Подготовка к ОГЭ. Решение заданий №20

Разделы: Математика

Класс: 9

Ключевые слова: подготовка к ОГЭ


Консультант:
Трушкина Т.П.,
ст. преподаватель кафедры естественнонаучного,
математического и технологического образования

ИРО Кузбасса

1. Введение

Основной государственный экзамен по математике (далее ОГЭ) - одно из важнейших испытаний для школьников. Экзамен требует не только знания математических формул и навыков, но и умения правильно решать задания. Несоблюдение правил оформления может привести к неправильному пониманию задачи и, как следствие, ошибкам в решении. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. В данном сборнике мы рассмотрим основные правила и рекомендации по решению задания №20 части 2 на ОГЭ по математике.

Задания 2 части направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, как правило в дальнейшем составляющую контингент профильных классов.

Задания 2 части экзаменационной работы носят комплексный характер. Они позволяют проверить владение формально-оперативным аппаратом, способность к интеграции знаний из различных тем школьного курса, владение достаточно широким набором приемов и способов рассуждений, а также умение математически грамотно записать решение.

Требование к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем:

  • решение должно быть математическим грамотным и полным;
  • должен быть понятен ход рассуждений;
  • оформление должно обеспечивать выполнение указанных выше требований.

Важно понимать, что не следует требовать от учащихся слишком подробных комментариев (например, описание алгоритмов). Решение должно быть лаконичным с правильными выкладками, не содержать неверные утверждения.

2. Характеристика задания

Алгебраические выражения

Во второй части экзамена алгебраическое задание наиболее простое.

В этом номере требуется выполнить одно из предложенных заданий:

  • сократите дробь;
  • разложите на множители;
  • упростите выражение;
  • найдите значение выражения;
  • какое из чисел больше.

Для успешного выполнения данного номера выпускник должен безупречно знать и выполнять тождественные преобразования выражений. Линия тождественных преобразований является одной из четырёх основных содержательных линий школьного курса алгебры (учение о числе, функции, уравнения и неравенства, тождественные преобразования).

Отдельной темой школьного курса математики линия тождественных преобразований не является, она изучается на протяжении всего курса арифметики, алгебры и начал анализа. Начиная с 5-6 классов производятся простейшие тождественные преобразования, которые опираются на законы и свойства арифметических действий. В курсе алгебры основной школы 7-9 классов сконцентрирована основная нагрузка по формированию умений и навыков выполнения тождественных преобразований. Это связано со значительным увеличением числа, а также с разнообразием совершаемых преобразований.

Осуществляется развитие культуры выполнения тождественных преобразований, а также, на основе закрепленных знаний свойств операций и алгоритмов их выполнения развивается культура вычислений. Высокий уровень выполнения тождественных преобразований проявляется в умении правильно обосновать преобразования, в умении проследить за изменением области определения в последовательной цепочке тождественных преобразований, в быстроте и безошибочности выполнения преобразований, в умении найти кратчайший путь решения к окончательному виду преобразований.

В каждой области знаний, которая использует математику, возникает потребность в замене одно выражение другим, для простоты и удобства в решении рассматриваемой задачи. Другими словами, появляется необходимость в выполнении тождественных преобразований.

На уроках математики, в пропедевтическом курсе, начинают отрабатываться навыки тождественных преобразований, такие как:

  • приведение подобных слагаемых;
  • раскрытие и заключение в скобки;
  • вынесение за скобки общего множителя;
  • основное свойство пропорции.

Изучается основное свойство дроби, сокращение дробей, приведение дробей к общему знаменателю, свойство пропорции.

В основной школе, на уроках алгебры, изучаем

  • свойства степени с натуральным и целым показателем;
  • формулы сокращённого умножения;
  • свойства арифметического квадратного корня;
  • способы разложения на множители.

Решение уравнений и систем уравнений задания №20 второй части ОГЭ по математики очень разнообразны и при их решении включают несколько способов, методов решений, которыми учащееся должны владеть:

  • алгоритмами решения линейных, квадратных, дробно-рациональные уравнений и уравнений, содержащие квадратные корни;
  • разложением на множители (разные способы);
  • упрощением выражений;
  • свойства квадратного корня;
  • знать формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, теорему Виета
  • способами решения систем уравнений;
  • арифметическими действами над числами.

Все вышеперечисленные умения и навыки учащиеся приобретают в основной школе с 5-9 кассы.

Содержание курса алгебры 7-9 класса:

Уравнения

Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).

Линейное уравнение и его корни

Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.

Квадратное уравнение и его корни

Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.

Дробно-рациональные уравнения

Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.

Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.

Простейшие иррациональные уравнения вида .

Уравнения вида xn = a. Уравнения в целых числах.

Системы уравнений

Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.

Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.

Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.

Системы линейных уравнений с параметром.

За период обучения с 7-9 класса ученик научится:

  • Решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными.
  • Понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
  • Применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными;

Ученик получит возможность:

  • Овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
  • Применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащие буквенные коэффициенты.

Решение неравенств - это материал, который помогает выявить у экзаменуемого сразу несколько умений и навыков: умения решать уравнения, работать со знаком неравенства, оценить полученное решение с точки зрения постановки неравенства. Поэтому неравенства включены в ОГЭ (ГИА).

Для того чтобы научиться решать задания экзамена ОГЭ, где встречаются линейные неравенства и их системы, следует основательно знать теорию. А именно - основные понятия, обозначения и правила преобразования неравенств.

См. продолжение статьи

Приложения