Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Забавные пингвины"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: развитие устной речи и обогащение словарного запаса по заданной теме.

Задачи:

  • обобщить знания детей о жизни и местообитании пингвинов;
  • развивать коммуникативные навыки через игру, общение и рисование;
  • расширять знания об окружающем мире;
  • способствовать уточнению знаний детей о характерных признаках зимы: самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, познакомить с явлением природы гололед;
  • учить рисовать пингвинов, используя метод «тычка».

Материалы: тематические коврики (квадратный лист бумаги с изображением четырех картинок: пингвин, льдина, снег, прорубь), тематическая презентация и тематическая выставка.

Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за зимними явлениями природы, повторение с детьми правил безопасности во время зимних прогулок, рассматривание репродукций картин с зимними пейзажами, беседы о зимней природе.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

(дети собираются в круг на ковре)

Воспитатель знакомит детей со стихотворением:

В местах, где есть снега и льдины,
Радостно живут пингвины.
Любопытны, неуклюжи,
Но проворны и милы.
Все отличные пловцы!
Переносят холод стойко,
За едой ныряют бойко.
В Антарктиде обитают,
Все ребята это знают!

При повторном прочтении стихотворения, воспитатель делает паузу. Не произносит выделенные слова. Детям необходимо дополнить фразы.

Основная деятельность

Воспитатель рассказывает детям о пингвинах, используя презентацию:

«Пингвинов называют древними птицами. Они являются жителями Антарктиды. Насчитывают более 17 видов этих жителей. В Антарктиде очень холодно. Даже холоднее, чем на Севере. Температура опускается до 80 градусов мороза. Много снега и больших льдин, дуют сильные ветра. Людям постоянно жить в Антарктиде невозможно, так как очень суровый климат. Человек приезжает в Антарктиду на работу (наблюдение за погодой, птицами и животными). Ученые изучают пингвинов. Нам известно о животном мире Антарктиды благодаря ученым.
Как же пингвины переносят холод? Переносить холод им помогает толстый подкожный жир и перышки. Благодаря крыльям, пингвины имеют возможность хорошо плавать, а ноги с плавательными перепонками, служат им в воде рулем.

У пингвинов очень большие семьи, которые живут на льдинах. Им необходимо делать гнезда, чтобы отложить яйца. В этом пингвины очень похожи на обыкновенных птиц. Когда пингвинята появятся на свет, для них будут организованы «детские сады». Детеныши соберутся группами по 10-20 пингвинят. А взрослым «пингвинам-воспитателям» необходимо будет их охранять и поддерживать порядок. Родители пингвинят займутся поисками пищи в море. Взрослые пингвины своих малышей узнают по голосу.

Пингвины очень любопытны. Людей они не боятся. Зиму птицы прово­дят в море. Все пингвины - отличные пловцы и ныряльщики. Без этих качеств они бы просто не выжили. В море достаточно пищи и намного теплее».

С целью развития устной речи и активизации словарного запаса у детей, рекомендуем использовать на занятии одну из двух игр («Коврик» и «Говорилки»).

Игра «Коврик»

1. Заранее подготовлены тематические коврики (квадратный лист бумаги с изображением четырех картинок: пингвин, льдина, снег, прорубь).

2. Дети размещаются за столами по группам (по 4 или по 3 человека) в зависимости от количества детей на занятии.

3. Дети определяют свое «местоположение» по коврику и поднимают руку, когда услышат вопрос воспитателя (кто сидит напротив пингвина? кто сидит напротив льдины? кто сидит напротив снега? кто сидит напротив проруби).

4. Детям задается вопрос, и устанавливается время на обдумывание. Ребята, подумайте 3-5 секунд над вопросом: Пингвины животные или птицы? Почему?

5. Далее определяется и регулируется последовательность отвечающих детей и временные рамки. (Первыми на вопрос…… будут отвечать те, кто сидит напротив пингвина (льдины, проруби, снега), а на ответ у вас будет 30 секунд). Дети, которые заранее разместились за столами по группам, отвечают на вопрос одновременно. Их слушают другие дети (соседи по коврику). Вопрос необходимо задавать каждый раз заново, когда даётся время на ответ участнику команды;

6. Осуществляется контроль через «волшебный микрофон». Мне (воспитателю) интересно узнать, пингвины животные или птицы? Почему? Отвечать на данный вопрос будет Александр (воспитатель подходит к ребенку с микрофоном-игрушкой) и т.д.

7. Вопросы можно задавать всем участникам одинаковые, либо каждому разные. (На Ваше усмотрение).

Возможные тематические вопросы:

- Почему пингвины хорошо переносят холод?

- Почему пингвины большую часть времени проводят в море?

- Могут ли люди постоянно жить Антарктиде? Почему?

8. Время на ответ у всех детей одинаковое;

9. Необходимо фиксировать время песочными часами или звуковым сигналом.

Игра «Говорилки»

1. Двигательная активность под музыку (дети свободно передвигаются по залу под музыку).

2. Музыка останавливается. Объединение детей в пары (Ребята, образуйте пару с ближайшим стоящим к вам партнером); подняли руки вверх, чтобы выяснить, не осталось ли ребенка без пары. Если кто-то без пары, то ребенок по желанию присоединяется третьим в пару.

Воспитатель просит детей повернуться к своему партнеру и поздороваться.

3. Воспитатель задает вопрос и дает время на обдумывание (3-5 секунд). Ребята, подумайте 3-5 секунд над вопросом: Пингвины животные или птицы? Почему?

4. Определяется время и очередность ответа в паре. Первым на вопрос: Пингвины животные или птицы? Почему? будет отвечать тот, кто выше/ниже ростом. Необходимо продумать вариант определения. На ответ детям дается 30 секунд.

5. Подается звуковой сигнал и засекается время.

6. После ответа объявляем фразу на завершение: «Ребята, а теперь те, кто слушал своего партнера, поблагодарите его фразой «Спасибо, мне было интересно услышать твое мнение пингвинах». Ребенку необходимо повторить все, что сказал его партнер.

7. Далее даем возможность высказаться партнеру. Необходимо повторить вопрос, определить временные рамки, поблагодарить за ответ фразой на завершение: «Спасибо, мне было важно узнать твое мнение о пингвинах».

8. Оба участника в паре должны ответить на вопрос, попрощаться с собеседником и пожелать хорошего дня.

9. Далее дети двигаются под музыку по залу, музыка останавливается, образовываются новые пары и все начинается заново.

Возможные тематические вопросы:

- Почему пингвины хорошо переносят холод?

- Почему пингвины большую часть времени проводят в море?

- Могут ли люди постоянно жить Антарктиде? Почему?

10. В целях контроля можно использовать «волшебный микрофон».

Примеры фраз на завершение:

  • Мне интересно было узнать о …..;
  • Самое интересное, что я узнал…..;
  • Я сегодня узнал о том, что …..;
  • Мне понравилось слушать о….;
  • Мне было интересно узнать твое мнение о….

Воспитатель предлагает детям нарисовать пингвинов Адели. Эти птицы довольно крупные. Их высота достигает 80 сантиметров. У взрослых пингвинов Адели очень необычные брови. Они похожи на веточки деревьев.

Детям необходимо простым карандашом нарисовать пингвина на синем фоне альбомного листа. Обращаем внимание на тот факт, что у взрослых пингвинов голова похожа на прямоугольник с закругленными углами. У детенышей (пингвинят) голова круглая; туловище в форме яйца, крылья в виде листочков, ноги похожи на лапы уток или гусей.

Воспитатель уточняет, какая часть головы и туловища черного цвета и где необходимо провести линии, разделяющие белый и черный цвета.

Затем дети рисуют льдины. Воспитатель обращает внимание детей на последовательность закрашивания частей рисунка. Вначале они закрашивают легкими «тычками» белым цветом часть головы, туловища, крыльев, снег и льдины.

Физкультурная минутка: «Пингвины»

Физкульминутка сопровождается действиями со стороны детей.

Черно-белые пингвины (дети изображают неуклюжих пингвинов)
Вдалеке сидят на льдине, (смотрят вдаль)
Зашагали они дружно (шагают на месте)
На нас смотрят равнодушно.
Мы покажем им ладошки, (показывают ладошки)
Прыгаем мы все на ножках, (прыгают на месте)
Руки вверх приподнимаем (бегут, имитируя походку пингвинов)
И скорее убегаем.

После физкультурной паузы дети продолжают рисовать. Им необходимо нарисовать легкими «тычками» черным цветом остальные части туловища, тонкой кистью прорисовывать глаза, нос, ноги. Продолжается самостоятельная работа детей. Помощь оказывается только при необходимости.

Подведение итогов

Выставка детских работ «Пингвины на льдине». Обсуждение впечатлений от занятия.

В заключение необходимо предложить детям охарактеризовать пингвинов, которых они нарисовали (бело-черный, неуклюжий, милый, проворный, любопытный, заботливый).