Методическая разработка практического занятия по теме «Функциональное значение отделов головного мозга»

Разделы: Биология


Цель: формирование представлений об особенностях строения и физиологических функциях отделов головного мозга.

Задачи:

  • выяснить, что головной мозг - это главный командный пункт организма;
  • развить познавательный интерес в ходе проведения опытов, экспериментов и самонаблюдений;
  • уметь анализировать имеющиеся знания, делать соответствующие выводы.

Оборудование и учебные материалы: презентация (Приложение 1), рельефная таблица «Внешнее строение головного мозга», скелет (череп), учебник для студентов СПО, интерактивная доска, компьютер, указка.

Ход занятия

I. Организационный момент

(слайд 1)

  • Приветствие.
  • Наличие учебных принадлежностей.
  • Присутствие студентов на занятии.

Я очень рада видеть вас счастливыми и здоровыми.

Человек рождается, растет, учится, взрослеет; решает сложные задачи, сочиняет музыку, пишет стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И мы не задумываемся о том, что этим всем управляет… Как вы думаете, что? (Головной мозг)

Да, вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг - важнейший орган нашего тела (слайд 2).

Итак, тема сегодняшнего занятия «Функциональное значение отделов головного мозга».

II. Активизация учебной деятельности

Интересные факты о головном мозге

  • Мозг человека потребляет энергии больше, чем другие отдельно взятые органы нашего тела. На его долю приходится около 20% кислорода, поступающего в легкие, хотя вес мозга составляет всего 2% от общей массы тела. При недостатке кислорода мы начинаем зевать, так в мозг поступает больше кислорода (слайд 3).
  • У трехлетнего ребенка нервных клеток в 3 раза больше, чем у взрослого человека. Если не использовать в полной мере потенциал малыша, то с возрастом невостребованные клетки погибают. Поэтому с самого младенчества нужно активно обучать детей (слайд 4).
  • Мозг человека состоит на 75% из воды. Для нормального рабочего состояния ему просто необходимо достаточное потребление воды организмом (слайд 5).
  • Без кислорода мозг человека живет не более 6 минут, а затем начинают происходить необратимые процессы гибели нервных клеток (слайд 5).

- Как вы думаете, почему перед нами находится скелет человека? (ответы студентов).

Головной мозг расположен в полости черепа, который надежно защищает его.

- Назовите доли полушарий головного мозга (слайд 6). Работа по рельефной таблице.

Головной мозг делится на левое и правое полушарие, каждое из которых состоит из 4 долей: лобной, височной, теменной и затылочной. Правое полушарие отвечает за левую половину тела, а левое - за правую.

- Назовите отделы головного мозга (слайд 7). Ответы студентов.

Головной мозг включает отделы: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный мозг и передний мозг (большие полушария).

III. Практическая часть. Проведение экспериментов

1. Изучение функций продолговатого мозга

Эксперименты:

  1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Когда слюны во рту не останется, глотательный рефлекс проявляться не будет. Объясните, почему?
  2. Задержите дыхание. Определите, на какое время это вам удалось. Затем сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха. После чего задержите дыхание и определите, на какое время на этот раз удалось его задержать. Объясните.

Напишите функции продолговатого мозга (используйте конспект лекции).

2. Изучение функций среднего мозга

Эксперимент:

Прочитайте текст.

  • Кора больших полушарий реагирует на различные сигналы. И.М.Сеченов внес огромный вклад в понимание того, как работа мозга связана с поведением человека. Его работы направлены на совершенствование идеи о рефлекторной природе психической деятельности. В своём классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами.

После того, как учащиеся приступают к чтению, экспериментатор неожиданно стучит по столу карандашом. В этот момент большинство испытуемых прекращают чтение и непроизвольно поворачивают голову к источнику звука.

Назовите функции среднего мозга. Запишите их.

Средний мозг отвечает за осуществление многих важных физиологических функций, таких, как зрение, слух, ориентировочные, защитные и оборонительные рефлексы.

3. Изучение функций мозжечка

Эксперимент:

  • Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После чего кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. В норме здоровый человек легко выполняет данное задание. При нарушении функций мозжечка это задание выполнимо только в том случае, если рука опущена вниз.

Объясните, почему? Запишите функции мозжечка.

Отвечает за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса.

4. Изучение функций промежуточного мозга

Эксперимент:

Студенты занимаются своими делами. В это время экспериментатор неожиданно дает громкую команду "Замри". Испытуемые застывают в разных позах (это позный рефлекс промежуточного мозга).

Назовите рефлексы, центры которых находятся в промежуточном мозге. Запишите.

Центр жажды, голода, насыщения; сна и бодрствования; терморегуляции.

5. Исследование функций коры больших полушарий головного мозга

Эксперимент: «Ведущее полушарие».

Ответы записывайте буквой «П» (правый тип реакции) или буквой «Л» (левый тип реакции).

Опыт 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то у вас правый тип реакции.

Это значит, что у вас аналитический склад ума. Если сверху оказался левый палец, то у вас левый тип реакции. Это значит, что вы эмоциональный человек. Зафиксируйте ответ буквой «П» или «Л».

Опыт 2. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья. При этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Далее закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела смещается. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Зафиксируйте ответ буквой «Л» или «П».

«Л» - это значит, что у вас мягкий и уступчивый характер; «П» - твердый и настойчивый.

Опыт 3. Примите так называемую позу Наполеона: скрестите руки на груди. Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой «Л», если правой - буквой «П».

Ответ «Л» говорит о решительности характера, а «П» - о колебании перед принятием решения.

Опыт 4. Похлопайте в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом у вас оказалась сверху - правая или левая. Зафиксируйте ответ буквой «Л» или «П».

Ответ «Л» означает кокетство, «П» - простота и добродушие.

Анализ теста «Ведущее полушарие»

Результаты, полученные в 4-х заданиях, сложите и найдите особенности своего характера в следующих вариантах ответов.

ПППП: для тебя характерно постоянство, ориентация на общепринятое мнение; не любишь конфликтовать, спорить, ссориться.

ПППЛ: определяющая черта твоего характера - нерешительность.

ППЛП: для тебя характерны: решительность, чувство юмора, артистизм; это очень контактный тип характера.

ППЛЛ: редкий тип характера, близкий предыдущему, но мягче; наблюдаются некоторые противоречия между нерешительностью и твердостью.

ПЛПП: аналитический склад ума с мягкостью характера; медленное привыкание к новому, осторожность в отношениях, терпимость и некоторая холодность.

ПЛПЛ: слабый и самый редкий тип характера; обладатели его подвержены различному влиянию, часто беззащитны.

ЛППП: такое сочетание встречается очень часто; основная черта - эмоцио­нальность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью в решении важных вопросов, подверженность чужому влиянию, хорошая приспособляемость к различным условиям жизни, дружелюбие и легкое вхождение в контакт.

ЛППЛ: характерны мягкость и наивность; ты требуешь особого, внимательного отношения к себе.

ЛЛПП: тебе присущи дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов и склонность к самоанализу.

ЛЛПЛ: в твоем характере преобладают простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкое сочетание.

ЛЛЛП: ты эмоционален, энергичен, решителен, но часто наспех принимаешь решения, которые приносят значительные осложнения; тебе необходимо выработать у себя надежный «тормозной механизм».

ЛЛЛЛ: способность взглянуть на старое по-новому; сильные эмоции, выраженный индивидуализм, эгоизм, упрямство, иногда доходящее до замкнутости.

ЛПЛП: самый сильный тип характера: тебя трудно в чем-либо убедить, с трудом меняешь свою точку зрения, в то же время энергичен, упорно добиваешься своих целей.

ЛПЛЛ: очень похоже на предыдущий тип: та же настойчивость в достижении поставленных целей, склонность к самоанализу; испытываешь трудности в приобретении друзей.

ПЛЛП: у тебя легкий характер, умеешь избегать конфликты, любишь пу­тешествовать, легкость в общении и заведении знакомств, но часто меняешь свои увлечения.

ПЛЛЛ: непостоянство и независимость, желание все сделать самостоятельно; ты кажешься мягким, но когда доходит до дела, ты требователен и настойчив.

IV. Закрепление. Самоконтроль. Взаимоконтроль

Выполнить тестовое задание «Строение и функции головного мозга».

Ответы впишите в таблицу ответов (- или +)

1. Чем образовано серое вещество мозга:

  1. телами нервных клеток;
  2. нервными волокнами;
  3. нервными волокнами с телами нервных клеток.

2. Из чего состоит белое вещество мозга:

  1. из отростков нервных клеток;
  2. из тел нервных клеток и их отростков.

3. Головной мозг состоит из:

  1. ствола и полушарий большого мозга;
  2. мозжечка и полушарий большого мозга;
  3. ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.

4. Полушария и кору имеют:

  1. средний мозг и полушария большого мозга;
  2. мозжечок и промежуточный мозг;
  3. полушария большого мозга и мозжечок.

5. Какой отдел головного мозга является продолжением спинного мозга:

  1. средний мозг;
  2. продолговатый мозг;
  3. промежуточный мозг.

6. Назовите отделы головного мозга, образующие его ствол:

  1. средний мозг;
  2. продолговатый мозг;
  3. мозжечок;
  4. промежуточный мозг;
  5. мост.

7. При повреждении какого отдела головного мозга наступает мгновенная смерть?

  1. промежуточного мозга;
  2. среднего мозга;
  3. продолговатого мозга;
  4. мозжечка.

8. Средняя масса головного мозга взрослого человека составляет:

  1. меньше 950 г;
  2. 950-1100 г;
  3. 1100-2000 г.

К примеру, французский писатель Анатоль Франс имел массу мозга чуть более 1 кг, а русский писатель Иван Тургенев - 2 кг 100 г, но оба были талантливы.

9. При повреждении, каких долей коры больших полушарий утрачивается способность к восприятию звука?

  1. лобной доли;
  2. затылочной доли;
  3. теменной доли;
  4. височных долей.

10. Какой отдел головного мозга можно назвать «главнокомандующим» всего организма?

  1. продолговатый мозг;
  2. средний мозг;
  3. промежуточный мозг;
  4. кора больших полушарий.

Таблица ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

2)

3)

4)

5)

Поменяйтесь работами. Взаимоконтроль.

Ключ ответов (слайд 8)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1)

+

+

+

2)

+

+

3)

+

+

+

+

4)

+

+

+

5)

Подведение итогов выполнения теста. Выставление оценок.

V. Опережающее задание. Ответить на проблемные вопросы

  1. Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему при этом у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы (слайд 9)?
  2. При прочих равных условиях, какое кровоизлияние более опасно - в кору головного мозга или в продолговатый мозг? Почему (слайд 10)?
  3. Человек упал и ушиб голову. При этом у него «посыпались искры из глаз». На какую часть головы пришелся удар (слайд 11)?

VI. Выводы по работе о значении головного мозга

  • Головной мозг - орган нервной системы, который обеспечивает выполнение высших психических функций (внимание, память, речь, мышление, сознание и др.).
  • Выполняет жизненно важные функции, как регуляция температуры тела, кровообращения, дыхания, глотание и многое другое.
  • Мозг отвечает за сбор и обработку информации от всех сенсорных систем (перечислить).
  • Обеспечивает взаимодействие целостного организма с окружающей средой.

Вспомним вопрос «Влияние факторов среды на развитие нервной системы ребенка», подготовленный вами к учебному занятию (самостоятельная работа студентов).

Обсуждение вопроса.

VII. Домашнее задание

(слайд 12)

При помощи учебника для студентов СПО «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» (М.Р.Сапин, В.И.Сивоглазов) изучить вопрос «Возрастные особенности головного мозга».