Комплексная программа по внедрению наставничества

Разделы: Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Пояснительная записка

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении. Это древнейшая форма обучения старшими младших прикладным знаниям, необходимому поведению, инструментальным навыкам, формирования у них жизненных ценностей и позитивных установок.

Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие на формирующуюся личность, направленное на ее образование, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому.

Подросток на этапе взросления особенно нуждается в позитивном примере и ответственном влиянии. В его жизни есть, конечно, значимые люди: родители, учителя, тренеры... Они воспитывают его, являются его защитниками, советчиками и просто друзьями. Роль же наставника гораздо шире - она объединяет все эти функции, чтобы помочь подростку и поддержать его в поиске личных жизненных целей и способов их достижения.

Особого внимания требуют подростки «группа риска», состоящие на разных видах учета. Именно они стали наставляемыми при внедрении наставничества в МАОУ СШ №1.

Международные и российские исследования показывают, что процесс наставничества будет эффективным, если он концептуально и методологически проработан и представляет собой целостную систему деятельности с четко определенной целью, логической структурой (объект, субъект, формы, средства, методы, результат) и временем, необходимым для ее осуществления. Предлагаемая программа описывает систему наставничества в МАОУ СШ №1.

Основным нормативным документом для разработки и реализации Программы стало Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145"Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".

Принципами реализации Программы стали:

  • Принцип системного подхода предполагает разработку и реализацию программы наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов.
  • Принцип комплексного подхода. Комплекс - это совокупность составных частей какого-то явления или процесса, которые взаимно дополняют, обогащают и обеспечивают его цельное качественное существование или функционирование.
  • Принцип личностно-ориентированного подхода, Основан на идеях о деятельностной модели формирования личности. В рамках личностно-ориентированного подхода личность рассматривается как активный субъект деятельности, включенный в сложную систему полисубъектных «субъект-субъектных» и «субъект-объектных» отношений. Личность, согласно этому подходу, развивается в деятельности, в условиях социализации индивида и целенаправленного воспитания. «Развитие» в данном контексте понимается как качественные и количественные позитивные изменения.

Принципы могут применяться как к работе отдельного наставника, так и к Программе в целом.

Актуальность, нормативные основания и принципы определяют цель реализации Программы: создание условий для формирования эффективной системы поддержки детей «группы риска», способствующей их самоопределению и минимизации негативных факторов, влияющих на причины их девиантного поведения.

Задачи:

  • Подготовка условий для запуска Программы.
  • Формирование базы наставляемых.
  • Формирование базы наставников, обеспечение повышения квалификации.
  • Формирование наставнических пар и/или групп.
  • Организация практической деятельности наставников и наставляемых.
  • Оценка результата реализации Программы.

Этапы реализации программы:

1 этап - подготовка условий для запуска программы - сентябрь-октябрь, 2020 г:

  • назначение координатора Программы;
  • подбор группы кураторов, их мотивация и обучение;
  • обучение кураторов;
  • поиск внешних партнеров;
  • создание инициативной группы для разработки сценария и проведения мотивационной сессии с партнерами и участниками Программы;
  • изучение НПБ педколлективом при помощи смысловых стратегий работы с текстом;
  • бенчмаркинг - изучение лучших практик наставничества;
  • продумать показатели и критерии успешной реализации Программы;
  • отражение информации на сайте школы.

2 этап - формирование базы наставников -ноябрь-декабрь, 2020 г:

  • анкетирование педколлектива и партнеров на роль наставников, предоставление возможности для самовыдвижения;
  • анализ деятельности и возможностей потенциальных наставников по принципу «умею-научу»;
  • индивидуальное собеседование с наставниками в форме развивающих бесед;
  • определение групп наставников по темам и проблемам.

3 этап - отбор и обучение наставников - ноябрь-декабрь, 2020 г:

  • выявление профессиональных затруднений;
  • повышение квалификации наставников как внутрикорпоративное (тренинги на командное взаимодействие, развивающие беседы, мотивационные сессии), так и внешнее (курсы ПК, вебинары);
  • создание СОПов (регламенты, циклограммы, инструкции и т.д.);
  • рефлексивные круглые столы по итогам обучения наставников, вручение сертификатов наставника.

4 этап - формирование наставнических пар/групп - январь, 2021 г:

  • организация фасилитационной сессии по формированию пар и взаимодействию;
  • организация стратегических сессий по выстраиванию маршрута наставничества;
  • заполнение документации наставничества (план, дневник, карта, маршрут и т.п.)

5 этап - подведение итогов наставничества - май-июнь, 2021 года.

  • организация рефлексивных круглых столов для наставляемых и наставников;
  • определение положительных результатов и проблемных задач;
  • выстраивание стратегических планов на 2021-2022 учебный год (по содержанию, по технологиям взаимодействия, по составу наставников и наставлемых и т.д.)

Ключевые понятия

  • Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
  • Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
  • Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
  • Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
  • Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
  • Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
  • Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Формирование базы наставляемых: сбор данных

Реализация наставнической программы происходит через работу с базой наставляемых.

Формирование этих баз осуществляется классными руководителями, социальным педагогом, учителями-предметниками и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях подростков - будущих участников программы.

Основная задача заключается в выявлении конкретных проблем обучающихся образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества. Среди таких проблем могут быть низкая успеваемость, буллинг, отсутствие мотивации у обучающихся, отсутствие внеурочной и досуговой составляющей в жизни обучающихся, подавленность подростков из-за неопределенных перспектив и ценностной дезориентации и т.д.

Формирование базы наставляемых из числа обучающихся:

  • демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавших в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющих проблемы с поведением;
  • не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива

Характеристика наставляемых:

  • Пассивные обучающиеся, демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты.
  • Обучающиеся, имеющие проблемы с учебой и поведением, не мотивированные, не умеющие строить свою образовательную и профессиональную траекторию.
  • Пассивные ученики, социально или ценностно - дезориентированные, не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива.
  • Дети с ОВЗ.
  • Дети, находящиеся на индивидуальном обучении.
  • Новый ученик в классе.

Мероприятия:

  • Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощью наставничества.
  • Сбор и систематизация наставником проблемных вопросов наставляемых.

Значимая часть работы посвящена мониторингу, который на этом этапе заключается в сборе и систематизации проблемных вопросов наставляемых.

Для составления полной картины следует выделить основные направления сбора данных, в частности: академические успехи, развитие компетенций, личностные характеристики.

Рекомендуется использовать разные каналы получения данных: интервью с родителями и классными руководителями, профориентационные тесты, методики определения самооценки, уровня тревожности, уровня развития метанавыков и другие.

Результатом этапа является сформированная база наставляемых.

Формирование базы наставников: отбор и обучение

Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку «группы риска».

Задачи наставника:

  • установление контакта с подростком и с другими специалистами;
  • обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе;
  • изучение социально-бытовых условий подростка;
  • отслеживание социальных контактов;
  • формирование ближайшего окружения;
  • помощь в получении образования;
  • развитие кругозора;
  • правовая поддержка;
  • помощь в организации досуга;
  • контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться);
  • помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка;
  • помощь в конфликтных ситуациях в школе, в семье, с друзьями;

Алгоритм составления «Базы наставников»:

  • Проведение мероприятия (круглый стол) для информирования и вовлечения потенциальных наставников.
  • Проведение анкетирования среди потенциальных наставников (приложение 1).
  • Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых.
  • Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога).
  • Организация групповой встречи наставников и наставляемых.
  • Проведение анкетирования на предмет предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи (приложение 2).
  • Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары.
  • Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.
  • Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников.
  • Информирование участников о сложившихся парах/группах.
  • Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации. Издание приказа «Об утверждении наставнических пар/групп».
  • Организовать «Школу наставников» и провести обучение.
  • Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников.
  • Составление планов индивидуального развития наставляемых, индивидуальные траектории обучения.

Организация работы наставнических пар: формат взаимодействия и обратной связи

Программа наставничества - комплекс мероприятий и действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Формы наставничества: «Учитель-ученик».

Подготовка условий для запуска программы наставничества:

  • Обеспечить нормативно-правовое оформление наставничества;
  • Информировать коллектив, обучающихся и их родителей (законных представителей) о подготовке программы, собрать предварительные запросы обучающихся;
  • Сформировать команду и выбрать куратора, отвечающего за реализацию программы;
  • Определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
  • Сформировать дорожную карту внедрения целевой модели наставничества, определить необходимые для реализации ресурсы.

Организация работы наставнических пар

Основные критерии: профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых; у наставнической пары должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.

Главная задача - закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре или группе включает:

  • встречу-знакомство;
  • пробную рабочую встречу;
  • встречу-планирование;
  • комплекс последовательных встреч с обязательным заполнением форм обратной связи;
  • итоговую встречу.

Основная работа наставника происходит в течение последовательных встреч с наставляемым после определения четких целей и задач, достижение и решение которых запланированы к концу программы наставничества.

Формы работ с наставляемыми

  1. Беседа.
  2. Консультации.
  3. Совет.
  4. Разбор проблемы.
  5. Совместная деятельность.
  6. Экскурсии.
  7. Встречи.

Дорожная карта по реализации комплексной программы по внедрению наставничества в МАОУ СШ №1 им. И.И.Марьина

План работы по реализации программы на 2020-2021 гг.

Планируемые результаты внедрения Программы. Форма отчетности

Планируемые результаты внедрения Программы:

  • измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования;
  • рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
  • улучшение психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;
  • практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;
  • измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций;
  • привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных и социальных программ субъекта Российской Федерации и конкретных образовательных организаций благодаря формированию устойчивых связей между образовательными организациями и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Внедрение целевой модели наставничества может повлиять в том числе на решение следующих проблем обучающегося общеобразовательной организации:

  • низкую мотивацию к учебе и саморазвитию, неудовлетворительную успеваемость;
  • отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации;
  • невозможность качественной самореализации в рамках школьной программы;
  • отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции;
  • низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей;
  • кризис самоидентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров;
  • конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение;
  • отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
  • высокий порог вхождения в образовательные программы, программы развития талантливых обучающихся;
  • падение эмоциональной устойчивости, психологические кризисы, связанные с общей трудностью подросткового периода на фоне отсутствия четких перспектив будущего и регулярной качественной поддержки;
  • проблемы адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.

Информационные источники

  1. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н.Ю.Синягиной, Т.Ю.Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.
  2. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися".