Пояснительная записка
Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок.
Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.
Подросток на этапе взросления особенно нуждается в позитивном примере и ответственном влиянии. В его жизни есть, конечно, значимые люди: родители, учителя, тренеры... Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто друзьями. Роль же наставника гораздо шире - она объединяет все эти функции, чтобы помочь подростку и поддержать его в поиске личных жизненных целей и способов их достижения.
Особого внимания требуют подростки «группа риска», состоящие на разных видах учета. Именно они стали наставляемыми при внедрении наставничества в МАОУ СШ №1.
Международные и российские исследования показывают, что процесс наставничества будет эффективным, если он концептуально и методологически проработан и представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой (объект, субъект, формы, средства, методы, результат) и временем, необходимым для ее осуществления. Предлагаемая программа описывает систему наставничества в МАОУ СШ №1.
Основным нормативным документом для разработки и реализации Программы стало Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145"Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".
Принципами реализации Программы стали:
- Принцип системного подхода предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов.
- Принцип комплексного подхода. Комплекс - это совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.
- Принцип личностно-ориентированного подхода, Основан на идеях о деятельностной модели формирования личности. В рамках личностно-ориентированного подхода личность рассматривается как активный субъект деятельности, включенный в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. Личность, согласно этому подходу, развивается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. «Развитие» в данном контексте понимается как качественные и количественные позитивные изменения.
Принципы могут применяться как к работе отдельного наставника, так и к Программе в целом.
Актуальность, нормативные основания и принципы определяют цель реализации Программы: создание условий для формирования эффективной системы поддержки детей «группы риска», способствующей их самоопределению и минимизации негативных факторов, влияющих на причины их девиантного поведения.
Задачи:
- Подготовка условий для запуска Программы.
- Формирование базы наставляемых.
- Формирование базы наставников, обеспечение повышения квалификации.
- Формирование наставнических пар и/или групп.
- Организация практической деятельности наставников и наставляемых.
- Оценка результата реализации Программы.
Этапы реализации программы:
1 этап - подготовка условий для запуска программы - сентябрь-октябрь, 2020 г:
- назначение координатора Программы;
- подбор группы кураторов, их мотивация и обучение;
- обучение кураторов;
- поиск внешних партнеров;
- создание инициативной группы для разработки сценария и проведения мотивационной сессии с партнерами и участниками Программы;
- изучение НПБ педколлективом при помощи смысловых стратегий работы с текстом;
- бенчмаркинг - изучение лучших практик наставничества;
- продумать показатели и критерии успешной реализации Программы;
- отражение информации на сайте школы.
2 этап - формирование базы наставников -ноябрь-декабрь, 2020 г:
- анкетирование педколлектива и партнеров на роль наставников, предоставление возможности для самовыдвижения;
- анализ деятельности и возможностей потенциальных наставников по принципу «умею-научу»;
- индивидуальное собеседование с наставниками в форме развивающих бесед;
- определение групп наставников по темам и проблемам.
3 этап - отбор и обучение наставников - ноябрь-декабрь, 2020 г:
- выявление профессиональных затруднений;
- повышение квалификации наставников как внутрикорпоративное (тренинги на командное взаимодействие, развивающие беседы, мотивационные сессии), так и внешнее (курсы ПК, вебинары);
- создание СОПов (регламенты, циклограммы, инструкции и т.д.);
- рефлексивные круглые столы по итогам обучения наставников, вручение сертификатов наставника.
4 этап - формирование наставнических пар/групп - январь, 2021 г:
- организация фасилитационной сессии по формированию пар и взаимодействию;
- организация стратегических сессий по выстраиванию маршрута наставничества;
- заполнение документации наставничества (план, дневник, карта, маршрут и т.п.)
5 этап - подведение итогов наставничества - май-июнь, 2021 года.
- организация рефлексивных круглых столов для наставляемых и наставников;
- определение положительных результатов и проблемных задач;
- выстраивание стратегических планов на 2021-2022 учебный год (по содержанию, по технологиям взаимодействия, по составу наставников и наставлемых и т.д.)
Ключевые понятия
- Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
- Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
- Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
- Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
- Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
- Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
- Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Формирование базы наставляемых: сбор данных
Реализация наставнической программы происходит через работу с базой наставляемых.
Формирование этих баз осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, учителями-предметниками и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях подростков - будущих участников программы.
Основная задача заключается в выявлении конкретных проблем обучающихся образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества. Среди таких проблем могут быть низкая успеваемость, буллинг, отсутствие мотивации у обучающихся, отсутствие внеурочной и досуговой составляющей в жизни обучающихся, подавленность подростков из-за неопределенных перспектив и ценностной дезориентации и т.д.
Формирование базы наставляемых из числа обучающихся:
- демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- имеющих проблемы с поведением;
- не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива
Характеристика наставляемых:
- Пассивные обучающиеся, демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты.
- Обучающиеся, имеющие проблемы с учебой и поведением, не мотивированные, не умеющие строить свою образовательную и профессиональную траекторию.
- Пассивные ученики, социально или ценностно - дезориентированные, не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива.
- Дети с ОВЗ.
- Дети, находящиеся на индивидуальном обучении.
- Новый ученик в классе.
Мероприятия:
- Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.
- Сбор и систематизация наставником проблемных вопросов наставляемых.
Значимая часть работы посвящена мониторингу, который на этом этапе заключается в сборе и систематизации проблемных вопросов наставляемых.
Для составления полной картины следует выделить основные направления сбора данных, в частности: академические успехи, развитие компетенций, личностные характеристики.
Рекомендуется использовать разные каналы получения данных: интервью с родителями и классными руководителями, профориентационные тесты, методики определения самооценки, уровня тревожности, уровня развития метанавыков и другие.
Результатом этапа является сформированная база наставляемых.
Формирование базы наставников: отбор и обучение
Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку «группы риска».
Задачи наставника:
- установление контакта с подростком и с другими специалистами;
- обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе;
- изучение социально-бытовых условий подростка;
- отслеживание социальных контактов;
- формирование ближайшего окружения;
- помощь в получении образования;
- развитие кругозора;
- правовая поддержка;
- помощь в организации досуга;
- контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться);
- помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка;
- помощь в конфликтных ситуациях в школе, в семье, с друзьями;
Алгоритм составления «Базы наставников»:
- Проведение мероприятия (круглый стол) для информирования и вовлечения потенциальных наставников.
- Проведение анкетирования среди потенциальных наставников (приложение 1).
- Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
- Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога).
- Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
- Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи (приложение 2).
- Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары.
- Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.
- Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников.
- Информирование участников о сложившихся парах/группах.
- Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп».
- Организовать «Школу наставников» и провести обучение.
- Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников.
- Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения.
Организация работы наставнических пар: формат взаимодействия и обратной связи
Программа наставничества - комплекс мероприятий и действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Формы наставничества: «Учитель-ученик».
Подготовка условий для запуска программы наставничества:
- Обеспечить нормативно-правовое оформление наставничества;
- Информировать коллектив, обучающихся и их родителей (законных представителей) о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся;
- Сформировать команду и выбрать куратора, отвечающего за реализацию программы;
- Определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
- Сформировать дорожную карту внедрения целевой модели наставничества, определить необходимые для реализации ресурсы.
Организация работы наставнических пар
Основные критерии: профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; у наставнической пары должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.
Главная задача - закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.
Работа в каждой паре или группе включает:
- встречу-знакомство;
- пробную рабочую встречу;
- встречу-планирование;
- комплекс последовательных встреч с обязательным заполнением форм обратной связи;
- итоговую встречу.
Основная работа наставника происходит в течение последовательных встреч с наставляемым после определения четких целей и задач, достижение и решение которых запланированы к концу программы наставничества.
Формы работ с наставляемыми
- Беседа.
- Консультации.
- Совет.
- Разбор проблемы.
- Совместная деятельность.
- Экскурсии.
- Встречи.
Дорожная карта по реализации комплексной программы по внедрению наставничества в МАОУ СШ №1 им. И.И.Марьина
План работы по реализации программы на 2020-2021 гг.
Планируемые результаты внедрения Программы. Форма отчетности
Планируемые результаты внедрения Программы:
- измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования;
- рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
- улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
- практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
- измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
- привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.
Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающегося общеобразовательной организации:
- низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость;
- отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
- невозможность качественной самореализации в рамках школьной программы;
- отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
- низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
- кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
- конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
- отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
- высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых обучающихся;
- падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
- проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
Информационные источники
- Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю.Синягиной, Т.Ю.Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".