Урок "Гидролиз солей. Определение рН растворов солей". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: гидролиз солей


В современном мире процессы обучения стремительно меняются, и важно успевать за интересами и настроениями нового «цифрового» поколения детей. Как сделать современные школы более эффективными? Как добиться того, чтобы дети радостно ходили на занятия и могли полностью реализовать свой интеллектуальный и личностный потенциал, становились умными, компетентными и свободно мыслящими гражданами нашей страны, чтобы они хотели изменить мир к лучшему?

Результативность учебного процесса зависит, прежде всего, от двух базовых факторов: от мотивации обучающихся (уровня их интересов, типа целей, веры в свой потенциал, усилий и настойчивости), а также мотивации и компетенций тех, кто реализует образовательную деятельность. В новом ФГОС мотивация рассматривается не только как условие успешной учебы, но и как один из личностных результатов освоения учащимися основной образовательной программы. Учебная мотивация - это основной фактор и важнейший результат хорошего образования.

Одним из вариантов учебной мотивации учащихся сельской местности и малых городов России стала программа создания Центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста», обеспечивающая реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Такие центры направлены на:

  • совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
  • расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов и программ дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей;
  • практическую отработку учебного материала по учебным предметам «физика», «химия», «биология».

В сентябре 2022 года комплект оборудования «Точка роста» по естественнонаучному циклу поступила и в нашу школу. Изучив предоставленный материал, мы со школьниками начали использовать его как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Я хочу предоставить разработку урока с использованием оборудования, предоставленный в комплекте Точка роста по химии.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Цели урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей, раскрыть его сущность, научить составлять уравнения реакций гидролиза различных солей.

Задачи урока:

  • Образовательная - сформировать умение определять тип соли, тип гидролиза, определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей по первой стадии;
  • Развивающая - развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, а также умение самостоятельно оценивать наблюдаемые явления и делать логические выводы, закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой;
  • Воспитательная - воспитывать культуру исследовательского труда.

Планируемые результаты обучения.

  • На изученных примерах уметь объяснять сущность гидролиза солей, записывать краткие и полные ионные уравнения реакций гидролиза, объяснять изменение кислотности среды и определять, по какому иону протекает гидролиз;
  • Знать биологическую роль гидролиза в процессах жизнедеятельности живых организмов;
  • Уметь экспериментально подтверждать гидролиз соли разного состава.

Оборудование: учебник химии 11 класс, Рудзитис Г.Е Фельдман Ф.Г., таблица растворимости, индикаторная шкала, штатив с пробирками; растворы фенолфталеина, метилового оранжевого, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида железа(III), карбоната натрия, хлорида натрия, карбоната железа, комплект оборудования Точка роста по химии.

Краткий план урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Приветствие учеников
  3. Сообщение темы урока (запись на доске), цели урока.
  4. Актуализация знаний - 3 мин.
  5. Изучение нового материала - 30 мин.
  6. Проведение лабораторных опытов «Исследование реакции среды растворов солей хлорида железа (III) FeCl3, карбоната натрия Nа2СО3 и хлорида натрия NaCl индикаторами и датчиком рН». Определение типа соли и составление уравнений гидролиза.
  7. Подведение итогов и выполнение химического диктанта - 5 мин.
  8. Домашнее задание - 2 мин.
  9. Рефлексия - 3 мин.

Ход урока