Когда на одном из родительских собраний нам предложили порассуждать на эту тему, у меня, как у практикующего педагога, возникло много идей. И сомнений. Конечно, в рамках одной небольшой статьи невозможно выразить все то, о чем ты думаешь, все то, что беспокоит тебя, ведь мы - учителя - изо дня в день имеем дело с теми проблемами в нашей системе образования, которые буквально будоражат все общество.
Для процесса обучения и воспитания - это вовсе не набор возвышенных фраз на потребу публики. Это, пусть и любимый, но ежедневный изматывающий труд. Это путь - вечный путь проб и ошибок.
Тем не менее в разговоре на эту непростую тему, я ограничусь основными составляющими, без которых, на мой взгляд, не может быть достойной школы будущего.
1. Доступная школа
Право на образование, так же как право на жизнь, универсально. Поэтому школа будущего должна быть доступна абсолютно каждому, независимо от места рождения и благосостояния родителей.
Всем, включая людей с ограниченными возможностями. Думаю, не ошибусь, если скажу, что каждый учитель, который хоть раз столкнулся с необходимостью обучать детей с ОВЗ вместе с остальными учащимися в рамках одного и того же урока, столкнулся с массой трудностей. Учителя в большинстве своем просто не готовы к такой работе: они нервничают, потому что не в силах вести несколько уроков одновременно, они раздражаются, понимая, что им явно не хватает знаний и умений, чтобы работать с такими учащимися. Подобная ситуация приводит к неудовлетворенности от той работы, которую ты выполняешь. Приводит к физическому и моральному выгоранию педагога. А ведь именно ему нужно выходить к детям и кроме грамотно выстроенного урока (что тоже требует немалых усилий), создать ту самую необходимую комфортную атмосферу, которая при всей высокопарности этих слов, должна помочь нам, учителям, сеять разумное, доброе, вечное.
И вот на практике мы приходим к тому, что как бы мы ни ссылались на те или иные законы, по которым учебные заведения обязаны предоставить всё необходимое для обучения детей с ОВЗ в школах, именно их право на качественное образованию нарушаются. Детей с ОВЗ должны обучать профессионалы. И уж точно по отдельной программе, которая учитывала бы особенности их развития. И, скорее всего, с отдельным учителем. Если у государственного бюджета есть на это средства, сделать это необходимо.
2. Ориентация на индивидуальные потребности ребенка
Школа будущего должна своевременно отвечать на запросы подрастающего поколения, делая это вовремя и максимально полноценно. Бывает так, что ученик быстро схватывает материал, и детская любознательность естественным образом требует новых знаний уже на более высоком уровне. В таком случае школа будущего должна быть готова с легкостью пойти навстречу ребенку. Так решается одна из основных проблем обучения в школе - мотивация. Как часто мы слышим о том, что детям не интересно посещать уроки по причине того, что им скучно. Но так бывает в двух случаях: либо очень сложно, либо слишком просто и все понятно. Для того, чтобы не приходилось «отсиживать» часы в ожидании перемены, школа будущего учитывает особенности и различия в детях. Кому-то нужно больше времени, кому - то меньше, а кому-то уже сегодня, к примеру, в пятом классе можно начать изучать материал седьмого. А почему бы и нет?
Школа будущего уходит от жестких оценок потенциала ребенка, которые зачастую отбивают желание выражать себя и задавать вопросы. А ведь дети должны задавать вопросы, а мы, учителя, их к этому побуждать.
Не стоит, возбуждая зависть, сравнивать одного ученика с другим. Нездоровая конкуренция и, как следствие, агрессия не способствуют возникновению столь необходимой атмосферы доброго сотрудничества на уроке.
В школе будущего появляются и новые формы урока, пространство организуется таким образом, чтобы буквально все вокруг стимулировало желание учиться, познать нечто новое.
3. Робот или душа?
В век расцвета компьютерных технологий роль различного рода гаджетов будет только расти. Относиться к этому можно по-разному, но это факт. И вот здесь главное понять, какого человека мы хотим воспитать?
Мир меняется быстрее, чем когда - либо. Мы видим, что уже сегодня традиционного усвоения знаний недостаточно. Многое из того, что связано с фактической информацией, переводом с одного языка на другой (не совершенным и все же), выполнением примитивной работы вроде доставки еды из ресторана, продуктов из магазина и т.п. в некоторых странах уже выполняется роботами. Зачем платить зарплату официанту, если есть робот, который не просит отпуска, еды, заменить его кем-то другим в случае болезни? И какая экономия!
Уже понятно, что в будущем многие профессии исчезнут из нашего обихода. Детям, а тем более внукам достанется другой мир, другая жизнь. Мир, в котором человеку придется в течение жизни освоить ни одну, а, может быть, несколько профессий. Интуитивно многие из нас уже давно понимают, что скорее всего, именно нам и предстоит быть теми, кто первыми испытают на себе эту новую технологическую перестройку.
Так что, немного перефразируя слова православного иеромонаха, духовного писателя Серафима Роуза хочется сказать: «Сегодня уже позже, чем кажется».
Давайте вспомним недавнее прошлое. В 2016 году на 46 форуме в Давосе прозвучала идея о том, что четвертая промышленная революция, связанная с интернетизацией и робототехникой, «изменит не то, что делают люди, а их самих». Одной из главных опасностей новых технологий, которые фундаментально меняют жизни людей, была названа «угроза лишиться души и сердца».
Есть над чем задуматься, не так ли?
Итак, в будущем человеку предстоит выдерживать конкуренцию с роботами и искусственным интеллектом. Который правильнее было бы называть имитацией интеллекта. Что же будет должен уметь человек, вышедший из школы, чтобы быть востребованным на рынке труда?
Сегодня в России продвигают так называемую «Систему 4К», которая изначально, кстати сказать, была создана для американской армии и включает в себя следующие навыки:
- Критическое мышление.
- Креативность.
- Коммуникация.
- Координация (сотрудничество).
Как мы видим, человеку остаются все те же уникальные, только ему присущие способности.
Однако, чего же нет в этом списке? О чем еще важно помнить?
На мой взгляд, важно помнить о том, что школа будущего помимо всего прочего и прежде всего должна воспитывать детей в парадигме нравственности.
Школа будущего должна предоставить четко сформулированную идею о том, какого человека мы воспитываем и почему? Что является нашими ценностями, такими ценностями, которые ни одна промышленная или какая бы то ни было революция, не в состоянии попрать.
Уже сегодня очень важно понять, что в новой реальности, в которой огромная роль будет отводиться компьютеризации, нам важно не потерять Человека. Школа же в свою очередь имеет дело с самым сенситивным периодом жизни каждого из нас. Используя по назначению блага цивилизации сегодня, нельзя заигрывать и заигрываться в технологии. На мой взгляд, гаджеты в школе должны использоваться исключительно в целях обучения, ограниченное время, которое считается безопасным для детской психики и здоровья в целом.
И тут мне хочется обратиться к самим школьникам. Задать им несколько простых вопросов. Почему, на ваш взгляд, те, кто стояли у истоков создания популярных сегодня гаджетов, ограничивали своих детей во времени, которое им разрешалось проводить за компьютером или айпадом?
Почему они нанимают своим детям учителей, а не сажают на 24 часа за экран компьютера?
Почему их дети изучают не один и не два иностранных языка, а гораздо больше уже сегодня или все еще сегодня, хотя есть электронные переводчики?
Почему они читают книги?
Почему их учат каллиграфии?
Почему?
Добиваясь доступности образования при помощи компьютерных технологий для всех, мы имеем оборотную сторону этого процесса: отсутствие личного контакта учителя с учеником, отсутствие личности учителя как таковой.
Не стоит забывать и о том, что учитель очень часто является единственным человеком, которому ребенок доверяет, у которого он может попросить помощи, с которым он хочет поговорить о самых непростых жизненных ситуациях. И ведь практически каждый из нас наверняка сможет вспомнить хотя бы одну историю, когда родители нуждались в совете учителя, как самого авторитетного человека в глазах ребенка, потому что сами уже не справлялись? Поэтому школа будущего не мыслима без учителя - человека.
4. Воспитание учителя
Учителей в свою очередь также необходимо воспитывать. В школе не может быть случайных людей. Отдаем ли мы себе сегодня отчет в том, с кем и с чем имеет дело педагог? Кому мы вверяем самое дорогое что есть у нас - наших детей? Думается мне, что не вполне.
В последние годы образ учителя сознательно дискредитировался. Прежде всего, по причине того, что школа стала оказывать услуги. А к обслуге, как известно, в обществе соответствующее отношение. По той еще причине, что в школу пошли косяком случайные люди, которых в денежные профессии просто не брали, а то и самим предлагали подрабатывать на стороне. Из-за всевозможных новомодных фильмов и ток-шоу, в которых учитель не властитель дум, но ничтожество и маргинал.
В школе не может быть лжи. Дети, в отличие от взрослых, которые уже успели научиться двуличию, моментально реагирует на малейший подвох, несправедливость и ложь. Учитель не только должен избегать лукавства, но и сам искренне верить в то, что он делает. Беззаветно любить свой предмет и детей. Отдаваться делу своей жизни, своему призванию. Призвание - какое прекрасное слово! Именно это понятие, думаю, стоит вернуть в школу будущего.
Начинать тут, безусловно, необходимо с высшей школы. И не в той её нынешней Болонской конструкции, когда выбор жизни и профессии можно поменять на полпути и заняться другим делом. И отсев на учителей будущего должен быть одним из самых жестких, самых суровых, оставляя для этой почти святой миссии самых преданных адептов педагогики. Сделать это при нынешнем состоянии педагогических вузов страны практически невозможно. Однако, будем верить, школа будущего к этому однажды придет.
Меняется прежде всего отношение учителя к своему труду, меняется уровень ответственности. Невольно вспоминается библейское: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (Обращаю внимание читателей, что, приводя здесь данную цитату, не имею ввиду ее истинный смысл, так как часто в миру ее трактуют неверно. Я же обыгрываю слово «Слово».)
Теперь «Богом» стали деньги, которые платятся за услугу. А «Богом» должно быть знание, доступное всем людям на планете Земля. Независимо от их материальных возможностей.
5. Смыслы жизни
Школе будущего, как бы это ни звучало высокопарно, необходима высшая миссия. Именно высшая и даже великая. Без идеалов, без примеров великих - человек не растет над собой. Не стремится вперед.
А ведь именно об этом необходимо говорить с детьми. И именно в школе. Возможно, кому-то это покажется лишним, но тут позволю себе напомнить слова Фридриха Ницше, который сказал, что: «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как». Так и дети, впитывая, что называется, с младых ногтей основы смыслов и предназначений собственной жизни, тем самым закаляются для будущих трудностей и невзгод, которые каждому из них, вне зависимости от социального положения, предстоит пережить.
В своей знаменитой речи 1972 года переживший ужасы нацистских концлагерей австрийский психиатр Виктор Франкл, говорит о том, что в Европе на каждого американца смотрят как на человека, который хочет много заработать. В действительности же, только 16% студентов главной проблемой и задачей в жизни видят хороший заработок. 78% американской молодежи были озабочены тем, чтобы как они сами выразились, «найти смысл и цель в жизни». Уверяю вас, что сегодняшние русские молодые люди озабочены поисками смыслов и собственной роли в будущем ничуть не меньше своих американских сверстников образца семидесятых годов. Поиски эти извечны. И не зависят ни от страны, ни от времени.
Вероятно, школа будущего может приобрести совершенно новые совсем непривычные для нас формы, ибо это будущее, и оно позволяет мечтать. Трудно создать нечто совершенно новое, если не позволять себе выходить за рамки привычного. Еще труднее строить новое, напрочь забывая о прошлом. Лишь бы в центре этого нового стоял человек, человек чьи душа, честь и достоинство ценятся превыше всего!