Конспект урока по окружающему миру по теме «Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы». «Почему мы часто слышим слово «экология»

Разделы: Начальная школа, Экология

Класс: 2

Ключевые слова: экология, окружающий мир


Цели урока: ознакомление с понятием «экология», «эколог»; создать условия для формирования экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать первоначальные представления об экологии, её роли в жизни людей;
  • познакомить с профессией эколога.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
  • развивать логическое мышление на основе отработки логических операций:
    • анализа при определении основных моментов проблемы;
    • синтеза при определении понятий «экология», «эколог»;
    • обобщения при формулировке выводов;
  • развивать самостоятельность, творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру
  • формировать нравственные качества (бережное отношение к природе, доброту, милосердие);
  • воспитывать культуру общения.
  • учить детей анализировать свое поведение через поступки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать правила поведения в природе;
  • Уметь оценивать поступки людей;
  • Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД)
  • Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
  • Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. (Познавательные УУД)

Оборудование:

  • проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • индивидуальные карточки для выполнения заданий; карточки с заданиями для работы в парах; сигнальные круги;
  • цветные карандаши, альбомные листы;
  • учебник «Окружающий мир»

Ход урока

I. Организационный момент

Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» - маме и папе
«Доброе утро!» - останется с нами.

II. Актуализация знаний учащихся

- Наш урок я бы хотела начать словами Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который век от века
Творили мы по мере сил.

Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний

- О каких двух мирах говорится в стихотворении? (о природе и мире, созданном человеком)

- А что такое природа? (Природа - это всё, что окружает человека и не создано им.)

- На каждом уроке окружающего мира мы отвечаем на вопросы: Почему? Когда? Зачем?

- Кто задаёт такие вопросы? (Люди, которые хотят много знать, многому научиться.)

- Мы много узнали на уроках окружающего мира. Сейчас мы проверим знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

- Некоторые дети будут работать по карточкам, остальные будут работать со мной. Дети, которые работают по карточкам, выполните задание, положите карточки на край стола и включайтесь в работу с классом.

(Фронтальный устный опрос с помощью сигнальных кругов)

Игра «Согласен - не согласен»

- Если вы согласны с моим утверждением, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет.

  1. в неделе 6 дней
  2. в году 12 месяцев
  3. после зимы наступает весна
  4. в радуге 8 цветов
  5. осенью все птицы улетают в теплые края
  6. после утра наступает вечер
  7. собака - это домашнее животное
  8. насекомые - это животные, у которых 8 ног
  9. рыбы - это животные, тело которых покрыто чешуёй
  10. звери - это животные, тело которых покрыто перьями
  11. семья - это самые близкие люди
  12. зима, весна, лето, осень - это четыре времени года
  13. белые медведи живут в Антарктиде
  14. луна - спутник Земли
  15. нельзя рвать цветы, ловить бабочек, шуметь в лесу

- Молодцы, ребята, хорошо работали, отвечали правильно.

III. Сообщение темы и целей урока

А сейчас давайте разгадаем ребус и узнаем тему урока.

- Это слово вам мало знакомо. Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем на уроке? (Что такое экология)

- О чём будем говорить? (О природе. О том, как надо относиться к природе)

IV. Работа по теме урока

- Итак, тема нашего урока: «Почему мы часто слышим слово «экология».

Наука, которой занимаются экологи, называется экология. Что изучает экология? Как вы понимаете слово «экология»? Кто знаком с этим словом и сможет объяснить, что оно означает?

- Давайте заглянем в этимологический словарь, чтобы объяснить значение слова «экология». Это слово образовалось от двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Что получилось? (Наука о доме.)

- О каком же доме идет речь?

Можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме, имя которому - планета Земля. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Экология изучает, как растения, животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.

V. Физминутка

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот - правой ступни левой рукой)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И за парты снова сели.

Природа нашей планеты в опасности!

- Кто виноват в этом? (К сожалению, сами люди. Жизнь людей тесно связана с природой, потому что человек является частицей природы.)

- Каждую проблему нужно решать.

- Послушайте и скажите, о каких нарушениях идёт речь.

1. «Бабочки украшают нашу жизнь. Но люди, увидев бабочку, стараются её поймать. Какой жалкой выглядит пойманная бабочка».

- О каком нарушении идёт речь? (Люди губят насекомых.)

2.

На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.

- О каком нарушении идёт речь? (Люди губят цветы.)

3. «Пришли ребята на лесную полянку. Начали бегать, кричать, качаться на деревьях, включили громкую музыку, достали птенца из гнезда. Звери и птицы испугались и покинули свой лес».

- О каком нарушении идёт речь? (Люди неправильно ведут себя в лесу.)

4.

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не нашли!
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки.

- О каком нарушении идёт речь? (Люди оставляют мусор.)

VI. Работа с учебником

- Прочитайте 2-й и 3-й абзацы самостоятельно и ответьте на вопрос:

Что нового вы узнали об экологах? (Любимый цвет экологов - зелёный. Он стал символом защиты Земли.)

- Как назвали экологи Землю? (Наш Зелёный дом.)

- Почему экологи Землю назвали домом? (На нашей планете обитает много живых существ.)

- Почему Зелёный дом? (На нашей планете много растений.)

- Что можно увидеть в этом доме? (Моря, реки, леса, горы, деревни, города, растения и грибы, насекомых, птиц, зверей, рыб.)

- А ещё экологи придумали праздник «День Земли». Его отмечают каждый год 22 апреля. В этот день все люди думают: «Что я сделал хорошее для Земли? Не сделал ли я чего-нибудь плохого?»

VII. Закрепление изученного материала

Учащиеся заполняют кроссворд.

Работа проводится самостоятельно.

1. Напиши название науки, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле.

2. Как называют учёных, которые оберегают всё, что растёт, и всех кто живёт в природе? Напишите.

3. Напиши число и месяц, когда во всех странах отмечают День Земли.

Учащиеся обмениваются работами. Осуществляется взаимопроверка.

(Если вы согласны с моим высказыванием - хлопните в ладоши, если не согласны - топните.)

  1. Нельзя ломать ветки деревьев.
  2. В лесу можно кричать, слушать громкую музыку.
  3. Нельзя ловить бабочек. Они украшают нашу жизнь.
  4. Можно брать птенцов из гнезда.
  5. Можно топтать мухоморы.
  6. В лесу можно любоваться природой, наблюдать за природой.

- Мы продолжаем говорить об экологии, но давайте проведём разминку для ума.

- Поставьте числа в порядке возрастания. Соотнесите числа и буквы. У вас получится слово.

Учащиеся работают самостоятельно. Проверка фронтальная.

- Читаем слово. Что это за слово? (Это название нашего города.)

- Как наш город связан с темой урока? (Ответы детей.)

- Это город, в котором мы живём. Это наша малая родина. Помогать планете мы должны, начиная со своего города. Посмотрите, какая красивая природа в Октябрьском.

- Что бы вы сделали, чтобы наш город был ещё лучше, ещё красивее? (Ответы детей.)

- Если каждый из вас посадит хотя бы кустик, как преобразится наш город!

VIII. Обобщение и выводы

- Какой вопрос был задан в начале урока? (Почему мы часто слышим слово «экология»?)

- Как мы ответим на этот вопрос? (Природа находится в опасности. Нужно беречь природу.)

- Как беречь природу? Прочитаем выводы.

Стань другом природы и её защитником.
В природе веди себя тихо: смотри, слушай и не шуми.
Будь другом всех живых существ.
Не мучай и не убивай животных.

- Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

IX. Итог урока

- Ребята, что нового узнали на уроке?

- Молодцы, ребята. Вы активно работали на уроке и были моими хорошими помощниками.

X. Рефлексия

  • Поднимите руки, кому понравился урок.
  • Что именно понравилось?
  • Кому было трудно?
  • Все трудности мы будем стараться преодолевать.

Ученик:

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.

- Урок окончен!