Открытый урок по математике «Письменное умножение трёхзначного числа на однозначное. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное»

Разделы: Математика, Начальная школа, Мастер-класс

Ключевые слова: умножение трёхзначного числа на однозначное


Цель урока: познакомить с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Задачи урока:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • совершенствовать умение решать задачи изученных видов, задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме, схеме, карте;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к природе;
  • учить применять приобретаемые умения в повседневной жизни.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

  • выбирать прием вычисления, выполнения действия;
  • понимать смысл зависимостей и математических отношений, описанных в задаче;
  • различать и использовать разные приемы и алгоритмы вычисления;
  • читать информацию, представленную в разных формах;
  • извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные на диаграмме.

Коммуникативные УУД:

  • строить речевые высказывания для решения задач;
  • использовать математическую символику для составления числовых выражений;
  • выбирать, осуществлять переход от одних единиц измерения величины к другим;
  • договариваться о распределении обязанностей в совместном труде.

Регулятивные УУД:

  • проверять ход и результат выполнения действия;
  • вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять.

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ход урока

1. Организационный момент

Учащиеся проверяют готовность к уроку. <Приложение1> Слайд 1

Дети читают и объясняют смысл появившейся на доске пословицы: «Знания не даются без старания!» Учащиеся настраиваются на работу. В рабочих тетрадях делают необходимые для работы записи.

Слайд 2

- Ребята, как вы понимаете слова С.Я.Маршака

«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет»?

(Возможные варианты ответов: «Добрый ум - это когда мысли человека приносят добро, когда в голове рождаются добрые фантазии», «умное сердце» - это когда нет зла, это мудрое сердце»)

- Желаю, чтобы у вас был добрый ум и умное сердце. А сегодняшний урок не только углубит и расширит ваши знания математики, но и даст вам возможность узнать много нового и интересного об окружающем мире.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

Блиц-опрос. Слайд 3

- Сколько хвостов у 8 коров? (8)

- Сколько рогов у 15 козлов? (30)

- Сколько ушей у 20 мышей? (40)

- Сколько носов у 14 псов? (14)

- Сколько хвостов у семи китов? (7)

- На 2 руках 10 пальцев, а Сколько пальцев на 10 руках?

- Молодцы! Продолжим разминку. Слайд 4

Комар делает крыльями 1000 взмахов в секунду, это в 5 раз больше, чем делает пчела. Сколько взмахов в секунду делает пчела? (200 взмахов в секунду делает пчела)

Слайд 5

Масса бурого медведя 200 кг, а белого медведя - в 3 раза больше. Чему равна масса белого медведя? (Масса белого медведя равна 600 кг)

- Думаю, вам будет интересно! Слайд 6

Следы бурого медведя достаточно легко распознать среди следов других животных. Этот тяжеловес не может пройти незамеченным. Отпечатки передних лап в длину достигают 25 см, а в ширину до 20. Задние лапы в длину могут достигать 30 см, а в ширину - 15 см.

Кому сложно представить размеры следов медведя, возьмите линейки!

- А теперь работаем в группах. Идем по следам медведя. Вам необходимо восстановить цепочку вычислений и найти на магнитной доске слово с количеством букв, как в получившемся ответе. Прикрепите это слово в центре зеленой доски.

Класс делится на 3 группы (ряд - группа) и выполняет задание. <Приложение2> <Рисунок1>

На магнитной доске слова: алгоритм, умножение, трехзначное, овладевать, учиться.

В результате дети выбирают 3 слова: алгоритм, умножение, трехзначное. Слайд 7

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Запишите тему урока на своих рабочих листах. <Приложение3>

Тема: «Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное»

- Оставшиеся слова помогут сформулировать задачи на урок. Воспользуйтесь опорными словами, которые вы видите на слайде. Слайд 8

3. Работа над новым материалом

- Рассмотрите выражения.

Слайд 9

- Что общего в этих записях (умножение, одинаковый второй множитель, цифры). Чем отличаются?

- Расскажите, как будем умножать? Учитель записывает под диктовку решение на доске. Рисует вокруг этого примера змейку.

45 х 3= (40+5) х 3= 40 х 3+5 х 3=120+15=135 Слайд 10

- Да, получилась очень длинная запись.

Пусть и у вас будет своя змейка.

Мы каждый день рассматриваем все более трудные примеры умножения трёхзначного числа на однозначное.

Попробуйте умножить 245 на 3. Запишите решение на рабочих листах. <Приложение3>

Кто может объяснить? Слайд 11

(Примерный ответ:

  1. 245 х 3.
  2. Разобьем 245 на сумму разрядных слагаемых 200 + 40 + 5.
  3. Сумму разрядных слагаемых 200, 40 и 5 умножим на 3.
  4. Раскроем скобки и каждое из слагаемых умножим на 3.
  5. Получится сумма 600, 120 и 15. Эта сумма равна 735.)

- Удобна ли такая запись? Длинная, как змея. Свернем нашу змейку. Учитель скручивает игрушку-змею в клубок.

- Как можно уменьшить размер записи? (Записать пример столбиком.)

- Таких трудных примеров мы еще не решали. Кто-то сможет прокомментировать? Слайды 12-14

(Примерный ответ:

  1. Записываем число 245.
  2. Под ним записываем число 3. Единицы записываем под единицами.
  3. Умножаем единицы: 5 х 3.
  4. Записываем под чертой ответ 5. 1 десяток запоминаем.
  5. Умножаем десятки: 4 десятка умножаем на 3, прибавляем еще 1 десяток равно 13 десятков.
  6. Записываем под чертой ответ: 3 десятка. А одну сотню запоминаем.
  7. Умножаем сотни: 2 сотни умножаем на 3.
  8. Записываем под чертой ответ: 6 сотен да еще 1 сотня получится 7.
  9. Читаем ответ: 735.)

- Какой способ удобнее?

- Поработаем в тетрадях. Клетки в ваших тетрадочках меньше, чем на рабочем листе. Пишите цифры аккуратно. Каждая цифра - в своем домике!

Давайте попробуем решить еще несколько примеров:

  • 132∙3
  • 283∙3
  • 446∙2
  • 151∙7

Используйте слова-помощники. Слайд 15

- Решите самостоятельно пример: 325х3. Проверьте себя по учебнику стр. 89.

- Итак, что мы сначала делали? Потом?

А теперь расставьте по порядку действия. Возьмите рабочие листы. Составьте алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Прочитайте, что у вас получилось? Проверьте алгоритм!

- Как иначе сказать? Подберите синоним к слову алгоритм. (Примерный ответ: последовательность, порядок.)

4. Физминутка

5. Закрепление нового материала. Решение задач

Слайд 19

- Ученик 3 класса интересовался змеями.

Больше всего его поразили 3 змеи: анаконда, черная мамба и тайпан Маккоя. А что вы помните об этих змеях? (Предварительно была проведена подготовительная работа. На занятии «Осмысленное чтение» детям был предложен текст о змеях)

- Теперь, думаю, все понимают, почему больше всего третьеклассника поразили эти змеи: т.к. анаконда - самая большая змея, черная мамба - самая быстрая змея, а тайпан - это самая ядовитая змея.

На урок математики третьеклассник составил задачу. Слайд 19

Черная мамба в длину достигала 2м 85 см. Чему равна длина анаконды и тайпана, если анаконда в 2 раза длиннее мамбы, а тайпан на 1 метр короче мамбы.

- Запишите краткое условие и решение задачи в тетради. Один ученик выполняет с объяснением это задание у доски.

- Анаконда, конечно, имеет внушительные размеры. Но я нашла интересную информацию об одном музейном экспонате, и размеры этой змеи просто пугают. Слайд 20

6. Решение задач, связанных с повседневной жизнью. Работа в малых группах

- Где можно увидеть змей? (Зоопарк, цирк, серпентарий, в лесу, в музее)

- Давайте решим одну задачу. Представьте, что мы сегодня планируем поехать в Московский зоопарк. Рассмотрите столбчатую диаграмму. В какое время лучше всего посещать зоопарк? Слайд 20

- Для выполнения следующего задания вам необходимо разделиться на группы.

Каждая группа получает карту района Москвы и схему Московского метрополитена.

- До какой станции метро нам надо доехать, чтобы попасть в Московский зоопарк? Рассмотрите карту.

- Давайте попробуем составить маршрут поездки от нашей школы до метро Краснопресненская, пользуясь схемой метрополитена. (Учащиеся разрабатывают маршруты и обсуждают варианты поездок)

7. Итог. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Слайд 22

- Оцените свою работу на уроке. Не говори, чему учился, а говори, что узнал!

Поделитесь своими впечатлениями об уроке. Чему вы сегодня научились, что нового узнали?

- Запишите на рабочем листе, что, на ваш взгляд, было самым интересным, полезным на уроке.

Урок окончен. Спасибо за работу! Молодцы!

Используемые источники

  1. https://school.infourok.ru/videouroki/2f98eb36-69a3-45f8-b316-fa06a1ecb332
  2. Поурочные разработки по математике. 4 класс: пособие для учителя / Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. - М.: ВАКО, 2022
  3. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/
  4. https://www.bukva-stat.ru/ru/geografiya/zhivotnyj-mir/nasekomye/859-komarpiskun-ili-komar-obyknovennyj-.html
  5. https://www.vokrugsveta.ru/articles/dlya-chego-nuzhny-komary-id668533/
  6. https://vk.com/@ohotagazeta-sledy-zhivotnyh-na-snegu
  7. https://www.vokrugsveta.ru/article/317388/
  8. https://24smi.org/facts/50943-samaia-bolshaia-anakonda-v-mire.html
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%BF%D0%B0%D0%BD_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%8F
  10. https://rewilding-ru.livejournal.com/44303.html
  11. https://moscowzoo.ru/contacts
  12. https://www.mosmetro.ru