В современном мире процессы обучения стремительно меняются, и важно успевать за интересами и настроениями нового «цифрового» поколения детей. Как сделать современные школы более эффективными? Как добиться того, чтобы дети радостно ходили на занятия и могли полностью реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал, становились умными, компетентными и свободно мыслящими гражданами нашей страны, чтобы они хотели изменить мир к лучшему?
Результативность учебного процесса зависит, прежде всего, от двух базовых факторов: от мотивации обучающихся (уровня их интересов, типа целей, веры в свой потенциал, усилий и настойчивости), а также мотивации и компетенций тех, кто реализует образовательную деятельность. В новом ФГОС мотивация рассматривается не только как условие успешной учебы, но и как один из личностных результатов освоения учащимися основной образовательной программы. Учебная мотивация - это основной фактор и важнейший результат хорошего образования.
Одним из вариантов учебной мотивации учащихся сельской местности и малых городов России стала программа создания Центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», обеспечивающая реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Такие центры направлены на:
- совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
- расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей;
- практическую отработку учебного материала по учебным предметам «физика», «химия», «биология».
В сентябре 2022 года комплект оборудования «Точка роста» по естественнонаучному циклу поступила и в нашу школу. Изучив предоставленный материал, мы со школьниками начали использовать его как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Я хочу предоставить разработку урока с использованием оборудования, предоставленный в комплекте Точка роста по химии.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Цели урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей, раскрыть его сущность, научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей.
Задачи урока:
- Образовательная - сформировать умение определять тип соли, тип гидролиза, определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
- Развивающая - развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, а также умение самостоятельно оценивать наблюдаемые явления и делать логические выводы, закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой;
- Воспитательная - воспитывать культуру исследовательского труда.
Планируемые результаты обучения.
- На изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и определять, по какому иону протекает гидролиз;
- Знать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов;
- Уметь экспериментально подтверждать гидролиз соли разного состава.
Оборудование: учебник химии 11 класс, Рудзитис Г.Е Фельдман Ф.Г., таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида натрия, карбоната железа, комплект оборудования Точка роста по химии.
Краткий план урока:
- Организационный момент - 2 мин.
- Приветствие учеников
- Сообщение темы урока (запись на доске), цели урока.
- Актуализация знаний - 3 мин.
- Изучение нового материала - 30 мин.
- Проведение лабораторных опытов «Исследование реакции среды растворов солей хлорида железа (III) FeCl3, карбоната натрия Nа2СО3 и хлорида натрия NaCl индикаторами и датчиком рН». Определение типа соли и составление уравнений гидролиза.
- Подведение итогов и выполнение химического диктанта - 5 мин.
- Домашнее задание - 2 мин.
- Рефлексия - 3 мин.