Притча Джорджа Риверса «Школа для животных»
Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных.
Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса.
Какова мораль у этой притчи?
Беда и одновременно вина у строителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Организовать Систематическую работу по достижению планируемых результатов с учетом индивидуальных особенностей школьников нам помогает внеурочная деятельность в различных формах, отличных от урочных. Одна из новых форм внеурочной деятельности - работа над проектами.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденный приказом МП РФ от 31 мая 2021, 3 раздел, пункт 34,2 необходимость создания условий, обеспечивающих возможность:
- Работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- Выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности.
В нашей школе создана нормативная база для организации ВД младших школьников. Разработано и утверждено Положение об организации проектной и учебно-исследовательской деятельности на уровне начального общего образования.
Цель: обеспечение достижения обучающимися планируемых образовательных результатов освоения ООП НОО:
- личностных,
- предметных,
- метапредметных
ЗАДАЧИ:
Формировать навыки:
- определения проблематики;
- целеполагания;
- планирования деятельности;
- сбора и обработки информации, выбора материалов;
- публичного выступления;
- позитивного отношения к деятельности.
Формировать умения:
- коммуникационные;
- презентационные;
- рефлексивно-оценочные.
Формировать ключевые компетентности
- социальную;
- способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;
- коммуникативную способность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Для освоения работы над проектом мы совместно с родителями выбрали курс ВД - «Учусь создавать проект» (Раиса Ивановна Сизова и Раиса Фелимонова Селимова), на котором мы с ребятами учимся работать с реальными объектами, как с источниками информации, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения.
В 1-2 классах - работа с коллективными, групповыми проектами. В 3-4 классах мы учимся создавать индивидуальные проекты.
В сентябре месяце я готовлю перечень тем для проектов и учебно-исследовательских работ, ученики предлагают сами темы, которые им ближе по интересам, знакомлю с перечнем тем и родителей на родительском собрании.
Выбор формы и темы осуществляется обучающимися в сентябре-октябре учебного года.
Кого-то из ребят больше интересует история. Они выбирают темы: «Семь чудес света»; «Мой родной город Нижнеудинск»
Или, например, Скоро праздник - 9 мая, мы с классом всегда готовим поздравление для ветерана. Я решил поближе с ним познакомиться и узнать, а чем он известен, какие подвиги он совершил
Кто-то решает исследовать окружающий мир:
- У нас дома 2 кошки. Меня заинтересовало, а «Зачем кошке усы»;
- Сегодня всю ночь не спал, у меня над ухом пищал комар. Я захотел узнать, а «Почему комар кусается»;
- Летом мы собираемся поехать отдыхать на озеро Байкал. Я решил узнать, а почему его называют чудом света
Темы проектов - всегда с учетом интересов и склонностей детей.
Перечень тем проектных и исследовательских работ может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия, но не позднее 1 декабря текущего года. Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учеников.
В ноябре-декабре в классе начинается «проектная четверть», во время которой мы с обучающимися выполняют проектные работы в соответствии с этапами выполнения проекта.
В начале «проектной четверти» вместе с обучающимися формулируем проектные задания - составляем программу действий, обучающихся от целей к продукту проектной деятельности.
В течение «проектной четверти» осуществляю сопровождение проектной деятельности обучающихся, в том числе организую групповые и индивидуальные консультации для обучающихся (не реже одного раза в две недели), при необходимости - обеспечивают условия для лабораторных опытов, наблюдений, экспериментов и т.п.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из работ:
- письменная работа;
- художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
- любой материальный объект;
- иной продукт, выполнение которого обосновано обучающимся.
В конце января обучающиеся защищают проект перед одноклассниками. По результатам защиты проект возвращается на доработку или допускается к защите на общешкольной научно-практической конференции, проводимой в День науки, 08 февраля.
Авторы и руководители проектных и исследовательских работ, представленных на общешкольную научно-практическую конференцию, награждаются дипломами победителей, дипломами участников.
Расскажу об этапах работы над одним из таких проектов.
Для Ребят в начальной школе проводятся «молочные перемены», на которых они получают бесплатно молоко каждый день и один из моих учеников, наблюдая за одноклассниками, спросил меня, - «А почему не все пью молоко?». Так появилась тема проекта «Польза молока».
Этапы работы над этим проектом был такой.
Выбрав темы проекта, я с учеником обсудила поэтапную работу над этим проектом;
- Изучение дополнительной литературы (когда появилось молоко, состав, полезные свойства и калорийность молока, виды молока и молочных продуктов, свойствах молока).
- Артём Провел анкетирование одноклассников,
Результаты опроса
Наименование |
Вводный |
Контрольный |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|
Любишь ли ты пить молоко |
9 ч. |
6 ч. |
10 ч. |
5 ч. |
Полезно ли молоко |
7 ч. |
9 ч. |
14 ч. |
3 ч. |
Помогает ли молоко росту организма |
9 ч. |
8 ч. |
15 ч. |
2 ч. |
Полезно ли молоко употреблять каждый день |
10 ч. |
7 ч. |
15 ч. |
2 ч. |
После проведенного классного часа мои одноклассники пересмотрели свои предпочтения к молоку и молочным продуктам, стали чаще употреблять молочные продукты.
1. На классном часе по теме «Польза молока» он рассказал ребятам, что ему удалось узнать о пользе молока, раздал одноклассникам буклеты)
И ребята сделали для себя выводы:
- молоко полезно;
- молоко помогает росту организма;
- употреблять молоко каждый день полезно.
И теперь очень редко, если кто-то отказывается пить молоко.
2. Артем Оформил свой проект и подготовился к его защите.
После защиты проекта на школьном уровне данная работа была рекомендована на муниципальный конкурс «Радуга проектов», где он был участником.
В классе ученик Кирилл очень любил бывать с отцом на рыбалке, знал много тонкостей и хитростей в рыбацком деле, и с учетом его интересов он выбрал тему «Этот удивительный мир рыбалки».
Продуктов работы был буклет, о способах и правилах ловли.
Эта работа была рекомендована на муниципальный конкурс «Радуга проектов», где Кирилл, защищая это проект, получил диплом лауреата и Данная работа была рекомендована для участия в XIX Региональных интеллектуальных соревнованиях «Шаг в будущее, Юниор!» в г.Ирку, ученик стал участником соревнований.
Один из проектов прошлого года на школьном уровне стал победителем и был рекомендован для участия в XXII Региональных соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» в г. Иркутск, 27-28 октября Проект Маргариты занял третье место. Тема проекта «Тофалария - место, куда не доедешь». Сейчас мы готовимся к поездке в Москву на XXII Российских соревнования юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор» г.Москва.
Вот так, учитывая интересы и увлечения ребят, их инд особенности, создавая условия, чтобы школьники могли реализовать себя, мы открываем для каждого путь к универсальному развитию и самореализации. Эта форма работы даст толчок ребенку, поможет ему воплотить свои мечты в выборе своего дальнейшего пути развития.
И тогда мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.