Дидактические игры дошкольников направлены не только на решение конкретных задач в обучении детей, но и являются средством всестороннего развития дошкольников.
В игре происходит умственное воспитание, так как содержание дидактических игр формирует правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания. С расширением объёма знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Игры позволяют накапливать сенсорный опыт, развивать умение выделять сходство и различие между предметами, развивать глазомер и мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и произвольные. Дети способны понять связь между предметами, причины наблюдаемых явлений, их особенности, способны сравнивать, группировать, классифицировать, делать правильные выводы и обобщения.
Дидактические игры развивают речь: пяти-шестилетние дети могут произнести практически все звуки; они постепенно овладевают грамматическим строем языка, начинают употреблять разные грамматические формы, сложные синтаксические конструкции. У старших дошкольников продолжает пополняться и активизироваться словарь, развивается монологическая связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Трудовое воспитание осуществляется в результате того. Что многие игры вызывают у детей интерес к труду взрослых. Так, в игре «Откуда пришёл хлеб?» дети узнают долгий и трудный путь от зерна к готовому изделию. Некоторые навыки труда дошкольники приобретают при изготовлении материалов для игр.
Старшие дошкольники могут уже сами изготовить атрибуты для игр.
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания - воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
В игре дети учатся доброжелательно общаться друг с другом, сопереживать, помогать, бережно относиться к предметам, следовать принятым правилам поведения.
В старшей группе в играх с предметами продолжают использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы. Такие игры дают возможность расширить знания, развивать мыслительные процессы( анализ, синтез, классификацию), совершенствовать речь ( описывать, называть качества), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию и обучающим задачам. В старшей группе расширяют виды пособий и изменяют их характер. Большое место занимает работа с картинками, силуэтными изображениями предметов, причём изображения могут быть схематичными. Увеличивается количество картинок при объединении их по общему признаку. Количество частей разрезных картинок увеличивается до 8-10.
Возросшая самостоятельность и целеустремлённость повышает у детей старшего возраста интерес к тем настольно- печатным играм, в которых есть элементы соревнования и выигрыш.
Для расширения знаний о форме и величине предмета используются таблицы и схемы.
В работе с детьми 5-6 лет повышается роль словесных приёмов обучения. Поэтому в старшей группе словесных игр становится больше. Эти игры учат опираться в решении задач на представление о ранее воспринятых предметах, требуют использования приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется на основе представлений и без опоры на наглядность.
Словесная игра - полезный и эффективный метод воспитания самостоятельности мышления детей, формирования его мыслительной деятельности. Самостоятельность и активность мышления не приходит сама собой, а воспитывается с раннего возраста. Перед воспитателем старших групп в словесных играх стоят задачи: учить видеть предмет со всех сторон, выделять в нём характерные признаки, находить сходства и различия; приучать рассуждать, развивать находчивость. Они не требуют определённых условий, а требуют лишь знания воспитателем самой игры. При проведении словесных игр воспитатель больше помогает, поощряет, больше уделяет внимания индивидуальной работе с медлительными, застенчивыми детьми.
Ценность дидактических игр не ограничивается тем, что они используются как средство обучения. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которых дети играют самостоятельно.
Дидактическую игру ребёнок получает практически в готовом виде, поэтому играют самостоятельно только в те игры, структура которых им хорошо знакома. Любая дидактическая игра требует от детей умственного напряжения, сосредоточения внимания, усидчивости. Поэтому воспитателю важно определить степень умственного напряжения и сможет ли он уделить достаточно внимания наблюдению за самостоятельными играми детей. Самое благоприятное время для самостоятельных дидактических игр - после дневного сна, когда дети будут бодрыми и смогут сосредоточиться на игре.
Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда они предварительно получили знания и усвоили основные правила игры.
В играх старших дошкольников правила становятся сложнее, их больше и по количеству.
Все самостоятельные дидактические игры также должны быть связаны с программой воспитания и обучения.
Руководство дидактическими играми в старших группах требует от воспитателя большой и продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Перед проведением любой дидактической игры воспитатель продумывает её структуру, разрабатывает план действий.
Выделяют следующие структурные составляющие: дидактическая задача, игровые правила и игровые действия. Наличие дидактической задачи подчёркивает её обучающий характер. В играх старших дошкольников дидактических задач может быть несколько.
Игровые правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре.
В дидактических играх дидактическая задача и правила скрыты в игровом действии.
Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровым действиям нужно учить. Обучение чаще всего не является прямым, а даётся через пробный ход, через показ действия. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности.
При отборе игр воспитателю необходимо обращать внимание на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилие ума и воли. Отбирая материал для игр, надо также учитывать изменения в мыслительных процессах детей.
При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю надо соблюдать определённые условия.
Воспитатель должен чётко разъяснить детям задачу и игровые правила.
Определяя дидактическую задачу, надо знать уровень подготовленности детей, так как в игре они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Руководя играми в старшей группе, необходимо учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Для развития внимания в старшем дошкольном возрасте необходимо активизировать состязательные отношения между партнёрами в игре для достижения выигрыша, продолжать формировать отношение к правилам игры как обязательным для всех участников; так же в совместной игре с детьми формировать умение распределять и выполнять различные функции в играх с разными типами взаимодействия ( каждому ребёнку дать возможность быть как в роли участника, так и ведущего игры, обеспечивая постоянную смену игровых ролей), подчиняться справедливому распределению функций (очерёдность, жребий).
Осуществление индивидуально - дифференцированного подхода к детям также является важным условием проведения дидактической игры. В таких играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные - настойчивость, честность, так и отрицательные - упрямство, хвастливость. В ходе игры можно заметить, что одни дети смело отвечают, действуют уверенно, а другие замкнуты и держатся в стороне. Бывает и так, что ребёнок знает много, но не проявляет смекалки, а другой при меньших знаниях более сообразителен.
Труднее удаётся выявить индивидуальные особенности у замкнутых, малоактивных детей. Такие дошкольники любят оставаться в роли наблюдающих за игрой, так как боятся, что не справятся с игровой задачей. Однако такую нерешительность можно преодолеть. Воспитателю надо незаметно давать им более лёгкие задания и вопросы. Удачные решения дадут уверенность в своих силах и постепенно помогут преодолеть стеснительность.
В играх проявляются и такие черты характера, которые могут быть примером для других: отзывчивость, честность. Воспитателю необходимо обращать внимание играющих на эти качества.
Так, с помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, посредством этих же игр воспитатель может устранить нежелательные проявления в характере.
Следующее условие при проведении дидактической игры - доступная и ёмкая наглядность. Наглядность в играх старших дошкольников представлена в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры картинного лото, домино, игры с тематическими сериями). Показ игровых действий воспитателем, использование жетончиков, фишек - всё это также наглядные средства, которые может использовать воспитатель, организуя игру.
Подведение итогов - это ответственный момент, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества проявились и какие сформировались. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок, а также позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере ребят и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.