Комплекс мероприятий по формированию личностной активности у старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Большое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеют детско-родительские отношения. Они складываются в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, является результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, представляют собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступают интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Детско-родительские отношения не только накладывают своеобразный отпечаток на семейную жизнь и ее участников, но и образуют духовную среду, в которой развертывается процесс воспитания детей.

Неоспоримо влияние семьи на развитие детей и уровень их личностной активности. В связи с особой воспитательной ролью семьи возник вопрос, как гармонизировать отношения в детско-родительских парах и обеспечить ребенку наилучшие условия для развития в рамках семейного воспитания. При условии, что большинство родителей имеют достаточно слабое представление об особенностях детского развития, а потому, нередко случайно, формируют в детях различного рода страхи, закрепляют неверные психологические установки или приводят к формированию заниженной самооценки.

Личностная активность ребенка - это интегративный показатель динамики жизненно важных для семьи функций, выражающих качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов, и, в частности, способности родителей противостоять нежелательным воздействиям социальной среды на личность своего ребенка. Следует отметить, что личностная активность - самостоятельная категория, является переменной, приобретенной, а не врожденной чертой человека, именно поэтому активность поддается формированию и дальнейшему развитию, стремление расширять сферу своей деятельности, способность излучать потенциал энергии, силы, творчества.

Проблема развития личности становится в наше время все более актуальной. Она тесно связана с потребностью выявления степени важности самосознания человека, его способностей и возможности решать задачи современности, с проблемами ценностей современного человека и, наконец, определения себя как части социума. По мнению большинства специалистов, связь ребенка с социальным миром, построение отношений с другими людьми, начинается с формирования представлений о себе.

В дошкольном возрасте закладываются основы самосознания. На основе формирующихся представлений о других людях складывается представление о себе самом. Субъективный образ своего Я складывается под влиянием оценочного отношения взрослых и сверстников, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий. Образ Я (Я-концепция) включает самооценку своих возможностей и личностных качеств. Самооценка может быть объективной, а может быть завышенной или заниженной. Для развития личности дошкольника важна положительная Я - концепция, условием формирования которой является позитивное отношение педагогов к личности каждого ребенка. Создание для ребенка ситуации успеха в любой деятельности способствует не только становлению положительного образа Я, но и эффективному развитию личности ребенка.

Цели и задачи:

1. Коррекция отношений родителей и детей:

  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;
  • достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

2. Коррекция отношения к «я» (к себе):

  • формирование адекватной самооценки; приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
  • укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях.

3. Коррекция отношения к реальности (к жизни)

  • приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
  • формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Общая структура занятия включает в себя следующие разделы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания. Основной план терапевтической работы включает 6 занятий, но при наличии дополнительных запросов со стороны участников их число можно увеличить до 7-8.

В групповом обсуждении рассматриваются лишь актуальные для большинства членов группы вопросы, вопросы индивидуального характера решаются по ходу индивидуальных терапевтических сессий.

Занятие № 1 посвящается знакомству. Решаются организационные вопросы; подготавливаются бейджи участников, после изложения целей и задач группы. Родители представляют своих детей: какие они по характеру, что они любят, что им не нравится. Дети соглашаются, поправляют и дополняют родителей, возражают. Затем дети аналогичным образом представляют своих родителей. Участникам группы предлагается изучить руки соседей - родители делают это сидя, а дети - стоя, сделав шаг в середину круга. Лучше проводить упражнение с закрытыми глазами, а потом рассказать, какая рука была у соседа справа и соседа слева. В следующем упражнении дети и родители обмениваются 5-6 фразами, стереотипно начинающимися со слов «Мне нравится, что ты…» - это поиск эмпатии, связующих пару родитель-ребенок эмоциональных нитей; затем дети начинают движение по кругу, образуя на время пары с чужими родителями. Упражнение повторяется, но ребенок приобретает теперь опыт эмоционального контакта с посторонними взрослыми. Когда дети снова вернутся к своим мамам, следует еще раз повторить упражнение. Домашнее задание - выбрать любимые и нелюбимые цвета, книги, одежду, цветы и объяснить причину, почему (как мне кажется) они любимые или нелюбимые. По окончании занятия с родителями - 1 занятие по аутогенной тренировке и дыхательная гимнастика.

Занятие № 2 посвящается своему месту в мире. «Кто я?», «Какой я?» - главные вопросы, стоящие перед участниками. Во время разминки лучше всего сделать несколько упражнений с мячом, чтобы повысить тонус участников; затем обсуждается домашнее задание. Дети рассказывают о своей семье, показывают фото бабушек и дедушек. Следующее упражнение - «мой мир» - требует участия пар. Дети и родители по парам рисуют на листе бумаги все, что окружает их в жизни, а в середине листа ребенок рисует себя с родителями. Дети рассказывают всем о своем рисунке - что радует, а что печалит в их мире. Кроме того, рисунок имеет и диагностическую ценность. На заранее подготовленных трафаретах масок родителей и детей просят нарисовать лицо ребенка (на последнем занятии задание повторяется, чтобы оценить динамику восприятия родителями своего ребенка). Обсуждение: какой я тут? Почему я именно такой? Хотелось ли мне стать другим? Что для этого нужно? Детям и родителям предлагается написать на бумажке самые сокровенные вопросы, которые они не решились бы никогда задать вслух. Случайным образом выбранный «оракул» отвечает на случайный вопрос. Итоговое обсуждение: что я узнал сегодня нового? Участвуют родители и дети. В конце занятия дается домашнее задание - подготовить рассказ о том, что я люблю и что я не люблю в своем родителе / своем ребенке.

Занятие № 3 посвящено чувству времени, переживанию взаимодействия с людьми. Дети проводят привычную разминку , затем родители рассказывают, как прошла неделя, дети - о том, что они умеют делать лучше всех. Терапевт и другие участники спрашивают, между прочим, чему еще хотел бы научиться каждый ребенок. Взрослые рассказывают о детском и взрослом мире: кому живется лучше - взрослому или ребенку? На больших листах дети самостоятельно и взрослые отдельно от детей рисуют диаграммы, описывающие их дела; выделяют категории: нужно сделать обязательно, хочу я этого, или нет (уроки, уборка, работа, кружок «Умелые руки»), это я делаю с удовольствием, на это я впустую трачу время, а это я навсегда хочу вычеркнуть из своей жизни. Взрослым можно предложить отдельно обозначить время, которое они проводят с детьми, а детям - дела, которые они хотели бы делать с родителями. В следующем упражнении дети и взрослые представляют свои игрушки. О чем они могли бы поговорить друг с другом? Снова играют в шляпу (или мешочек) - оракулу можно задавать любые вопросы. Затем следует классическая игра в «испорченный телефон». Текст нейтрального содержания лучше приготовить заранее. Игра хороша тем, что отлично демонстрирует участникам, как искажается информация, передаваемая, вроде бы, самым надежным образом - из уст в уста. Итоговое обсуждение: по стандартной схеме. На дом задают рассказ о будущем: каким я (мой ребенок и я) буду через 5 (10-15-20) лет. Дети рисуют свои портреты, когда они будут взрослыми. Взрослые рисуют свои портреты, когда их дети станут взрослыми. Необходимо принести на следующую встречу 2-3 некрупных предмета и длинные шарфы. По окончании занятия с родителями - 3 занятие по аутогенной тренировке и дыхательная гимнастика.

Занятие № 4 посвящено сплоченности семьи. Дети проводят разминку: каждый по очереди встает на стул, а присутствующие аплодируют ему. Приветствие проходит по стандартной схеме. Далее проводится упражнение «Браво», нацеленное на усиление сплоченности и снятие внутренней тревоги. Потом предлагается упражнение «Фанты», которое позволяет повысить позитивный настрой и сплоченность группы, обеспечить эмоциональное и мышечное расслабление. Потом участники занятия переходят к упражнению «Пересядьте все те, кто…», которое позволяет повысить позитивный настрой и сплоченность группы. Для самораскрытия и организации работы с образом «Я» участникам предлагается упражнение «найди себя». В целях стимулирования эмпатии, взаимопонимания между родителем и ребенком, предлагается упражнение «Какой он». Упражнение «Хорошо и плохо» обеспечивает развитие умение слушать и слышать другого, вставать на чужую позицию. Далее 2 группы образуют внешний и внутренний круг. Человек из внешнего круга говорит: «Мне нравится, что ты добрый», а из внутреннего повторяет: «Да, я добрый, а еще я умный» и т.д. Затем группа делится на пары - ребенок и родитель. Задача - сесть спина к спине и попробовать встать, не отрывая спин друг от друга. По окончании задания поделится ощущениями: тяжело далось упражнение или легко, много ли времени понадобилось на его выполнение. Заканчивается занятие проведением рефлексии и сообщением домашнего задания.

Занятие № 5 уделяет основное внимание работе с Я-образом. Приветствие происходит по отработанной на предшествующих занятиях схеме. Далее на полу мелом чертится тонкая линия и предлагается вдвоем пройти по этому мосту. Затем участникам предлагается упражнение «Рисование себя», нацеленное на самораскрытие и уточнение Я-образа. Потом предлагается упражнение «20 Я», в котором необходимо найти 20 ответов на вопрос кто я, какой я. Для повышения сплоченности группы и обеспечения эмоционального и мышечного расслабления участникам занятия предлагается занятие «Пообщаться руками», в ходе которого надо закрыть глаза, протянуть руки вперед и найти на ощупь кого-то; попробовать пообщаться руками (поздороваться, потолкаться) и выяснить, какими были руки на ощупь, с кем было комфортно? Для обеспечения обратной связи проводится упражнение «Волшебная рука». Затем по кругу, каждому участнику занятия, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые ценятся в этом человеке и 2 качества, которые хотелось бы развить. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение. Заключительным упражнением в рамках занятия становится «Место, где я себя прекрасно чувствую», нацеленное на работу с внутренним ресурсом и повышение ценности внутреннего мира каждого человека. Рефлексия - проходит по стандартной схеме . В конце занятия раздаются домашние задания. Взрослым. Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными. Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!» Детям. То же самое - о родителях.

Занятие № 6 посвящено гармонизации детско-родительских отношений, основанных на налаживание физического и эмоционального контакта между участниками. Приветствие проходит по стандартной схеме. Затем предлагается упражнение «Щепки плывут по реке», которое позволяет наладить физический контакт между родителями и детьми, развить тактильные ощущения. Далее каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ласкательного имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» его. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок». Затем проводится упражнение «Ласковое имя», которое создает позитивное настроение у участников занятия. Потом участники переходят к упражнению «Мои достижения», нацеленному на поиск внутреннего ресурса и повышение самооценки. Далее все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой. Следующим используемым упражнением выступает упражнение «Паровозик», которое позволяет принимать на себя ответственность и заботиться о других. Для обеспечения эмоциональной поддержки применяется упражнение «мы тебя любим». Далее проводится упражнение «Налаживание взаимоотношений». Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) - большая, надежная, теплая, сильная. Дети - беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» - и так по очереди сколько захочется. В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить). В рамках рефлексии родителям задаются следующие вопросы: Изменились ли ваши взаимоотношения? Что нового в поведении ребенка вы заметили? Что показалось вам самым важным и полезным в такой работе? Что вы сами приобрели в процессе занятий? Вопросы детям: Попробуйте выразить несколькими словами впечатления от занятий. Что вам больше всего понравилось на занятиях? Что нового в поведении ваших родителей вы заметили за это время? Общий вопрос: Что бы вы пожелали друг другу и себе?

Результативность проведения комплекса мероприятий:

  • после оказания педагогической помощи у детей несколько снижается тревожность, нормализуется самооценка;
  • оказание педагогической помощи обеспечит рост позитивности в отношении детей к родителям за счет совместной коррекционно-развивающей деятельности в парах «родитель - ребенок».

Своевременная педагогическая помощь, оказанная родителям в формировании личностной активности их детей, позволит обеспечить гармонизацию детско-родительских отношений, что приведет к росту личностной активности старших дошкольников.