Цели урока: ознакомление с понятием «экология», «эколог»; создать условия для формирования экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника.
Задачи:
Образовательные:
- формировать первоначальные представления об экологии, её роли в жизни людей;
- познакомить с профессией эколога.
Развивающие:
- развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
- развивать логическое мышление на основе отработки логических операций:
- анализа при определении основных моментов проблемы;
- синтеза при определении понятий «экология», «эколог»;
- обобщения при формулировке выводов;
- развивать самостоятельность, творческие способности учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру
- формировать нравственные качества (бережное отношение к природе, доброту, милосердие);
- воспитывать культуру общения.
- учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать правила поведения в природе;
- Уметь оценивать поступки людей;
- Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД)
- Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
- Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. (Познавательные УУД)
Оборудование:
- проектор;
- компьютер;
- экран;
- индивидуальные карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями для работы в парах; сигнальные круги;
- цветные карандаши, альбомные листы;
- учебник «Окружающий мир»
Ход урока
I. Организационный момент
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.
II. Актуализация знаний учащихся
- Наш урок я бы хотела начать словами Николая Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который век от века
Творили мы по мере сил.
Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний
- О каких двух мирах говорится в стихотворении? (о природе и мире, созданном человеком)
- А что такое природа? (Природа - это всё, что окружает человека и не создано им.)
- На каждом уроке окружающего мира мы отвечаем на вопросы: Почему? Когда? Зачем?
- Кто задаёт такие вопросы? (Люди, которые хотят много знать, многому научиться.)
- Мы много узнали на уроках окружающего мира. Сейчас мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
- Некоторые дети будут работать по карточкам, остальные будут работать со мной. Дети, которые работают по карточкам, выполните задание, положите карточки на край стола и включайтесь в работу с классом.
(Фронтальный устный опрос с помощью сигнальных кругов)
Игра «Согласен - не согласен»
- Если вы согласны с моим утверждением, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет.
- в неделе 6 дней
- в году 12 месяцев
- после зимы наступает весна
- в радуге 8 цветов
- осенью все птицы улетают в теплые края
- после утра наступает вечер
- собака - это домашнее животное
- насекомые - это животные, у которых 8 ног
- рыбы - это животные, тело которых покрыто чешуёй
- звери - это животные, тело которых покрыто перьями
- семья - это самые близкие люди
- зима, весна, лето, осень - это четыре времени года
- белые медведи живут в Антарктиде
- луна - спутник Земли
- нельзя рвать цветы, ловить бабочек, шуметь в лесу
- Молодцы, ребята, хорошо работали, отвечали правильно.
III. Сообщение темы и целей урока
А сейчас давайте разгадаем ребус и узнаем тему урока.
- Это слово вам мало знакомо. Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем на уроке? (Что такое экология)
- О чём будем говорить? (О природе. О том, как надо относиться к природе)
IV. Работа по теме урока
- Итак, тема нашего урока: «Почему мы часто слышим слово «экология».
Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?
- Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Что получилось? (Наука о доме.)
- О каком же доме идет речь?
Можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Экология изучает, как растения, животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
V. Физминутка
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот - правой ступни левой рукой)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели.
Природа нашей планеты в опасности!
- Кто виноват в этом? (К сожалению, сами люди. Жизнь людей тесно связана с природой, потому что человек является частицей природы.)
- Каждую проблему нужно решать.
- Послушайте и скажите, о каких нарушениях идёт речь.
1. «Бабочки украшают нашу жизнь. Но люди, увидев бабочку, стараются её поймать. Какой жалкой выглядит пойманная бабочка».
- О каком нарушении идёт речь? (Люди губят насекомых.)
2.
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
- О каком нарушении идёт речь? (Люди губят цветы.)
3. «Пришли ребята на лесную полянку. Начали бегать, кричать, качаться на деревьях, включили громкую музыку, достали птенца из гнезда. Звери и птицы испугались и покинули свой лес».
- О каком нарушении идёт речь? (Люди неправильно ведут себя в лесу.)
4.
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не нашли!
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки.
- О каком нарушении идёт речь? (Люди оставляют мусор.)
VI. Работа с учебником
- Прочитайте 2-й и 3-й абзацы самостоятельно и ответьте на вопрос:
Что нового вы узнали об экологах? (Любимый цвет экологов - зелёный. Он стал символом защиты Земли.)
- Как назвали экологи Землю? (Наш Зелёный дом.)
- Почему экологи Землю назвали домом? (На нашей планете обитает много живых существ.)
- Почему Зелёный дом? (На нашей планете много растений.)
- Что можно увидеть в этом доме? (Моря, реки, леса, горы, деревни, города, растения и грибы, насекомых, птиц, зверей, рыб.)
- А ещё экологи придумали праздник «День Земли». Его отмечают каждый год 22 апреля. В этот день все люди думают: «Что я сделал хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»
VII. Закрепление изученного материала
Учащиеся заполняют кроссворд.
Работа проводится самостоятельно.
1. Напиши название науки, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.
2. Как называют учёных, которые оберегают всё, что растёт, и всех кто живёт в природе? Напишите.
3. Напиши число и месяц, когда во всех странах отмечают День Земли.
Учащиеся обмениваются работами. Осуществляется взаимопроверка.
(Если вы согласны с моим высказыванием - хлопните в ладоши, если не согласны - топните.)
- Нельзя ломать ветки деревьев.
- В лесу можно кричать, слушать громкую музыку.
- Нельзя ловить бабочек. Они украшают нашу жизнь.
- Можно брать птенцов из гнезда.
- Можно топтать мухоморы.
- В лесу можно любоваться природой, наблюдать за природой.
- Мы продолжаем говорить об экологии, но давайте проведём разминку для ума.
- Поставьте числа в порядке возрастания. Соотнесите числа и буквы. У вас получится слово.
Учащиеся работают самостоятельно. Проверка фронтальная.
- Читаем слово. Что это за слово? (Это название нашего города.)
- Как наш город связан с темой урока? (Ответы детей.)
- Это город, в котором мы живём. Это наша малая родина. Помогать планете мы должны, начиная со своего города. Посмотрите, какая красивая природа в Октябрьском.
- Что бы вы сделали, чтобы наш город был ещё лучше, ещё красивее? (Ответы детей.)
- Если каждый из вас посадит хотя бы кустик, как преобразится наш город!
VIII. Обобщение и выводы
- Какой вопрос был задан в начале урока? (Почему мы часто слышим слово «экология»?)
- Как мы ответим на этот вопрос? (Природа находится в опасности. Нужно беречь природу.)
- Как беречь природу? Прочитаем выводы.
Стань другом природы и её защитником.
В природе веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
Будь другом всех живых существ.
Не мучай и не убивай животных.- Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
IX. Итог урока
- Ребята, что нового узнали на уроке?
- Молодцы, ребята. Вы активно работали на уроке и были моими хорошими помощниками.
X. Рефлексия
- Поднимите руки, кому понравился урок.
- Что именно понравилось?
- Кому было трудно?
- Все трудности мы будем стараться преодолевать.
Ученик:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
- Урок окончен!