Для полноценного и всестороннего развития школы необходим качественный анализ сильных и слабых сторон потенциала школы. Для разработки стратегии развития образовательного комплекса школы с целью выявления проблем, путей и методов их решения был осуществлен анализ по методике SWOT.
SWOT-анализ, это анализ состояния образовательной системы, оценка внешних и внутренних перспектив развития школы. Основным методом SWOT-анализа является систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся.
SWOT - анализ потенциала развития школы
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
Матричная организационная модель школы, тесная кооперация учебного и воспитательного направлений: - учебное направление призвано реализовать социально-сбалансированную учебную программу. - воспитательное направление имеет главной задачей реализовывать и развивать стратегию воспитания учащихся, исходя из личностного развития и социального функционирования учащихся. Сплоченность и работоспособность коллектива. |
Перегрузка проявляется в слишком большом количестве требований, предъявляемых к индивидууму.
|
Использование возможности развитой системы дополнительного образования в районе.
|
Затруднение участия родителей в образовательном процессе ОУ в связи с высокой занятостью. |
КАЧЕСТВО УСЛОВИЙ. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадровые ресурсы | |||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Укомплектованность школы кадрами - 32 педагога.
- высшую квалификационную категорию - … человек - первую квалификационную категорию - ….человека - соответствие занимаемой должности - ….. человек
Курсовую подготовку повышения квалификации (в том числе и обучающие семинары) прошли ….. педагогов школы, что составило ……%.
|
У некоторых педагогов отсутствует мотивация к повышению квалификации.
|
Снижение учебной нагрузки педагогов путём привлечения новых кадров.
|
Вакансии - 2 учителя русского языка и литературы.
|
||
Материально-технические ресурсы |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Проектная мощность типового здания школы - 350 человек в одну смену: 36 кабинетов - 20 комплектов классов.
|
Напряженный режим работы столовой. Недостаточный тепловой режим спортивного зала в зимний период. Неготовность некоторой части педагогов к работе с мультимедийным оборудованием. |
Возможность завершить изучение предмета в рамках одной ступени обучения по учебникам из предыдущего федерального перечня. Организация школьной акции «Подари учебник школе». Организация выполнения учащимися домашнего задания и самостоятельной работы по предоставленным им электронным учебникам. Приобретение, установка нового программного обеспечения для интерактивных досок. |
Недостаточное финансирование для приобретения учебной литературы для учащихся школы. Наличие одного спортзала создает угрозу для проведения 3-х часов физической культуры в неделю во всех классах. Устаревшее программное обеспечение для интерактивных досок, установленных в кабинетах. |
||
Информационные ресурсы |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Наличие подключения к сети Интернет. Наличие локальной сети, позволяющей объединить и систематизировать внутришкольные информационные ресурсы, обеспечить беспрепятственный доступ в Интернет для любого пользователя со своего рабочего места (согласно уровню доступа).
|
Недостаточное участие педагогов, родителей и школьников в предоставлении информации для школьного сайта.
|
Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
|
Информация не всегда является своевременной и новой, так как не все педагоги, родители и школьники ежедневно пользуются электронной почтой, школьным сайтом, заходят в электронный журнал и дневник. Низкое качество (или его отсутствие) видеосвязи при сетевом взаимодействии с педагогами района. |
||
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Наличие у педагогов портфолио достижений.
|
Недостаточное участие педагогов в традиционных конкурсах педагогического мастерства на муниципальном и областном уровне
|
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса образовательной средой школы.
Возможность участия в грантовых конкурсах и проектах, направленных на реализацию социально-значимых инициатив учащихся и педагогов, привлечение финансовых средств для реализации планов школы.
|
Ослабление внимания научной и педагогической общественности к модели инклюзивного и дистанционного образования детей с ОВЗ.
|
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ |
|||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
Имеется определенная система воспитательной работы;
|
Перегрузка классных руководителей.
|
Выполнение социального запроса жителей села - обучение и воспитание детей с ОВЗ, помощь родителям таких детей.
|
Несоответствие ожиданиям родителей детей с особыми потребностями, конфликт с другими детьми и родителями.
|
Итоги SWOT-анализа работы школы
- Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.
- Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей.
- В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования, создается фундамент для экспериментального запуска ФГОС ООО.
- Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования учащимся школы в соответствии с запросами личности.
- Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам. Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой. Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьясбережения, учителей физической культуры и ОБЖ. Спортивная работа (спортивные мероприятия, эстафеты, проведение дней здоровья). Организация медицинских осмотров для учащихся и учителей школы. Использование здоровьесберегающих технологий во время уроков (использование мультимедийных технологий, зарядка, физкультминутка).
- Созданы условия для повышения уровня качества образования, эффективности урока. Организована индивидуальная работа с учащимися, имеющими пробелы в ЗУН и испытывающими трудности в обучении, в том числе работа с учащимися с ОВЗ. Организован административный контроль состояния преподавания предметов с низким рейтингом по результатам внешней оценки.
- Сформирована система органа ученического соуправления, организована работа органов общественного соуправления школой, общественных организаций, которые являются основой для расширения социальной открытости школы для окружающего социума и создания системы эффективного управления школой.
- Созданы условия формирования и самореализации личности с активной гражданской позицией, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и идеалы.
Карта приоритетов и Таблица соотношений целей и задач
Проанализировав результаты SWOT-анализа, педагогическим коллективом школы была разработана карта основных приоритетов, которые составляют основу данного проекта «...................» (успешный ученик - успешный учитель, успешный учитель - успешный ученик».
Приоритеты проранжированы на предмет обязательности, желательности и связей с другими приоритетами.
Карта приоритетов
Приоритеты и их характеристики |
Качество образовательных результатов
|
Профессиональное развитие педагогов
|
Обязательные |
Обязательные Требования государственного
|
Требования профессионального
|
Срочные |
Создание системы
|
Создание системы наставничества |
Желательные |
Повышение учебных и внеучебных достижений
|
Высокие показатели профессиональной деятельности
Обязательное взаимодействие с родителями, социальными
|
Сильно связанные с другими приоритетами |
Зависит от успешной реализации 2 приоритета
|
Усиливает эффективность 1 приоритета
|
Слабо связаны с другими приоритетами |
Расширение информационного
|
|
Таблица соотношений целей и задач
Приоритет 1. Качество образовательных результатов в рамках подпроекта "Успешный ученик» | ||
|
Критерии успеха/ по каким
|
Действия к каждой задаче |
Цель 1: Повышение учебных и внеучебных достижений обучающихся |
||
Задача 1:
|
Наличие диагностического мониторинга выявления обучающихся с различными возможностями и склонностями;
|
Изучение литературы, положительного опыта других школ по индивидуальному сопровождению обучающихся
|
Задача 2:
|
Увеличение доли обучающихся, имеющих среднюю и высокую степень мотивации к обучению
|
Проведение школьного этапа научно-исследовательских работ «Звездный путь», подготовка учащихся к муниципальному конкурсу «Ступени роста» также проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности
|
Задача 3:
|
Положительная динамика результатов ЕГЭ и ОГЭ
|
Ознакомление выпускников с процедурой проведения ГИА, содержанием КИМов и кодификаторов
|
Задача 4:
|
Высокая заинтересованность в сопровождении своего ребенка.
Повышение воспитательной компетентности родителей, увеличение доли родителей, посещающих родительские собрания. Доля родителей, мотивированных на высокие учебные результаты своих детей.
Доля родителей, социальных партнѐров, общественности, вовлеченных в жизнь школы,
Повышения уровня информационной культуры родителей |
Просвещение родителей по актуальным вопросам воспитания, обучения и развития учеников через инновационные формы работы (тренинги, конференции, деловые игры, социальные гостиные) Презентация достижений учащихся родителям. Вовлечение родителей, социальных партнѐров, общественности в деятельностное участие в жизнь школы, села, района.
Награждение активных родителей.
|
Приоритет 2. Профессиональное развитие педагогов в рамках подпроекта "Успешный
|
||
Задача 1:
|
Доля педагогов, желающих
|
Диагностика профессиональных
|
Задача 2:
|
Увеличение доли педагогов,
|
Организация взаимопосещения открытых уроков, мастер-классов, внеклассных занятий педагогами в рамках наставничества, работы творческих и проблемных групп с проведением последующего анализа занятия.
|
Задача 3:
|
Учет в Положении о
|
Внести изменения в Положение о
|
НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. ФГОС НОО |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Наличие:
|
Сопротивление принятия ФГОС ООО отдельными педагогами;
|
Разнообразие форм работы с родителями и учёт их потребностей;
|
Ограничения освоение ФГОС и углубленного изучения предметов вносит физическая неготовность некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования.
|
||
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ И ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Взаимодействие педагогов с учащимися направлено на их социализацию.
Наличие у педагогов программ по профессиональной ориентации и самоопределению школьников. Ежегодное анкетирование учащихся 8-9-х классов по выбору профиля обучения, курсов по выбору. Наличие условий для развития склонностей, интересов и способности учащихся 8-9 классов к социальному самоопределению через элективные курсы Наличие в школе классов социально-гуманитарного и социально-экономического профиля. …. учащихся поступают в вузы согласно профилю обучения, …. - в учреждениях СПО. |
Отсутствие достаточных условий для профильного обучения …. |
Возможность обучения специалиста по профориентационной работе.
|
Конфликт интересов родителей, желающих продолжить обучение своего ребенка в 10-11 классах для дальнейшего поступления в вуз, и учащихся с низкой мотивацией к обучению в школе, желающих получить дальнейшее образование в учреждениях СПО. |
||
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Обеспечение выполнения правовых актов и нормативно-технических документов по созданию здоровых и безопасных условий труда в образовательном процессе.
|
Недостаточно высокий уровень мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом, формированию ЗОЖ.
|
Осуществление медико-психолого - педагогического мониторинга за состоянием здоровья и адаптацией школьников.
|
Неблагополучная ситуация в социуме относительно вредных привычек.
|
||
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ВЫСОКОГО УРОВНЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ |
|||||
Внутренние сильные стороны |
Внутренние слабые стороны |
Благоприятные возможности |
Внешние угрозы (риски) |
||
Выполнение рабочих учебных программ и практической части в полном объёме.
Соответствие качества знаний выпускников 9-го класса государственным образовательным стандартам: все выпускники получили аттестат об основном общем образовании.
Стабильные результаты ЕГЭ по обязательным предметам.
|
Два выпускника 9-х классов не преодолели минимальный порог по математике в основной период. В резервные сроки выпускники достигли минимального порога по математике.
|
Заинтересованность педагогов, большинства родителей в результатах образовательного процесса; в получении детьми качественного образования.
|
Психологическая неподготовленность выпускников 11-х классов и их родителей к планируемым Министерством образования и науки новым изменениям порядка сдачи экзаменов.
|