Экскурсия на тему "Берегите хлеба каждую крупицу!"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: экскурсия


Форма проведения: экскурсия в Хлебокомбинат.

Цели:

  • содействие духовно-нравственному развитию учащихся
  • расширение знаний детей о хлебе
  • сформировать представление о ценности хлеба

Задачи:

  • углубить знания по организации работы хлебокомбината
  • пополнять знания детей о том, как на наших столах появляется хлеб
  • продолжить работу над пониманием смысла пословиц о хлебе
  • познакомить с рецептом хлеба военных лет
  • дать возможность детям почувствовать себя в роли развивать речь, логическое мышление, навыки коммуникативного общения
  • воспитывать патриотизм, уважение к людям труда

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: видеоролик о работе Хлебокомбината презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!», баночки с пшеничной и ржаной мукой, с сушёной крапивой, с лебедой, с зёрнами пшеницы, с опилками; букет со злаками (овёс, пшеница, рожь), каравай, соль, рушник, русский национальный костюм для девочки, выпечка (хлебобулочные изделия), «Песня о хлебе», ролик «дети войны», плакаты детей «Берегите хлеб» (находятся на стенде), пакет молока, дрожжи, большой лист для создания газеты (на ней рубрики «История хлеба», «Интересные сведения о хлебе», «Хлеб военных лет», мини-сообщения детей, кусок хлеба 125 г (ржаного хлеба) и 5 г ржаной муки (в пакете), для сценки (халат, платок, хлеб). видео ролик о работе Хлебокомбината презентация «Берегите хлеба каждую крупицу!».

План экскурсии

Организационный момент

Встреча гостей с хлебом, солью. Работники хлебокомбината встречают детей с хлебом-солью, одна девочка - в русском народном костюме.

Ребенок читает стихотворение:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
C белоснежным рушником.

2-й ребенок:

С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

(Дети вручают гостям хлеб-соль)

Ведущий: Здравствуйте, займите свои места. Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы провести экскурсию по теме «Берегите хлеба каждую крупицу» (видеофильм о создании Хлебокомбината в Якутии)

Якутский хлебокомбинат - предприятие с 80-летней историей. На протяжении этого времени предприятие высоко держит планку лидера производства в республике. Якутский хлебокомбинат оснащен современным оборудованием и использует новейшие технологии. Вся продукция производится из высококачественных ингредиентов и отборной российской муки. , которая соответствует ГОСТу, что является залогом приготовления вкусного, полезного хлеба и хлебобулочных изделий. Невозможно представить прилавки якутских продуктовых магазинов без хлеба Якутского хлебокомбината, хочется окунуться в сладкий мир мучных изделий. Виды хлеба "Дарницкий", "Заварной", "Йодированный" "Гречишный", "Славянский" Здесь готовятся конфеты суфле" Птичье молоко", торты, сушки, пряники, тостовый хлеб. Недавно запустили социальный проект "Культуры потребления хлеба", где проект направлен на подрастающее поколение, расширить знания о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим и приготовившим его, воспитать у детей культуру потребления хлеба. В хлебокомбинате работает бактериологическая, химическая службы,контролер по качеству.

Слово «Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан Огюст Пармантье. (Показываю его портрет) И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб - батюшка, хлеб кормилец остаётся самой большой ценностью.

Видеофильм: Когда появился первый хлеб? Очень много тысяч лет назад (15 тысяч лет назад до н.э.) первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки.

(Посмотрите на (экран) иллюстрацию: это первобытные люди). Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. (Посмотрите на иллюстрацию «Египет»).

Сколько людей разных профессий трудятся, чтобы на наших столах появился хлеб?

Ответ: Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

Ведущий: Дима, работая над проектом «Профессии», подготовил для вас фото вопрос. Дима: посмотрите на фотографию и угадайте профессию этого человека. Почему один хлеб черный, а другой белый? Ответ: это связано с тем, что белый (пшеничный) хлеб пекут из пшеничной муки, а чёрный - из ржаной муки (показать детям ржаную и пшеничную муку). На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился 800 лет назад. 800 лет - это в 100 раз больше продолжительности вашей жизни. Как называли хлеб в старину? Ответ: Хлеб в старину называли "жито", от слова жить, хлеб - кормилец.

Ведущий: Давайте вместе прочитаем это слово (жито). Много ли хлеба едят русские люди? Ответ: Человек за 60 лет съедает 15 тонн хлеба. Русские люди всегда ели больше хлеба, чем мяса. Это отмечали иностранные путешественники.

Ведущий: как вы думаете, 15 тонн - это много или мало? Посмотрите: в этом вагоне помещается столько хлеба, сколько съедает один человек за 60 лет. Сколько нужно зёрен, чтобы испечь одну булку?

Ответ: 10.000 зёрен.

Это примерно такое количество зёрен. Как пришел хлеб на наш стол? Детям показывается презентация «Как хлеб на стол попал?» (проект, над которым работал ученик класса). С чего всё начинается? Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу. Солнце светит. Дождик идёт. Вскоре на полях появляются зелёные ростки - всходы. Пшеница выросла, но поле ещё не золотое. Ещё нельзя убирать урожай. Хлебное поле стало золотым. Говорят: «Золотая нива!». Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны. С утра до глубокой ночи идёт уборка хлеба. Затем зерно отправляют на элеватор - там его сушат и сортируют. В этих башнях хранится зерно. Эти башни огромные. На мукомольном заводе пшеница превращается в муку. Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах. А уж на заводе пекут хлеб. А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек. Есть ли в России музей хлеба?

Ответ: В России существует единственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге. Музей открылся 23 года назад. Есть в музее всё, что связано с выпечкой хлеба.

Ведущий: во время блокады жители города Санкт-Петербурга получали на весь день всего 125 г хлеба. Посмотрите, какой это кусок!!! (показываю детям). Ребята, эту выпечку трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов ржаной муки, остальное - опилки, крапива, лебеда, картофель, свёкла, хвоя. Давайте рассмотрим: это опилки, сушёная крапива, лебеда. Посмотрите: 5 граммов муки. При выпечке хлеба во время ВОВ соль не добавляли. Её не было у людей. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро. - Как вы думаете, что нужно делать с крошками хлеба, которые остаются на столе? (Их надо собирать и отдавать птицам.)

Ведущий: внимательно послушайте небольшой отрывок из стихотворения «О хлебе» автора Нины Самковой, а потом я задам вам несколько вопросов: Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной. Тут подошла, старушка и, нагнувшись, взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была. - Как вы думаете, почему старушка, подбирая батон, заплакала? - Какие эмоции у вас вызвал этот отрывок? IV. Просмотр видеоролика «Дети войны». Давайте посмотрим небольшой ролик о тяжёлой доле детей в годы войны. Какие чувства вызвал просмотр видеоролика?

Сценка «Хлеб святой»

А теперь предлагаю Вашему вниманию сценку, подготовленную учениками нашего класса. Дети исполняют сценку И.Сенченко «Хлеб святой».

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: - Фу, какой плохой хлеб! Бабушка рассердилась и стала поучать внучку: - Так про хлеб нельзя говорить. Его уважать надо. Если не очень вкусный, говорят: хлеб плохо выпечен… - А Юра тоже хлеб не уважает. На улице не доел кусочек и бросил на землю. - Ах, как нехорошо, - разгневалась бабушка. - Ты так не делай и Юре не позволяй. Не доела, в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит хлеб на землю, вели поднять. Ведь без хлеба - голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой. Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала: - Я больше никогда так не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юре тоже не позволю. Только не сердись на меня. Бабушка ласково погладила внучку и обняла ее. Стихотворение читает ученик: Мальчик, ногою пинающий хлеб, Мальчик, голодных не знающий лет, Помни, что были лихие года. Хлеб - это жизнь, а не просто еда. Хлебом клялись, за хлеб умирали. Не для того, чтоб в футбол им играли. В слове народная мудрость таится. Вот что в народе у нас говорится: «Если ты хлеб ценить перестал, Ты человеком быть перестал».

Ведущий: Ребята, кто из вас знает, какие продукты необходимы, чтобы испечь хлеб?

Ведущий: Ребята. Вот этот хлеб я испекла сама. Для его приготовления мне понадобилась мука пшеничная, молоко, соль, сахар, дрожжи, масло. Я могла заменить молоко на воду, масло тоже можно было не добавлять. Хлеб с молоком и маслом получается гораздо вкуснее. После конференции я угощу этим хлебом всех желающих.

1) задание детям «Хлеб военных лет». На столе в конверте у вас находятся карточки с названиями продуктов (мука пшеничная, мука ржаная, сахар, соль, масло, молоко, крапива, лебеда, дрожжи, опилки, хвоя, картофель, жмых). Вы должны будете выбрать те продукты, которые входили в состав хлеба военных лет. Один ребёнок будет работать у доски, он выберет натуральные продукты (должен выбрать муку ржаную, крапиву, опилки, лебеду, жмых, картофель, хвою) Проверим: Какие продукты выбрала? Поднимите руку, кто выбрал те же продукты.

2) задание детям «История хлеба». Из предложенных названий продуктов выберите те, которые входят в состав нынешнего хлеба. Один ребёнок работает у доски. Проверим. Какие продукты выбрала? Поднимите руку, кто выбрал те же продукты.

Задание для всех «Интересные сведения о хлебе». В конверте находятся слова, из которых вы должны будете составить пословицу. Без труда хлеб не родится никогда. Проверим. Зачитайте свою пословицу. Как вы понимаете её смысл?

Практическое занятие в кондитерском цехе

У входа в кондитерский цех детей встречает пекарь. Пекарь рассказывает, где лежит хранится мука, чем ее сеют. Узнают слова - дежа, тестомес, что происходит дальше. Тесто замешивают, накрывают пленкой. Тесто должно постоять, увеличиться в размере. Дети рассматривают формы теста. Булки отправляют по ленте в печь.

Практическое занятие

(детям даются колпаки, фартуки) Какие мучные кондитерские изделия можно получить, пищевая ценность кондитерских изделий. (фото) Дети готовят пряники, украшают кондитерскими красками, создают рисунки. Слово учителя: «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» - гласит народная мудрость.

Спасибо всем за внимание.