Речь - это один из важных показателей психического развития ребенка. Именно она является отражением его интересов, характера, потребностей. В раннем возрасте, в 1,5 развитие речи ребенка в 1 5 года, развитие речи имеет прямую связь с формированием мышления. Не будет преувеличением сказать, что развитие речи и мышления - это единый процесс.
Регулярные занятия с ребенком в 1,5 года в совокупности с благоприятными условиями в семье станут хорошим стартом для развития речи. У большинства малышей при таком подходе к трем годам речь достигает того уровня развития, когда они свободно изъясняются, отлично понимают и запоминают речь взрослых. Более того, некоторые дети, развитию речи которых уделяли внимание как минимум с 1,5 лет, к трем годам уже знают несколько песен, с удовольствием декламируют короткие стихи, рассказывают сказки.
Каждый ребенок появляется на свет с качествами мозга, полученными в наследство по родительским линиям. Именно они позволяют ему усваивать речь взрослых, постепенно овладевая родным языком, который они слышат с детства.
В программе обучения и воспитания в детском саду указаны все задачи по развитию речи в каждой возрастной группе. Этой задаче в детском саду уделяется серьезное внимание.
В первой младшей группе такие задачи
- Развивающая речевая среда
- Звукавая культура речи
- Формирования словаря
- Грамматический строй речи
- Связная речь
Успешная реализация всех этих задач зависит прежде всего от уклада жизни группы, той атмосферы, в которой воспитывается ребёнок, от специально заданной продуманной среды.
Дети третьего жизни года очень нуждаются в общении. Они внимательно слушают объяснения взрослых, и сами часто начинают обращаться к ним с вопросами: «Как?», «Что это?», «Зачем?», «Где?». Дети получают новые впечатления, что является необходимым для них условием для их психического развития.
Развитие речи - одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает современное психологическое развитие ребенка. Как уже было сказано, что одна из задач развития речи - это развивающая речевая среда, то есть создавать для детей те условия, при которых им будет комфортно общаться друг с другом или же словесно обращаться к взрослым. Следует так же словесно обогащать у детей пассивный и активный словарь ребенка, воспитатель должен использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Для этого необходимо следующие:
- Внимательно и заинтересованно выслушать ребенка.
- Вовлекать детей в разговор.
- Много говорить самому.
- Помогать им вступать в речевой контакт с взрослыми и родственниками.
В начале адаптационного периода при планировании я тщательно подбираю материалы по развитию речи. Повторяем знакомые детям произведения. Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. Во время наблюдений на прогулках, при рассматривании на грядках растений, во время игры с предметами (обручи, мячи, лопаточки) и обследовании их, приучаю детей что-то делать вместе, слышать воспитателя, и, конечно же, развиваю речь. Путешествия по территории детского сада, по группе очень помогает, дети внимательно слушают и понимают слова воспитателя, охотно выполняют поручения (что-то принести, что-то проговорить). Так же в период адаптации очень интересно происходит игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?». Эту игру я провожу как на прогулке, так и в группе. Она очень нравится детям. Они удовольствием продолжают играть в эту игру в течение всего года.
Процесс формирования словаря идет постоянно: во время наблюдений проведения культурно-гигиенических навыков (полотенце, вешалка, раковина, носовой платок, во время рассматривания альбомов, «Домашние животное», «Транспорт», «Посуда», «Овощи», «Обувь», «Одежда», «Фрукты»… во время проведений настольных игр.
Желательно способствовать тому, чтоб дети употребляли слова в самостоятельной речи. При проведении игры «Лото для маленьких» (овощи и фрукты) даю образец ответа на вопрос. Воспитатель спрашивает: «У кого морковь?», а ребенок отвечает: «У меня морковь».
Словарная работа - необъемлемая часть НОД по развитию речи. В своей работе я принимаю такие приемы, как:
- Показ с названием.
- Многократное повторение нового слова или фразы.
- Объяснение происхождения слова (лягушка-квакушка, мышка-норушка).
- Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми словами. (Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток клюв. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро.)
К приемам активизации словаря можно отнести следующие приемы:
- Вопросы. Детям задаю простые вопросы: «Кто, что? », так и более в сложной форме «Во что одет? », «Что везет? ».
- Дидактические игры, упражнения, предлагающие употребление слов относящихся к разным частям речи. Например: д. у. «Вверх - вниз». Кукла поднимается по лесенке: «вверх - верх - наверху. Трудно». И кукла спускается вниз: «Вниз - вниз - вниз прыг. Легко! » В дальнейшем это упражнение повторяется на прогулке. Дети поднимаются и спускаются по лесенке, проговаривая свои слова.
Так же немаловажное значение имеет при воспитании звуковой культуры речи голосовой аппарат, который у детей этого возраста ещё очень хрупкий. Дети совсем не умеют регулировать свой голосовой аппарат. Детям даются задания, в которых одни и те же звуки или звукосочетания нужно произносить с различной громкостью. «Как собачка лает? «Гав-гав» - громко. А как щенок лает? » Дети говорят тихо: «гав-гав. Как кошка мяукает? Как котёнок… » Развивая голосовой аппарат, мы должны помнить о необходимости индивидуального подхода, отмечать похвалой даже незначительные успехи ребёнка. С двухлетнего возраста необходимо учить ребёнка пользоваться умеренным темпом речи. Это, конечно личный пример воспитателя: «Повтори как я».
Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 - 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную - у - у - у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау - ау - ау».
В моей младшей группе есть дети, которые плохо говорят или не говорят вообще. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности.
Не надо забывать и о речевом дыхании. Оно обеспечивает правильное произнесение звуков и фраз. Провожу такие упражнения, как «Ветерок» (дуем на султанчики, снежинки) Расстояние от султанчиков до губ ребёнка должно быть около 8 - 10 см. Так же в своей работе использую такие упражнения «Спой песенку длинную - у - у - у слитно» или же «Как Машенька громко кричала ау - ау - ау».
Естественно, полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно-печатные и дидактические игры, игры-драматизации и другие. Я провожу их с небольшим количеством детей (2-6 человек) в любое время дня.
Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы. Работая с детьми в младших группах, я пришла к выводу, что не все дети одинаково воспринимают речь воспитателя. У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами, например: рисовать и говорить о нарисованном. Сложных предложений еще практически не существует. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача - воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.