Формирование здоровьесберегающих компетенций у будущих учителей в рамках научно-исследовательской работы

Разделы: Начальная школа, Профессия — педагог


Известно, что учитель является ключевой фигурой здоровьесберегающего образовательного процесса. Однако при отсутствии должной профессиональной подготовки, высокой степени направленности на ценность здоровья выполнить возложенную на него обществом миссию он не сможет. Большую роль в развитии общекультурных и профессиональных компетенций студентов, направленных на реализацию здоровьесберегащих подходов могут сыграть научные общества и кружки. С целью развития исследовательских, здоровьесберегающих и культурно-просвещенческих компетенций, творческих способностей бакалавров [1] направления подготовки 44.03.01 в ФГБОУ ВО «СОГУ» была организована работа студенческого научного общества (СНО) «Валеолог».

Работа СНО осуществляется в соответствии с планом, который утверждается каждый год заведующим кафедрой и деканом факультета. В течение года студенты вместе с руководителем знакомятся с эффективными здоровьесберегающими технологиями в образовательной среде, учатся делать публичные выступления, представляют результаты своих исследований на научных конференциях регионального, всероссийского и международного уровней. В работе студенческого общества ежегодно принимают участие 14-15 человек. В рамках работы СНО студенты знакомятся с современными формами, методами и средствами развития здоровья детей, учатся проектировать собственные модели здоровьесберегающего образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, ведут просвещенческую работу по обеспечению физического, психического, социального и духовного здоровья субъектов образовательного процесса, пропагандируют здоровый [2] и безопасный образ жизни [4].. За десять лет работы было подготовлено к печати более 30 публикаций. Сделано более 50 доклада на научных конференциях.

Будущий педагог должен сам владеть культурой здоровья и навыками здорового образа жизни в повседневной жизни и прививать эти навыки своим учащимся. Поэтому на заседаниях СНО «Валеолог» студенты приобретают теоретические знания, обсуждают наиболее перспективные направления здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей деятельности в образовательной среде. Тематика докладов разнообразна и подбирается с учетом того, что она будет интересна учителям, школьникам и родителям обучающихся: «Генномодифицированные продукты: за и против», «Влияние Луны на здоровье человека», «О состоянии здоровья детей Республики Северная Осетия-Алания», «Школьные стрессы и их профилактика», «Неврозы младших школьников», «Правильное питание - основа здоровья и успешного обучения, «Сахарный диабет как проблема ХХI века» и другие, С лучшими докладами члены СНО выступают в рамках Дней науки.

Ежегодно, 4 апреля члены СНО «Валеолог» проводят День здоровья. В этот день на психолого-педагогическом факультете проводится конкурс на лучшую стенную газету «Молодежь Осетии - за здоровый образ жизни!».

Компетенции, полученные в рамках работы СНО «Валеолог» студенты активно используют во время педагогической практики, включаются в здоровьетворческую деятельность и охрану здоровья своих учащихся [3]. Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, они получают практический опыт отстаивания профессионально-педагогических взглядов, защиты своей педагогической позиции, проведения дискуссий [2].

Литература

  1. Кокаева И.Ю. Формирование творческой активности студентов - будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Европейский журнал социальных наук. №12. Том (39). 2013. - с. 119-124.
  2. Кокаева И.Ю. Формирование здорового и безопасного образа жизни бакалавров - будущих учителей начальной школы в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 482.
  3. Кокаева И.Ю., Черткоева Е.Г. Формирование здорового образа жизни в процессе проектно-исследовательской деятельности младших школьников // Наука и современность. 2016. № 1 (7). С. 125-130.
  4. Ребко Э.М., Сатывалдиева Б. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Педагогика высшей школы. 2016. №3.1. С. 169-172.