Цель урока: познакомить с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.
Задачи урока:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- совершенствовать умение решать задачи изученных видов, задачи, связанные с повседневной жизнью;
- развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме, схеме, карте;
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе;
- учить применять приобретаемые умения в повседневной жизни.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД:
- выбирать прием вычисления, выполнения действия;
- понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;
- различать и использовать разные приемы и алгоритмы вычисления;
- читать информацию, представленную в разных формах;
- извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные на диаграмме.
Коммуникативные УУД:
- строить речевые высказывания для решения задач;
- использовать математическую символику для составления числовых выражений;
- выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим;
- договариваться о распределении обязанностей в совместном труде.
Регулятивные УУД:
- проверять ход и результат выполнения действия;
- вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять.
Личностные УУД:
- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся проверяют готовность к уроку. <Приложение1> Слайд 1
Дети читают и объясняют смысл появившейся на доске пословицы: «Знания не даются без старания!» Учащиеся настраиваются на работу. В рабочих тетрадях делают необходимые для работы записи.
Слайд 2
- Ребята, как вы понимаете слова С.Я.Маршака
«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет»?
(Возможные варианты ответов: «Добрый ум - это когда мысли человека приносят добро, когда в голове рождаются добрые фантазии», «умное сердце» - это когда нет зла, это мудрое сердце»)
- Желаю, чтобы у вас был добрый ум и умное сердце. А сегодняшний урок не только углубит и расширит ваши знания математики, но и даст вам возможность узнать много нового и интересного об окружающем мире.
2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
Блиц-опрос. Слайд 3
- Сколько хвостов у 8 коров? (8)
- Сколько рогов у 15 козлов? (30)
- Сколько ушей у 20 мышей? (40)
- Сколько носов у 14 псов? (14)
- Сколько хвостов у семи китов? (7)
- На 2 руках 10 пальцев, а Сколько пальцев на 10 руках?
- Молодцы! Продолжим разминку. Слайд 4
Комар делает крыльями 1000 взмахов в секунду, это в 5 раз больше, чем делает пчела. Сколько взмахов в секунду делает пчела? (200 взмахов в секунду делает пчела)
Слайд 5
Масса бурого медведя 200 кг, а белого медведя - в 3 раза больше. Чему равна масса белого медведя? (Масса белого медведя равна 600 кг)
- Думаю, вам будет интересно! Слайд 6
Следы бурого медведя достаточно легко распознать среди следов других животных. Этот тяжеловес не может пройти незамеченным. Отпечатки передних лап в длину достигают 25 см, а в ширину до 20. Задние лапы в длину могут достигать 30 см, а в ширину - 15 см.
Кому сложно представить размеры следов медведя, возьмите линейки!
- А теперь работаем в группах. Идем по следам медведя. Вам необходимо восстановить цепочку вычислений и найти на магнитной доске слово с количеством букв, как в получившемся ответе. Прикрепите это слово в центре зеленой доски.
Класс делится на 3 группы (ряд - группа) и выполняет задание. <Приложение2> <Рисунок1>
На магнитной доске слова: алгоритм, умножение, трехзначное, овладевать, учиться.
В результате дети выбирают 3 слова: алгоритм, умножение, трехзначное. Слайд 7
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Запишите тему урока на своих рабочих листах. <Приложение3>
Тема: «Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное»
- Оставшиеся слова помогут сформулировать задачи на урок. Воспользуйтесь опорными словами, которые вы видите на слайде. Слайд 8
3. Работа над новым материалом
- Рассмотрите выражения.
Слайд 9
- Что общего в этих записях (умножение, одинаковый второй множитель, цифры). Чем отличаются?
- Расскажите, как будем умножать? Учитель записывает под диктовку решение на доске. Рисует вокруг этого примера змейку.
45 х 3= (40+5) х 3= 40 х 3+5 х 3=120+15=135 Слайд 10
- Да, получилась очень длинная запись.
Пусть и у вас будет своя змейка.
Мы каждый день рассматриваем все более трудные примеры умножения трёхзначного числа на однозначное.
Попробуйте умножить 245 на 3. Запишите решение на рабочих листах. <Приложение3>
Кто может объяснить? Слайд 11
(Примерный ответ:
- 245 х 3.
- Разобьем 245 на сумму разрядных слагаемых 200 + 40 + 5.
- Сумму разрядных слагаемых 200, 40 и 5 умножим на 3.
- Раскроем скобки и каждое из слагаемых умножим на 3.
- Получится сумма 600, 120 и 15. Эта сумма равна 735.)
- Удобна ли такая запись? Длинная, как змея. Свернем нашу змейку. Учитель скручивает игрушку-змею в клубок.
- Как можно уменьшить размер записи? (Записать пример столбиком.)
- Таких трудных примеров мы еще не решали. Кто-то сможет прокомментировать? Слайды 12-14
(Примерный ответ:
- Записываем число 245.
- Под ним записываем число 3. Единицы записываем под единицами.
- Умножаем единицы: 5 х 3.
- Записываем под чертой ответ 5. 1 десяток запоминаем.
- Умножаем десятки: 4 десятка умножаем на 3, прибавляем еще 1 десяток равно 13 десятков.
- Записываем под чертой ответ: 3 десятка. А одну сотню запоминаем.
- Умножаем сотни: 2 сотни умножаем на 3.
- Записываем под чертой ответ: 6 сотен да еще 1 сотня получится 7.
- Читаем ответ: 735.)
- Какой способ удобнее?
- Поработаем в тетрадях. Клетки в ваших тетрадочках меньше, чем на рабочем листе. Пишите цифры аккуратно. Каждая цифра - в своем домике!
Давайте попробуем решить еще несколько примеров:
- 132∙3
- 283∙3
- 446∙2
- 151∙7
Используйте слова-помощники. Слайд 15
- Решите самостоятельно пример: 325х3. Проверьте себя по учебнику стр. 89.
- Итак, что мы сначала делали? Потом?
А теперь расставьте по порядку действия. Возьмите рабочие листы. Составьте алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Прочитайте, что у вас получилось? Проверьте алгоритм!
- Как иначе сказать? Подберите синоним к слову алгоритм. (Примерный ответ: последовательность, порядок.)
4. Физминутка
5. Закрепление нового материала. Решение задач
Слайд 19
- Ученик 3 класса интересовался змеями.
Больше всего его поразили 3 змеи: анаконда, черная мамба и тайпан Маккоя. А что вы помните об этих змеях? (Предварительно была проведена подготовительная работа. На занятии «Осмысленное чтение» детям был предложен текст о змеях)
- Теперь, думаю, все понимают, почему больше всего третьеклассника поразили эти змеи: т.к. анаконда - самая большая змея, черная мамба - самая быстрая змея, а тайпан - это самая ядовитая змея.
На урок математики третьеклассник составил задачу. Слайд 19
Черная мамба в длину достигала 2м 85 см. Чему равна длина анаконды и тайпана, если анаконда в 2 раза длиннее мамбы, а тайпан на 1 метр короче мамбы.
- Запишите краткое условие и решение задачи в тетради. Один ученик выполняет с объяснением это задание у доски.
- Анаконда, конечно, имеет внушительные размеры. Но я нашла интересную информацию об одном музейном экспонате, и размеры этой змеи просто пугают. Слайд 20
6. Решение задач, связанных с повседневной жизнью. Работа в малых группах
- Где можно увидеть змей? (Зоопарк, цирк, серпентарий, в лесу, в музее)
- Давайте решим одну задачу. Представьте, что мы сегодня планируем поехать в Московский зоопарк. Рассмотрите столбчатую диаграмму. В какое время лучше всего посещать зоопарк? Слайд 20
- Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на группы.
Каждая группа получает карту района Москвы и схему Московского метрополитена.
- До какой станции метро нам надо доехать, чтобы попасть в Московский зоопарк? Рассмотрите карту.
- Давайте попробуем составить маршрут поездки от нашей школы до метро Краснопресненская, пользуясь схемой метрополитена. (Учащиеся разрабатывают маршруты и обсуждают варианты поездок)
7. Итог. Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Слайд 22
- Оцените свою работу на уроке. Не говори, чему учился, а говори, что узнал!
Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Чему вы сегодня научились, что нового узнали?
- Запишите на рабочем листе, что, на ваш взгляд, было самым интересным, полезным на уроке.
Урок окончен. Спасибо за работу! Молодцы!
Используемые источники
- https://school.infourok.ru/videouroki/2f98eb36-69a3-45f8-b316-fa06a1ecb332
- Поурочные разработки по математике. 4 класс: пособие для учителя / Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. - М.: ВАКО, 2022
- https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/
- https://www.bukva-stat.ru/ru/geografiya/zhivotnyj-mir/nasekomye/859-komarpiskun-ili-komar-obyknovennyj-.html
- https://www.vokrugsveta.ru/articles/dlya-chego-nuzhny-komary-id668533/
- https://vk.com/@ohotagazeta-sledy-zhivotnyh-na-snegu
- https://www.vokrugsveta.ru/article/317388/
- https://24smi.org/facts/50943-samaia-bolshaia-anakonda-v-mire.html
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BF%D0%B0%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%8F
- https://rewilding-ru.livejournal.com/44303.html
- https://moscowzoo.ru/contacts
- https://www.mosmetro.ru