Формирование коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе общения со сверстниками

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Человеческое общество невозможно представить без общения. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начальных коллективных взаимоотношений детей.

Коммуникативная компетентность - это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни дошкольника, это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе.

Значение коммуникативной компетентности для дошкольника очень велико: во-первых, она влияет на овладение различными знаниями, во- вторых, на процесс адаптации ребенка в детском саду, а в дальнейшем и в школе. Если ребенок легко находит общий язык со сверстниками, то он будет испытывать эмоциональное благополучие, психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем возможен переход в асоциальные формы поведения.

Очень важное место в коммуникативной компетенции занимают собственно коммуникативные умения и навыки - выбрать нужную языковую форму, способ выражения. Это, во-первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Во-вторых, место общения. Третий, очень важный компонент речевой ситуации - цель и намерения говорящего. Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки - это умения и навыки речевого общения с учетом того, с кем мы говорим, где говорим и, наконец, с какой целью.

Здесь отдельно стоит коснуться вопроса диалогической речи. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

  1. Речевые умения: вступать в общение, поддерживать и завершать его, соглашаться либо возражать, доказывать свою точку зрения, высказываться, соблюдая интонацию диалога.
  2. Умения речевого этикета: здороваться и прощаться, пользуясь синонимическими формулами (добрый день, всего хорошего), высказывать просьбу, предложение, пожелание, умение правильно пригласить, согласиться, отказаться и т.д.
  3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
  4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
  5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.

В ходе обучения можно использовать разнообразные методы:

  1. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации). Например, Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Почта», «Радио», «Гости» и другие. Принимая на себя различные роли, дети вступают в коммуникативное взаимодействие друг с другом, учатся договариваться, добиваться общей цели. Словесные дидактические игры: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем», «Согласен - не согласен», «На ком прекратится беседа», «Не говорить "да" и "нет"», «Бывает - не бывает». Подвижные игры, содержащие диалоги: «Коршун», «Гуси-гуси», «Краски», «Карусель», «Два Мороза» и др. Игры-инсценировки и игры-драматизации: «Путаница» (инсценировка по сказке К.Чуковского), «Смешные диалоги», «Чай вприглядку», «Добрая бабушка».
  2. Прием словесных поручений. Например: попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, попросить у сверстника книгу, рассказать о выполненном поручении.
  3. Специально организованные речевые ситуации. Примерные темы ситуаций: два мальчика поссорились - помири их; тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы попроси его; ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка - пожалей его; ты очень обидел своего друга - попробуй попросить у него прощения, помириться с ним; ты пришёл в новую группу - познакомься с детьми и расскажи о себе.
  4. Чтение литературных произведений. «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Серебряное копытце» П.Бажова, «Заколдованная буква» В.Драгунского, «Бременские музыканты» (Пересказ А.Введенского, под ред. С.Маршака) братьев Гримм и так далее.
  5. 5.Совместная деятельность. Примеры совместной деятельности дошкольников: участие детей в инсценировки сказки, коллективная аппликация, украшение групповой комнаты к празднику, совместное конструирование из строительного материала по заданной теме, участие детей в празднике, сбор игрушек после прогулки и так далее.
  6. Коллективные разговоры. Примеры тем бесед с детьми: «Как нужно вести себя во время разговора?»; «Как правильно приветствовать друг друга?»; «Наши четвероногие друзья»; «Обитатели городского парка»; беседы о профессиях, беседы о природных явлениях.
  7. Интерес представляет прием комментированного рисования. К примеру, воспитатель сообщает детям, что хочет нарисовать картину о том, как дети сегодня гуляли. Предлагает детям рассказать о каждом из них. Побуждает к коммуникативным действиям: «Узнай у Саши, почему…», «Поинтересуйся у Иры, где….», «Задай Тане вопрос, куда…», «Спроси у Сережи…», «Поделись с Петей новостью, расскажи…», «Анечка, теперь ты будешь спрашивать. С кем ты хочешь поговорить? Спроси у него, в какую игру он играл?». Таким образом, воспитатель побуждает детей вступать в активное общение друг с другом, соблюдая основные принципы ведения диалога.

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. Развитие диалогического общения/ Арушанова А.Г. - М., 2005.
  2. Арушанова А.Г. Истоки диалога/ Арушанова А.Г. - М., 2004.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/ Лисина М.И. - М., 1986.
  4. Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности/ Рудик О.С. - М., 2009.
  5. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте/ Эльконин Д.Б. - М., 1958.