать.
Задачи:
- Учить анализировать поступки героев и оценивать свои.
- Привить осознание важности прощения.
- Научить просить прощения у других людей, развивая нравственные качества личности.
- Воспитывать нравственную культуру общения.
Планируемые результаты:
- Понять, что нужно прощать.
- Понять, что нужно просить прощение, если сделал что-то не так.
- Осознать, что непрощение ранит физически и эмоционально, разрушая отношения с людьми.
1.5. Форма проведения воспитательного мероприятия
На протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития, поэтому были выбраны следующие формы проведения воспитательного мероприятия - "судебное заседание" (ситуационно-ролевая игра), обучающие игры и интерактивные задания, а также беседа с моделированием проблемных ситуаций, практическая деятельность. Выбранные формы позволяют учитывать психологические особенности учащихся и реализовывать системно-деятельностный подход в образовании.
1.6. Педагогические технологии, методы, приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Педагогические технологии: ИКТ-технологии, здоровье сберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная, технология сотрудничества.
Методы: беседа, дискуссия, игра, практическая деятельность.
Приёмы: эмоциональная разминка - приветствие, игра "Ситуация", "ломка стереотипов", рисунок "Обиды", фразы прощения.
1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Для проведения воспитательного мероприятия необходимы технические средства: проектор, экран, ноутбук и подручные материалы: пустой рюкзак или сумка из ткани, много камней разного размера, бумага, карандаши.
1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Данное воспитательное мероприятие помогает развивать чувство эмпатии, положительные эмоции, которых сейчас так не хватает учащимся. Во главу угла стоит позитивный подход к воспитанию личности. Учитель помогает ребёнку понять себя, сформировать правильные черты характера и научиться принимать здравые решения, поскольку правильное отношение к жизни, наличие полезных привычек помогут школьникам избежать неверных решений, которые могут иметь негативные последствия в будущем.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
Для данного мероприятия необходимо подготовить пустой рюкзак или сумку из ткани и много камней разного размера, которые ребята могут собрать во дворе школы. В завершении мероприятия понадобится бумага и карандаши. Также можно завести личные дневники для каждого ученика (блокнот, обычная тетрадь), чтобы они смогли зафиксировать какую-то важную информацию.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Начало занятия (2 минуты)
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас и видеть всех с отличным настроением на нашем мероприятии. Покажите своё настроение соседу слева от вас и соседу справа, улыбнитесь. Начать хочется со следующих слов:
Любовь - единственный ответ на любую нашу проблему, и дорога к такому состоянию - через прощение. Прощение растворяет обиду.
Луиза Хей
(Говорит учитель):
- О чём это стихотворение? Попробуйте сформулировать главную мысль, которую вы услышали? (Учащиеся формулируют мысли).
- Таким образом, вы самостоятельно сформулировали то, о чём мы свами сегодня будем говорить.
Судебное заседание - 10 минут (раздать роли с текстом: Алиса, Марат, Егор, судья, учитель в роли автора)
(Ученики читают):
Алиса глубоко вздохнула и решила нарушить неловкую паузу:
- Я знаю, что вам не нравятся мои списки. Вы не любите, когда вами командуют, но я подозреваю, что следующий пункт вашего списка оказался там неслучайно.
Она раскрыла бумажку со списком, а Егор не смог сдержать любопытства и заглянул в неё.
- Ха-ха-ха! А вот это действительно смешно, - фыркнул он.
Марат взял список.
- Значит, следующий пункт - прощение? Интересно…. Кажется, в этой библиотеке вообще ничего не бывает случайно.
- Вот бы Библиотекарь вернулась, - сказал Егор.
- Мне кажется, нас неспроста оставили одних, - задумалась Алиса.
- Тогда давайте выясним причину, - деловито предложил Марат.
Неожиданно из коридоров библиотеки донесся громкий, глубокий голос.
- Внимание! Внимание! Начинается судебное заседание! - объявил кто-то из галереи.
Ребята раздвинули плотный красный занавес и оказались в зале судебных заседаний - такие можно увидеть на иллюстрациях в учебнике по истории Великобритании. В центре на большом возвышении было место судьи. Слева от него находились скамьи присяжных заседателей. Перед кафедрой судьи ребята увидели столы адвоката и прокурора, а справа, в стороне, место обвиняемого, отгороженное решёткой.
- Начинаем слушание по делу об обиде, непонимании и обмане, - произнёс всё тот же низкий голос.
Со своего места у бархатного занавеса ребята хорошо видели весь зал - решетчатая дверь, отделявшая место обвиняемого, распахнулась.
- Кого там обвиняют? - спросил Егор.
- Мне кажется, на этом месте должен быть кто-то из нас, - прошептал Марат.
- Давайте отправим Оскара на разведку, - предложил Егор.
- Отличная идея, - согласилась Алиса.
Ребята попытались протолкнуть Оскара в направлении скамьи подсудимых, но тот упёрся в пол всеми четырьмя лапами, зарычав в знак протеста:
- Рррррррррррр-гав!
- Выйдите вперёд! - скомандовал невидимый голос. - Все трое! А собаку оставьте в покое.
- Вот мы и узнали, кто тут обвиняемый, - вздохнул Егор.
- Обвиняемые, - уточнила Алиса.
Когда дети опустились на скамью подсудимых, на шее у каждого из них неожиданно оказалось тяжёлое каменное ожерелье! Это новое бремя сделало чувство стыда ещё острее - ребята готовы были расплакаться.
- Вы знаете почему оказались на скамье подсудимых? - требовательно спросил Голос.
- Потому что кто-то вёл себя отвратительно?- предположила Алиса, покосившись в сторону Марата.
- Нет! - прогремел Голос. - Ещё есть версии?
- Потому что мы все друг друга обидели, - ответил Марат, низко опустив голову.
- Продолжайте, - сказал Голос уже тише.
- Ну, мне было обидно, потому что ребята дразнили меня из-за списка, - сказала Алиса.
- А мне надоело всё время выполнять чьи-то команды, -добавил Марат.
- Они вывернули мои слова наизнанку, как будто я врун какой-то, - пожаловался Егор.
- Егор! Ты действительно думаешь, что ты из-за этого тут оказался? - спросил Голос.
- Нет, наверное, - пробормотал Егор. - Я знаю, что очень разозлился , когда они начали меня обвинять в том, что я обманом пытался выпросить монету у Марата. И я хотел, чтобы они об этом пожалели.
- Вот это уже намного ближе к правде. Вы не хотели отпускать свои обиды и прощать друг друга, поэтому ситуация сложилась очень не приятная, а ведь всё могло быть намного проще,- сказал Голос назидательно.- Прощение - это самая дорогая вещь на свете!
- Не уверен, что понимаю вас, господин...ммм, - засмеялся Марат.
- Конечно, не понимаешь, - ответил Голос более мягким тоном. - Если долго не прощать или не просить прощения, положение становится просто невыносимым.
Ребята раздумывали над своей виной, а камни на их шеях становились ещё тяжелее. Первым заговорил Марат:
- Простите меня. Не знаю, что на меня нашло, но я очень сожалею, что обидел тебя, Алиса.
Как только он произнёс эти слова, несколько камней с его ожерелья исчезли.
- Спасибо, что ты это признал. Я прощаю тебя, - ответила Алиса.
И пока она говорила, исчезли и камни с её шеи.
- Егор, - продолжил Марат, - у меня не было никаких оснований, сомневаться в том, что ты давно мечтал о такой золотой монете, я просто не хотел тебе её отдавать. Пожалуйста, прости меня.
Ещё несколько камней исчезли с шеи мальчика. Алиса и Егор последовали примеру Марата и тоже извинились за то, что говорили обидные слова. Пока ребята просили прощения и прощали друг друга, камни пропадали вместе с чувством вины.
- Алиса, напиши, пожалуйста, ещё один список, - произнёс Голос.
- ЧЕМ ДОЛЬШЕ ТЫ НЕ ПРОЩАЕШЬ,
- ТЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ТВОЁ БРЕМЯ.
- НЕПРОЩЕНИЕ НЕПРЕМЕННО СТАНЕТ
- НЕПОДЪЕМНЫМ ГРУЗОМ.
- ОСКАР - ХОРОШИЙ ПЁС,
- ВАМ НАДО ЧАЩЕ ЕГО КОРМИТЬ.
- И ПЕРЕСТАНЬТЕ ВИНИТЬ ЕГО В СВОИХ ГРЕХАХ,
Последний пункт этого списка развеселил всех присутствующих.
- Го-го-го, - закатился в весёлом хохоте Голос, и этот смех наполнил ребят радостью и принёс глубочайшее облегчение. Даже Оскар запрыгал в восторге. Удивительное и благодатное чувство переполняло сердца ребят, подсказывая им, что Тот - кому принадлежит - голос ничуть на них не злится. А когда они поняли, что Голоса уже нет рядом, дети загрустили, но даже эта грусть была доброй и светлой.
ИЗУЧАЕМ (5 минут)
(Говорит учитель:) Как выяснили ребята, для того, чтобы снова почувствовать себя довольными и счастливыми, им нужно было простить друг друга. Непрощение было причиной злобы и гнева. Из-за непрощения их дружба дала трещину. Я так рада, что Голос помог им понять истинную причину проблемы. Дети попросили прощения друг у друга, и всё стало намного лучше, правда? А как вы думаете, ребята, что такое прощение? (можно использовать следующее определение: Прощение - решение освободить человека от вины за неправильные действия или мысли; отказ от своего права или желания наказать обидчика; отказ от гнева и обиды.)
Почему так важно прощать людей и не держать обиду? (Выслушать ответы учеников. Можно включить в обсуждение следующие ответы: если затаить обиду и гнев, то они накапливаются и человек может даже заболеть; непрощение разрушает дружбу и добрые взаимоотношения, невозможно жить счастливо, если мы злимся и обижаемся).
НАХОДИМ (20 минут)
(Возьмите пустой рюкзак или мешок и попросите учеников наполнить его камнями. Постарайтесь, чтобы у каждого ребёнка была возможность положить камень в мешок, который должен стать ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛЫМ. Объясните ребятам, что этот мешок символизирует непрощение. Пусть каждый наденет рюкзак и попробует походить с ним по классу. После того, как все подержат тяжёлый мешок, обсудите ответы на следующие вопросы:)
- Что вы почувствовали, когда надели рюкзак на плечи?
- Что вы чувствовали, когда пытались пройтись с тяжёлым рюкзаком за плечами?
- Хотелось бы вам постоянно носить мешок, полный камней? Почему?
- Что общего у непрощения с тяжёлым рюкзаком?
- Как вы думаете, что поможет вам освободиться от тяжёлого груза?
(Учитель говорит:) Прощение - это решение, которое мы принимаем. Мы прощаем не потому, что потому, что человек попросил нас об этом, а потому, что иначе мы будем до бесконечности нести на спине «мешок, полный камней». Простив человека, вы не оправдываете его проступок, но решаете не помнить причинённого зла и не пытаетесь отомстить. Прощение не сразу освободит вас от чувства обиды. Простив, вы не забудете о случившемся сразу же. Какое-то время вы ещё можете переживать по этому поводу. Но в итоге, в сердце придёт покой, потому что прощение приносит мир.
ПРИМЕНЯЕМ (30 минут)
Упражнение 1: Как научиться прощать?
(Раздайте ученикам небольшие листки бумаги:)
- На этом листке опишите словами или рисунком ситуацию, когда вас обидели или разозлили. А потом вспомните, что мы говорили о прощении (прощение - это решение, сознательный выбор). Если вы думаете, что можете простить обидчика, то порвите эту бумагу и выбросите её в мусорную корзину. Пусть это станет символом прощения - таким способом вы отпускаете обиду. Можно даже подойти к человеку лично и сказать, что прощаете его.
Упражнение 2: Что делать, когда нужно попросить прощения у человека, которого вы обидели?
(Говорит учитель:) Помните, что вы чувствовали, когда вас обидели? Наверняка в вашей жизни были случаи, когда вы кого-то расстраивали или обижали. На вас лежит ответственность за то, чтобы попросить прощения у этого человека. А прощать или не прощать - это уже его дело, здесь вы ничего изменить не можете. Но вам нужно принять правильное решение в этой ситуации. Когда просите у кого-то прощения, можно использовать такие фразы:
- Я очень сожалею, что…
- Я был неправ…
- В будущем я обещаю…
- Ты простишь меня?
(Учеников 3-4 классов можно попросить записать эти фразы в личный дневник, а 1-2 классам распечатать и вклеить)
Упражнение 3: (Чтобы закрепить материал придумайте различные истории о школьнике, которому нужно попросить прощения. Попросите ребят придумать сценарий «прощения», а затем проиграть его. В придуманных сценариях пусть ребята используют 4 фразы, перечисленные выше).
Пример: Саша хотел поиграть в мяч, но ребята не позвали его в команду. Тогда он отнял у них мяч и пнул его так высоко, что он перелетел через забор школы. Мальчик, который принёс мяч из дома (Дима), жутко расстроился и разозлился. Учительница увидела, что случилось, и решила поговорить с Сашей. Она объяснила Саше, что ему нужно попросить прощения у Димы.
Сценарий
Учительница: Дима, Саша хочет с тобой поговорить и что-то тебе сказать.
Дима: Хорошо.
Саша: Извини, что я взял твой мяч и перекинул его через забор. Я сбегаю за ним.
Учительница: Саша, объясни, почему это был неправильный поступок.
Саша: Я поступил неправильно, взял чужое. Я разозлился, потому что меня не позвали играть. Поэтому я пнул мяч через забор, не хотел, чтобы другие играли.
Учительница: Саша, как ты постараешься вести себя в будущем?
Саша: В следующий раз, если я разозлюсь, то сначала поговорю с учительницей.
Учительница: Саша, о чём тебе нужно попросить Диму?
Саша: Прости меня, пожалуйста!
Учительница: Дима, кажется, ты тоже должен попросить Сашу о чём-то? Ты меня понимаешь?
Дима: Мне нужно попросить у него прощения за то, что мы не позвали его играть. В следующий раз я постараюсь проявить себя как настоящий друг. Я прощаю тебя, Саша. А ты простишь меня?
Делимся (5 минут)
(Попросите учеников рассказать дома всё, что они узнали о прощении. Они могут продемонстрировать наглядный пример с рюкзаком, набитый камнями, а также показать родным 4 предложения, записанные в личных дневниках.)
3. Окончание занятия
(Говорит учитель:) Прощение не всегда даётся легко. Для этого нужно сделать усилие над собой, принять волевое решение. Но способность прощать укрепит ваши отношения с родственниками, друзьями и всем окружением. Не забывайте, что достойные черты характера помогут вам жить счастливо и полноценно. Вам нужно научиться прощать и просить о прощении. Простить - не значит разрешить человеку всё время вас обижать. Если кто-то постоянно вас ранит, поговорите об этой проблеме с учителем, мамой или папой. Обижать или терпеть обиды - неправильно, таких ситуаций быть не должно. И помните, ребята, умение прощать - это свойство сильных, слабые никогда не прощают.