Технологии повышения эффективности коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в соответствии с ФАОП ДО

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, здоровьесберегающая технология, здоровьесберегающие технологии, игровые технологиии


С каждым годом наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами речевых нарушений. Наряду с усложнением нарушений произносительной стороны речи отмечается низкий уровень развития фонематических процессов, лексико-грамматических категорий и связной речи. Речевые проблемы часто отрицательно влияют на полноценность всестороннего развития ребенка, вызывают психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствуют развитию застенчивости, нерешительности и низкой самооценки. Если вовремя не уделить должного внимания устранению речевых нарушений, они переходят в стойкий дефект и могут негативно сказаться на обучении в школе, на выборе профессии. Между тем новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе, приводят к необходимости использования новых методов и технологий, которые способствовали бы более успешному коррекционному процессу. Оптимизировать работу с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии использую на всех этапах коррекционной работы.

На этапе развития мелкой моторики это пальчиковая гимнастика, которая является неотъемлемой частью каждого занятия и предшествует речевой активности детей. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение. Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок и тренажер «Травка» - высокоэффективные и доступные методы самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук.

Очень хорошо зарекомендовали себя кинезеологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие. Когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

На этапе развития моторики речевого аппарата это артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой. Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Особенно эффективен данный прием в работе с детьми с дизартрией, заиканием, органическими поражениями ЦНС. Для коррекции этих форм речевой патологии необходим логопедический массаж. Массажные программы составляю с учетом степени и выраженности дефекта, применяя различные виды массажа: классический, зондовый, массаж биологически активных точек. Наряду с этими видами массажа обучаю детей приемам самомассажа, которые могут проводиться дома, усиливая и дополняя действие основного массажа.

Особое внимание хочу уделить игровым технологиям, которые, способствуя созданию благоприятного психологического климата и положительных эмоций на занятиях, позволяют избежать повышенной утомляемости детей. Представленные игровые пособия позволяют добиться положительного эмоционального фона и повысить эффективность коррекционного воздействия на этапе проведения артикуляционной гимнастики, на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Артикуляционная гимнастика, особенно на начальных этапах работы по коррекции звукопроизношения, представляет для многих детей значительные трудности, требуя определенной длительности и кратности в выполнении упражнений. Преодолеть барьер: «Не получается никак, ну и не буду» помогают комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для всех групп звуков. С Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций, например, выполняя упражнение «Блинчик»: «Сегодня мы напечём блинов для друзей Язычка, а завтра приготовим их для мам и бабушек в честь 8 Марта…»

На следующем занятии те же упражнения помогают преодолеть все препятствия в игре «Помоги Язычку вернуться домой»

I вариант: Язычку, чтобы добраться домой, необходимо преодолеть встречающиеся на его пути препятствия - выполнить тот или иной комплекс упражнений, в зависимости от ставящегося звука. На каждое упражнение, представленное картинкой - символом, придумывается условно-игровая ситуация.

II вариант: Ребенок, опираясь на картинки - символы, сам вспоминает упражнения , входящие в комплекс, выбирает последовательность выполнения упражнений и воспроизводит его с учетом всех требований.

Игра-упражнение: «Дятлы перестукиваются»

Игра помогает отработать многократное и длительное произнесение звука Д..Д..Д… за верхними зубами. Это упражнение, являясь одним из способов постановки звука [Р], с трудом дается многим детям, особенно детям дизартрикам, на начальных этапах работы. Выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих на разных концах дерева (в роли одного из дятлов может выступать сам логопед). Движущиеся фигурки дятлов и возможность получить большее количество червячков повышают мотивацию ребенка, обеспечивает необходимую длительность и кратность выполнения, а сочетание речи с движением руки стимулируют работу моторных зон головного мозга.

Автоматизация звуков - один из монотонных, утомительных и часто сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционной работы. Превратить его в увлекательное занятие помогают объемные логопедические пособия с движущимися персонажами и фигурками.

Для изолированной отработки звуков [С], [З] использую игру «Пильщики». Ребенок произносит звук [С] или звук [З], одновременно распиливая бревно, если звук искажается или произносится недостаточно длительно, результат не достигается и бревно остается не распиленным.

Изолированное произношение звуков [Ш] и [Ж] автоматизирую с помощью игры «Улитка». Ребенок произносит звук [Ш] или [Ж] силой воздушной струи, продвигая шарик по спирали «улитки». Эта игра также может использоваться для выработки длительной воздушной струи направленной посередине языка.

Игра: «Самолетики» помогает отработать изолированное произношение звуков [Л],[Р]. Самолет летит только при правильном произнесении отрабатываемого звука. При искажении звука или недостаточной длительности произнесения полет прерывается и самолетик летит вниз - планирует или разбивается.

Для автоматизации поставленных звуков в словах использую игры: «Альпинист» и «Автодром». В игре «Альпинист» при правильном произнесении автоматизируемого звука в заданной позиции фигурка альпиниста поднимается по склону на один уступ. Если звук в слове воспроизведен ребенком неправильно, фигурка альпиниста остается на месте. Если звук в слове произнесен неправильно два раза подряд, альпинист спускается на предыдущую позицию. Достигнув вершины, альпинист устанавливает на ней флаг победителя и спускается по противоположному склону. Условия спуска те же.

В игре «Автодром» при правильном произнесении автоматизируемого звука в слове машинка продвигается вперед на одно деление (сто метров), при искажении - стоит на месте. Если звук в одном и том же слове искажается два раза подряд, машинка возвращается назад на одно деление. Задача ребенка добраться до финиша по заданной стрелочками траектории и получить кубок победителя.

Игру «Фонетическая рыбалка» использую для автоматизации и дифференциации смешиваемых групп звуков.

I вариант: Ребенок вылавливает картинку - рыбку и, в зависимости от этапа автоматизации и поставленной задачи:

  • называет предмет и определяет, есть ли в данном слове автоматизируемый звук;
  • называет предмет, правильно проговаривая автоматизируемый звук;
  • определяет, в какой позиции: в начале, в середине или в конце слова находится автоматизируемый звук.

II вариант: Ребенок называет предмет, изображенный на картинке, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

«Домик Звуков» - игра многофункциональная. Съемные окошки и кармашки для картинок позволяют придумать множество игровых ситуаций и решить любую коррекционную задачу.

Практика показывает, что применение здоровьесберегающих технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию здоровья детей.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство-Пресс», 2001.
  2. Блыскина И.Б. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2004.
  3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной активности у детей. М., 1999.
  4. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. - СПб., Издательский дом «Литера», 2004.
  5. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., Сфера, 2001.
  6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М., Арктур, 1999.