Достижение планируемых результатов освоения ООП НОО через организацию проектной деятельности

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс


Притча Джорджа Риверса «Школа для животных»

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.

Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.

Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.

Какова мораль у этой притчи?

Беда и одновременно вина у строителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Организовать Систематическую работу по достижению планируемых результатов с учетом индивидуальных особенностей школьников нам помогает внеурочная деятельность в различных формах, отличных от урочных. Одна из новых форм внеурочной деятельности - работа над проектами.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденный приказом МП РФ от 31 мая 2021, 3 раздел, пункт 34,2 необходимость создания условий, обеспечивающих возможность:

  1. Работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  2. Выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности.

В нашей школе создана нормативная база для организации ВД младших школьников. Разработано и утверждено Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уровне начального общего образования.

Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов освоения ООП НОО:

  • личностных,
  • предметных,
  • метапредметных

ЗАДАЧИ:

Формировать навыки:

  • определения проблематики;
  • целеполагания;
  • планирования деятельности;
  • сбора и обработки информации, выбора материалов;
  • публичного выступления;
  • позитивного отношения к деятельности.

Формировать умения:

  • коммуникационные;
  • презентационные;
  • рефлексивно-оценочные.

Формировать ключевые компетентности

  • социальную;
  • способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
  • коммуникативную способность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Для освоения работы над проектом мы совместно с родителями выбрали курс ВД - «Учусь создавать проект» (Раиса Ивановна Сизова и Раиса Фелимонова Селимова), на котором мы с ребятами учимся работать с реальными объектами, как с источниками информации, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения.

В 1-2 классах - работа с коллективными, групповыми проектами. В 3-4 классах мы учимся создавать индивидуальные проекты.

В сентябре месяце я готовлю перечень тем для проектов и учебно-исследовательских работ, ученики предлагают сами темы, которые им ближе по интересам, знакомлю с перечнем тем и родителей на родительском собрании.

Выбор формы и темы осуществляется обучающимися в сентябре-октябре учебного года.

Кого-то из ребят больше интересует история. Они выбирают темы: «Семь чудес света»; «Мой родной город Нижнеудинск»

Или, например, Скоро праздник - 9 мая, мы с классом всегда готовим поздравление для ветерана. Я решил поближе с ним познакомиться и узнать, а чем он известен, какие подвиги он совершил

Кто-то решает исследовать окружающий мир:

  • У нас дома 2 кошки. Меня заинтересовало, а «Зачем кошке усы»;
  • Сегодня всю ночь не спал, у меня над ухом пищал комар. Я захотел узнать, а «Почему комар кусается»;
  • Летом мы собираемся поехать отдыхать на озеро Байкал. Я решил узнать, а почему его называют чудом света

Темы проектов - всегда с учетом интересов и склонностей детей.

Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учеников.

В ноябре-декабре в классе начинается «проектная четверть», во время которой мы с обучающимися выполняют проектные работы в соответствии с этапами выполнения проекта.

В начале «проектной четверти» вместе с обучающимися формулируем проектные задания - составляем программу действий, обучающихся от целей к продукту проектной деятельности.

В течение «проектной четверти» осуществляю сопровождение проектной деятельности обучающихся, в том числе организую групповые и индивидуальные консультации для обучающихся (не реже одного раза в две недели), при необходимости - обеспечивают условия для лабораторных опытов, наблюдений, экспериментов и т.п.

Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из работ:

  • письменная работа;
  • художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
  • любой материальный объект;
  • иной продукт, выполнение которого обосновано обучающимся.

В конце января обучающиеся защищают проект перед одноклассниками. По результатам защиты проект возвращается на доработку или допускается к защите на общешкольной научно-практической конференции, проводимой в День науки, 08 февраля.

Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами победителей, дипломами участников.

Расскажу об этапах работы над одним из таких проектов.

Для Ребят в начальной школе проводятся «молочные перемены», на которых они получают бесплатно молоко каждый день и один из моих учеников, наблюдая за одноклассниками, спросил меня, - «А почему не все пью молоко?». Так появилась тема проекта «Польза молока».

Этапы работы над этим проектом был такой.

Выбрав темы проекта, я с учеником обсудила поэтапную работу над этим проектом;

  • Изучение дополнительной литературы (когда появилось молоко, состав, полезные свойства и калорийность молока, виды молока и молочных продуктов, свойствах молока).
  • Артём Провел анкетирование одноклассников,

Результаты опроса

Наименование

Вводный

Контрольный

Да

Нет

Да

Нет

Любишь ли ты пить молоко

9 ч.

6 ч.

10 ч.

5 ч.

Полезно ли молоко

7 ч.

9 ч.

14 ч.

3 ч.

Помогает ли молоко росту организма

9 ч.

8 ч.

15 ч.

2 ч.

Полезно ли молоко употреблять каждый день

10 ч.

7 ч.

15 ч.

2 ч.

После проведенного классного часа мои одноклассники пересмотрели свои предпочтения к молоку и молочным продуктам, стали чаще употреблять молочные продукты.

1. На классном часе по теме «Польза молока» он рассказал ребятам, что ему удалось узнать о пользе молока, раздал одноклассникам буклеты)

И ребята сделали для себя выводы:

  • молоко полезно;
  • молоко помогает росту организма;
  • употреблять молоко каждый день полезно.

И теперь очень редко, если кто-то отказывается пить молоко.

2. Артем Оформил свой проект и подготовился к его защите.

После защиты проекта на школьном уровне данная работа была рекомендована на муниципальный конкурс «Радуга проектов», где он был участником.

В классе ученик Кирилл очень любил бывать с отцом на рыбалке, знал много тонкостей и хитростей в рыбацком деле, и с учетом его интересов он выбрал тему «Этот удивительный мир рыбалки».

Продуктов работы был буклет, о способах и правилах ловли.

Эта работа была рекомендована на муниципальный конкурс «Радуга проектов», где Кирилл, защищая это проект, получил диплом лауреата и Данная работа была рекомендована для участия в XIX Региональных интеллектуальных соревнованиях «Шаг в будущее, Юниор!» в г.Ирку, ученик стал участником соревнований.

Один из проектов прошлого года на школьном уровне стал победителем и был рекомендован для участия в XXII Региональных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» в г. Иркутск, 27-28 октября Проект Маргариты занял третье место. Тема проекта «Тофалария - место, куда не доедешь». Сейчас мы готовимся к поездке в Москву на XXII Российских соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» г.Москва.

Вот так, учитывая интересы и увлечения ребят, их инд особенности, создавая условия, чтобы школьники могли реализовать себя, мы открываем для каждого путь к универсальному развитию и самореализации. Эта форма работы даст толчок ребенку, поможет ему воплотить свои мечты в выборе своего дальнейшего пути развития.

И тогда мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.