Предмет |
География |
Класс |
6 |
Цель (детская) |
Разработать маршрут и оформить маршрутный лист |
Продукты урока |
1) Маршрут передвижения;
|
Формы работы |
Групповая;
|
Описание планируемого урока |
|
1. Постановка задачи учителем (2 мин) |
Урок начинается с описания ситуации и постановки задачи: группы должны спланировать поход из разных населенных пунктов и оформить маршрутный лист своего похода. В каждую группу выдается картосхема местности, незаполненный маршрутный лист и название пункта старта этой группы. Указывается промежуток времени, в течение которого группа должна придти в пункт назначения (общий для всех групп).
Примечание: Выданный бланк маршрутного листа включает в себя перечень позиций, которые должны зафиксировать учащиеся (узловые точки, места привалов, протяженность участков маршрута и маршрута в целом, временные затраты и т.д.). Приложение 1 Помимо маршрутного листа, на столах у учащихся находятся справочные материалы: «Советы бывалого путешественника», «Как подготовиться к походу» |
2. Работа в малых группах по прокладке маршрута.
(18-20 мин) |
Учащиеся, пользуясь картосхемой, прокладывают маршрут своего движения.
Примечание: На картосхеме предусмотрены преграды, осложняющие прокладку маршрута (особенности рельефа местности, препятствия в виде рек, болот и т.д.), что требует от учащихся учета этих факторов и выбора конфигурации маршрута, отличной от линейной. Исходя из заданного времени прихода в пункт назначения и временных затрат на прохождение всего маршрута, учащиеся должны определить время «старта» и отразить его в маршрутном листе. |
3. Обсуждение результатов работы групп.
(10 мин) |
Выполнив задание, группы вывешивают свои маршрутные листы. В ходе обсуждения учащиеся обосновывают маршрут своего движения и время на его прохождение. Представители других групп и присутствующие гости могут задавать вопросы на понимание и вступать в дискуссию с выступающими. |
4. Подведение итогов урока
|
Подводятся итоги проделанной работы:
|
Как разрабатывать маршрут (из «Советов бывалого путешественника»)
Главное требование к маршруту - это его безопасность. Планируя переход, следует по возможности избегать препятствий, поскольку именно при их преодолении путешественников подстерегают наибольшие опасности. Кроме того, преодоление препятствий очень часто требует гораздо больших затрат времени, чем их обход по более длинному пути.
При планировании маршрута следует внимательно изучить карту местности, а также, если есть такая возможность, описания, сделанные теми, кто уже побывал в этих местах. Обращайте внимание на рельеф, растительность, гидрографию, дорожную сеть, населённость. Помните, что самый короткий путь на карте не всегда будет самым лучшим с точки зрения его реальной проходимости и удобства ориентирования. Следует отдавать предпочтение движению по линейным ориентирам, идущим в нужном направлении, - дорогам, берегам рек, кромкам леса, просекам, линиям электропередач. Лучше всего, весь путь проложить по нескольким таким ориентирам, пересекающимся между собой. Но на практике такая возможность предоставляется редко, и тогда отдельные участки приходится преодолевать, двигаясь по азимуту. В этом случае следует стремиться к тому, чтобы протяжённость таких участков была минимальной и они проходили по открытой местности - выдерживать азимут при движении по лесу очень тяжело. Все используемые ориентиры нужно подбирать так, чтобы на реальной местности их было невозможно не узнать или перепутать.
Проложив маршрут, следует, с учётом рельефа и возможных препятствий, определить время прохождения отдельных участков и всего маршрута, наметить возможные места привалов, ночевок, стоянок.
Ритм движения по маршруту задаётся в зависимости от целей и задач похода, наличия времени и степени подготовленности группы. Туристы обычно практикуют 5-10-минутные остановки через 30-50 минут движения. В военной разведке при движении по среднепересечённой местности привалы продолжительностью 10 минут назначаются через каждые 1,5-2 часа, при преодолении склона крутизной 15-25 градусов - через 50 минут, а на более крутых склонах еще чаще. Привалы предназначены для короткого отдыха, отправления естественных надобностей, ухода за одеждой, обувью и снаряжением, уточнения местонахождения, определения порядка дальнейшего движения и, при необходимости, - для корректировки маршрута.
Через каждые 5 дней движения рекомендуется устраивать стоянки на целый день, чтобы как следует отдохнуть, отремонтировать снаряжение, описать пройденную часть пути, скорректировать график движения.