В процессе обучения любому предмету возникает необходимость фиксации достижений учащихся. В России чаще всего используют пятибалльную систему оценки, есть четкие критерии выставления оценки за домашнее задание, за контрольную работу и т.д. Многие учителя в ходе своей работы используют и различные стимулирующие приемы в оценивании. Например, в первом классе отметок ребенку не ставят, но оценить активную работу на уроке, поощрить хорошую домашнюю работу и т.д. нужно и, многие учителя начальной школы используют, например, такие находки: разнообразные смайлики, наклеивают различные веселые, радостные картинки.
В предложенной статье хочу поделиться с некоторыми своими наработками, позволяющими поддерживать хорошую мотивацию на работу как на уроках, так и дома.
1. Работа на «плюсики»
Ученики моих классов знают, что хорошая работа на уроке, выход к доске на несложное задание, выдвижение гипотез, активное участие в обсуждениях и т.д. поощряется «плюсиком», который я выставляю в ведомости оценок.
|
Прием поощрения активной работы на уроке: Если учащийся ответил на вопрос учителя, решил несложное задание или рассказал решение домашнего задания, то учитель ставит ему «+», этот плюс можно преобразовать в 1 балл, который можно добавить к оценке за любую работу, кроме контрольной работы. |
|||||||||||||||
В предложенной таблице видно, что учащийся получил поощрительный балл и добавил его к оценке. что фиксируется учителем (3+1), видно, что за работу данный учащийся получил «3» и есть поле для работы с ним по ликвидации пробелов. Обведенный «+» фиксирует тот фак, что данный «+» использован. Если плюсы не обведены, то они еще не использованы. Данная система поощрения позволяет повысить мотивацию учащихся на более активную работу на уроках. |
2. Накопительная система оценивания
Использование этого приема оценивания позволяет учащимся работать активно на протяжении всего урока, дает возможность оценить объем работы на уроке и получить положительную оценку, набрав необходимое число баллов. Предлагаю конспект урока, в котором применяется такая форма оценивания.
Конспект урока математики. Решение уравнений
Целевая аудитория 6-й класс.
Цель урока: обобщить знания, необходимые для решения уравнений.
Знать:
- термины: подобные слагаемые, члены уравнения, рациональные числа;
- правила раскрытия скобок: если перед скобками стоит знак «+», если перед скобками стоит знак «-», если перед скобками стоит числовой множитель;
- свойства равенства: прибавление к обеим частям равенства одного того же числа или выражения; отнимание от обеих частей равенства одного и того же числа или выражения; умножение обеих частей равенства на одно и то же, отличное от нуля число или выражение; деление обеих частей равенства на одно и то же отличное от нуля числа или выражения; перенос членов уравнения из одной части в другую;
- алгоритмы действий с рациональными числами: сложение и вычитание рациональных чисел; умножение и деление смешанных чисел4 умножение и деление дроби на целое число;
- алгоритм решения уравнений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых; перенос членов уравнений из одной части в другую, нахождение неизвестного множителя.
Понимать:
- значение применяемых математических терминов: подобные слагаемые, члены уравнения, рациональные числа, уравнение.
- Какие ранее полученные знания нужны для выполнения предложенных заданий.
Уметь:
- осознанно выполнять каждый шаг применяемых алгоритмов;
- предъявить свое решение уравнения, аргументируя каждый шаг;
- вести диалог.
Анализировать:
- полученную информацию: математические утверждения, уровень сложности предлагаемых уравнений;
- уровни предложенных заданий;
- ход своего решения, разбивая его на конкретные составные шаги, требуемые для успешного выполнения задания.
Создавать:
- план своих действий при выполнении конкретного задания: а) при анализе предложенных решений, б) при решении заданий на вычисление, в) при раскрытии скобок, приведении подобных слагаемых, г) при решении уравнений;
- объединять различные знания при решении конкретной математической задачи: решить предложенные уравнения.
Оценивать:
- правильность предложенного решения (при работе с математическими утверждениями);
- оптимальность предложенного решения (в ходе обсуждения решений, предложенных учащимися при работе в группах);
- свои возможности при выборе уровня задания.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с заданиями;
- интерактивная доска;
- компьютер; тетради;
- черновики;
- технологические карты учащихся.
Используемы технологии:
- элементы игровых технологий,
- элементы технологии КМ,
- технологии сотрудничества;
- здоровьесберегающие технологии.