Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Обобщение по разделу

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: литературное чтение


Урок литературного чтения в 3-м классе.

Тип урока: «систематизации» знаний.

Дидактическая цель: создание условий для формирования умения переходить от частного к общему и наоборот, повторения изученных способов действий в рамках всей изучаемой темы.

Задачи по содержанию (обучающая, развивающая, воспитательная):

  • формируем у детей навыки выразительного чтения и развития речи
  • умения
    • определять содержание и главную мысль произведения
    • находить структурные части рассказа
  • Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления;
  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; гуманного отношения человека к животному миру; осмысления учащимися бездумного, жестокого отношения человека к природе.

Ход урока

Презентация

1. Самопределение (Слайды 1-2)

- Найдите спрятанные слова и постарайтесь определить тему урока.

ЧЛЧЕКЧЕЛОВЕКККЧЛЖИКЖПРПЖИРЖИВОТНЫЕКЕЖЛВ

- Взаимоотношение человека и животных. Обобщение по разделу

- Вспомним, в каком разделе мы читали о взаимоотношениях человека и животных?

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

- Откройте содержание учебника, найдите раздел. Подскажите, какое произведение не прочитано? (все прочитали)

3. Постановка учебной задачи, целей урока

- Чем займемся на сегодняшнем уроке? (Вспомним все произведения раздела, сравним их между собой)

4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

- Как мы можем сравнивать произведения?

- Верно. А все наши обобщения и выводы будем фиксировать в лэпбуках (моделях книг) (Приложение 1)

5. Реализация выбранного проекта

5.1. Литературный диктант. Работы с литературоведческими терминами Слайды 3-8

- Предлагаю вспомнить литературные понятия, которые нам встречались при изучении раздела в литературном диктанте.

(учитель диктует определения, дети записывают термины с последующей взаимопроверкой по эталону на доске)

- Если вы не допустили ни 1 ошибки в диктанте закрасьте первый листочек зелёным, если 1-3 ошибки - желтым, если больше трех - красным

5.2. Разгадывание ребусов. Работа с портретом героя (Слайды 9-13)

- Ребята, вспомните, пожалуйста, героев произведений, о которых мы читали в разделе «Люби все живое». Чтобы не забыть ни о ком из них вам помогут ребусы - в каждом ребусе спрятано имя героя. Работая в паре, узнав имя, подготовьтесь представить героя нашим гостям. (Приложение 2)

(на лэпбуках открываются конверты с именами главных героев рассказов)

- Какими героями можно дополнить каждый конверт? (Приложение 2.1)

5.3. Работа с названиями произведений (Приложение 3)

- Ребята, из каких же произведений эти герои? («Малька провинилась», «Листопадничек», «Он живой и светится», «Капалуха», «Про обезьянку»)

(на лэпбуках открываются закладки названий рассказов)

- Эти произведения принадлежат 1 автору?

5.4. Исследовательско-поисковая работа (специально подготовленные дети рассказывают из биографии автора, не называя его имени) (Приложение 4)

- Попробуйте узнать каждого автора по его биографии (дети рассказывают отрывок из биографии, а класс определяет автора)

(на лэпбуках открываются конверты с авторами рассказов)

5.5. Работа с жанрами произведений

- Какое из произведений можно назвать сказкой? (спутать со сказкой можно «Лстопадничек», потому что…)

- Остальные произведения - рассказы, потому что повествуют о событиях , эмоциях и переживаниях 1 героя.

- Если наши произведения рассказы, то какие структурные особенности должны в них быть? (завязка, развитие событий, кульминация, развязка)

ФИЗМИНУТКА (ПАНТАМИМА - УЧИТЕЛЬ НАЗЫВАЕТ ИМЯ ГЕРОЯ, ДЕТИ ИЗОБРАЖАЮТ)

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

6.1. Работа с книгой. Выборочное чтение. Слайд 14

- Ребята в нашем классе сегодня ВЕРНИСАЖ, где представлены «картины» к произведениям раздела «Люби все живое» Кто может объяснить значение слова?

- Вернисажем называли день накануне открытия выставки, в который художники завершали работу над картинами и покрывали работы лаком. В этот день они приглашали своих друзей или знакомых, которые могли подсказать, чего еще не хватает в экспозиции.

Со временем «вернисажем» стало открытие любой выставки - в галерее, музее или даже на ярмарке. В Санкт-Петербурге это слово из нарицательного превратилось в имя собственное: с 1990 года так называют площадь перед католическим храмом Святой Екатерины на Невском проспекте. Каждый день художники выставляют и продают здесь свои картины. В начале 1990-х в Москве тоже открыли «Вернисаж»: так называлась выставка-ярмарка изделий и предметов художественного и прикладного искусства в Измайлово. Здесь и в наши дни экспонируют свои работы художники, дизайнеры, ремесленники, кустари и другие представители творческих организаций.

- На нашем вернисаже (Приложение 5) сегодня выставляются «художественные полотна» наших одноклассников. Они посвящены произведениям нашего раздела «Люби всё живое». Помогите мне выбрать ту иллюстрацию, которая на ваш взгляд отражает момент:

1) Завязки в рассказе «Малька провинилась» и зачитайте отрывок

2) Кульминации рассказа «Он живой и светится» и зачитайте отрывок.

Какое средство художественной выразительности использовал автор, чтобы создать образ невероятного, завораживающего облика светлячка?

3) Развития событий в рассказе «Листопадничек» и зачитайте отрывок.

- Какую научно-познавательную информацию мы узнали из отрывка?

4) Развязки в рассказе «Яшка». Прочитайте отрывок к этой иллюстрации. Почему автор так заканчивает свой рассказ? Что он хотел сказать читателю?

- Если вы не допустили ни 1 ошибки в подборе отрывков, закрасьте второй листочек зелёным, если 1-2 ошибки - желтым, если больше трех - красным

6.2. Работа с пословицами к рассказам (деформированные пословицы) (Приложение 6)

- Ребята, у вас на партах конверты - в них прячутся пословицы. Соберите каждую пословицу и подумайте, к какому рассказу она подойдет.

- Если вы не допустили ни 1 ошибки в сборе пословиц, закрасьте третий листочек зелёным, если 1-2 ошибки - желтым, если больше двух - красным

6.3. Самостоятельная работа. Работа с отзывом и аннотацией

- Ребята, мы прочитали много произведений из раздела «Люби все живое». Какое из них вам понравилось больше других?

У вас на партах лежат цветные карточки с текстами и пропущенными словами в заголовке. Сейчас вам нужно будет их прочитать, а пропущенные слова в заголовках вписать.

(вставляют слова «аннотация» или «отзыв» в зависимости от содержания текста) (Приложение 7)

- Если вы верно определили аннотацию (отзыв) закрасьте 4 листочек зелёным, если ошиблись - красным

6.4. Работа над уровнем начитанности, расширения читательского круга. Слайд 15

- Ребята, составьте список произведений раздела «Люби все живое». Откройте свои читательские дневники и выпишите (назовите) из него 1-2 произведения, которыми можно продолжить наш список.

- Если вы верно составили список закрасьте 5 листочек зелёным, если допустили 1 ошибку или пропустили 1 произведение - желтым, если допустили 2 ошибки и более или пропустили 2произведенияи более - красным.

- Если вам удалось из читательского дневника дополнить список хотя бы 1 произведением закрасьте еще 2 зеленых листочка.

- Какие слова «Маленького принца» подойдут нашему разделу? (Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили)

Обобщение

- Итак, ребята, мы вспомнили все произведения из раздела. Что же в них общего (тема, жанр) Чем различаются?

7. Рефлексия деятельности «Дерево успеха»

(Приложение 8). Выставление оценок

- Понравился ли вам урок?

- Посчитайте на своем дереве все зелёные листочки (жёлтые, красные). Встаньте те, у кого зелёных листочков 5 или больше. Вам сегодня можно поставить «5». У кого 4 зелёных, но он делал на уроке сообщение об авторе или о герое - тоже «5», у кого зелёных 4 и на уроке он не отвечал устно совсем - вам «4», у кого из вас 3 зелёных листика и были устные правильные ответы - тоже «4», у кого из вас 3 зелёных листика и не было устные правильные ответы - тоже «4».