Некоторые приемы оценивания деятельности учащихся на уроке

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: решение уравнений


В процессе обучения любому предмету возникает необходимость фиксации достижений учащихся. В России чаще всего используют пятибалльную систему оценки, есть четкие критерии выставления оценки за домашнее задание, за контрольную работу и т.д. Многие учителя в ходе своей работы используют и различные стимулирующие приемы в оценивании. Например, в первом классе отметок ребенку не ставят, но оценить активную работу на уроке, поощрить хорошую домашнюю работу и т.д. нужно и, многие учителя начальной школы используют, например, такие находки: разнообразные смайлики, наклеивают различные веселые, радостные картинки.

В предложенной статье хочу поделиться с некоторыми своими наработками, позволяющими поддерживать хорошую мотивацию на работу как на уроках, так и дома.

1. Работа на «плюсики»

Ученики моих классов знают, что хорошая работа на уроке, выход к доске на несложное задание, выдвижение гипотез, активное участие в обсуждениях и т.д. поощряется «плюсиком», который я выставляю в ведомости оценок.

………………….

Иванов Арсений

+ +

4

3+1

4

5

……………….

Прием поощрения активной работы на уроке:

Если учащийся ответил на вопрос учителя, решил несложное задание или рассказал решение домашнего задания, то учитель ставит ему «+», этот плюс можно преобразовать в 1 балл, который можно добавить к оценке за любую работу, кроме контрольной работы.

В предложенной таблице видно, что учащийся получил поощрительный балл и добавил его к оценке. что фиксируется учителем (3+1), видно, что за работу данный учащийся получил «3» и есть поле для работы с ним по ликвидации пробелов. Обведенный «+» фиксирует тот фак, что данный «+» использован. Если плюсы не обведены, то они еще не использованы.

Данная система поощрения позволяет повысить мотивацию учащихся на более активную работу на уроках.

2. Накопительная система оценивания

Использование этого приема оценивания позволяет учащимся работать активно на протяжении всего урока, дает возможность оценить объем работы на уроке и получить положительную оценку, набрав необходимое число баллов. Предлагаю конспект урока, в котором применяется такая форма оценивания.

Конспект урока математики. Решение уравнений

Целевая аудитория 6-й класс.

Цель урока: обобщить знания, необходимые для решения уравнений.

Знать:

  • термины: подобные слагаемые, члены уравнения, рациональные числа;
  • правила раскрытия скобок: если перед скобками стоит знак «+», если перед скобками стоит знак «-», если перед скобками стоит числовой множитель;
  • свойства равенства: прибавление к обеим частям равенства одного того же числа или выражения; отнимание от обеих частей равенства одного и того же числа или выражения; умножение обеих частей равенства на одно и то же, отличное от нуля число или выражение; деление обеих частей равенства на одно и то же отличное от нуля числа или выражения; перенос членов уравнения из одной части в другую;
  • алгоритмы действий с рациональными числами: сложение и вычитание рациональных чисел; умножение и деление смешанных чисел4 умножение и деление дроби на целое число;
  • алгоритм решения уравнений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых; перенос членов уравнений из одной части в другую, нахождение неизвестного множителя.

Понимать:

  • значение применяемых математических терминов: подобные слагаемые, члены уравнения, рациональные числа, уравнение.
  • Какие ранее полученные знания нужны для выполнения предложенных заданий.

Уметь:

  • осознанно выполнять каждый шаг применяемых алгоритмов;
  • предъявить свое решение уравнения, аргументируя каждый шаг;
  • вести диалог.

Анализировать:

  • полученную информацию: математические утверждения, уровень сложности предлагаемых уравнений;
  • уровни предложенных заданий;
  • ход своего решения, разбивая его на конкретные составные шаги, требуемые для успешного выполнения задания.

Создавать:

  • план своих действий при выполнении конкретного задания: а) при анализе предложенных решений, б) при решении заданий на вычисление, в) при раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых, г) при решении уравнений;
  • объединять различные знания при решении конкретной математической задачи: решить предложенные уравнения.

Оценивать:

  • правильность предложенного решения (при работе с математическими утверждениями);
  • оптимальность предложенного решения (в ходе обсуждения решений, предложенных учащимися при работе в группах);
  • свои возможности при выборе уровня задания.

Оборудование:

  • индивидуальные карточки с заданиями;
  • интерактивная доска;
  • компьютер; тетради;
  • черновики;
  • технологические карты учащихся.

Используемы технологии:

  • элементы игровых технологий,
  • элементы технологии КМ,
  • технологии сотрудничества;
  • здоровьесберегающие технологии.

Ход урока