Разработка урока по русскому языку "Типы текста: повествование и описание"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Год обучения: 2.

Тема: типы текстов: повествование и описание.

Цель: сформировать понятие об описании и повествовании в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся научатся различать тексты типа писания и повествования в соответствии с целью коммуникации и особенностями построения (базовый уровень);
  • создавать тексты различных типов (повышенный уровень).

Задачи:

  • формировать уважительное отношение к родному языку как основному средству общения между людьми;
  • формировать внутренние мотивы обучения;
  • понимать и принимать учебную задачу;
  • использовать различны способы анализа и передачи информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
  • способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, допускать наличие иных точек зрения.

I этап - мотивационный

Учитель: - Сегодня мы продолжим изучение темы «Текст».

Скажите, пожалуйста, людям какой профессии особенно важно уметь создавать тексты?

Как правило, дети назовут такие профессии, как писатели, журналисты.

Учитель задаёт дополнительно вопросы:

- Создаёт ли текст доктор, когда описывает поэтапно план лечения?

- Создаёт ли текст менеджер, когда рассказывает о достоинствах своего товара?

- А если вы сами захотите рассказать другу о любимой книге или фильме? Если захотите попросить родителей приобрести вам новый удобный портфель?

Вывод: человек создает тексты как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

II этап - актуализация знаний

На доске три предложения?

  1. Наступили зимние холода.
  2. Любите ли вы зимние виды спорта?
  3. Покормите птиц зимой!

Учитель просит прочитать предложения.

- Что объединяет предложения? (Они объединены общей темой.)

- Можно ли их назвать текстом? Почему?

- Какое предложение содержит вопрос? Как называется такое предложение?

- Какое предложение содержит информацию?

- Какое побуждает нас к действию? Какими являются эти предложения по цели высказывания?

III этап - первичное усвоение новых знаний

Учитель: - Предложения бывают различными по цели высказывания.

Тексты тоже бывают различными в зависимости от той цели, которую поставил перед собой автор.

Прочитайте тексты.

А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу, потом через горящие кольца и даже кружились в танце.

Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

- Чем похожи тексты?

- Чем они отличаются?

- С какой целью написан первый текст? А второй?

- К какому тексту можно нарисовать один рисунок? К какому понадобится серия картинок?

- Определите части речи выделенных в тексте слов.

Заполните таблицу.

Таблица может быть заполнена письменно. Но более предпочтительный вариант - систематизировать материал путём наклеивания в соответствующие графы предложенные карточки.

Можно предложить групповую работу с последующей проверкой.

IV этап - первичная проверка понимания, расширение новых знаний

Учитель просит прочитать текст - фрагмент из произведения А.И.Куприна.

Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком.

Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом.

И мысами не помним, когда это вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.

По А.И.Куприну

- Можно ли назвать этот текст описанием, повествованием? Почему?

- О чём говорится в каждой части текста? К каким абзацам можно подобрать данные иллюстрации? К какому абзацу вы нарисовали бы серию сюжетных картинок?

Вывод: перед нами текст с элементами описания и повествования.

Письменно обучающиеся озаглавливают текст и составляют его план.

Физминутка - мотивация к дальнейшему изучению темы урока.

Учитель проводит игру «Море волнуется раз», загадывая различных животных. Последнее из загаданных слов - «лысушонок».

Учитель предлагает познакомиться с отрывком из рассказа Е.И.Чарушина «Птичье озеро».

V этап - первичная проверка понимания

Как-то раз гулял я по московскому зоопарку, где живёт много разных водоплавающих птиц. Смотрю я, а по воде будто маленький чёрный шарик в разные стороны перекатывается. Задержится на одном месте - и опять как по наклону покатится. От гуся к утке, от утки к лысухе - ко всем пристаёт. Пищит-посвистывает. Все его почему-то боятся. Подкатится к гусю, гусь шею вытянет - и вбок. К утке подъедет, утка от него чуть не нырнёт со страху.

- Кто же это такой?

- А лысушонок это. Первого птенца у нас лысуха вывела. Вот она, чёрная, лысая, - на тумбе сидит, другие яйца досиживает. А этот беспризорником пока болтается.

- Дайте, - говорю, - пожалуйста, мне его зарисовать.

- Рисуйте, да поскорее.

- Ах,- говорю, - у меня с собой красок нет.

- Ничего, нарисуйте, - а потом словами напишите, где у него какой цвет.

Я так и нарисовал. Вот он какой, лысушонок.

Учитель: - О чём рассказывает этот текст? (Как Е. Чарушин впервые увидел птенца утки-лысухи.)

- Определите тип прочитанного текста.

- Составьте с помощью рисунка автора текст-описание «Вот он какой, лысушонок!» Для этого письменно ответьте на вопросы.

  1. Кто такой лысушонок?
  2. Какого цвета и размера птенец? На что он похож?
  3. Какое общее впечатление производит детёныш? Какие чувства вызывает?
  4. Опишите детали: глазки, щёчки, клюв, ноги.

Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения работы желающие зачитывают мини-сочинение в классе.

VI этап - рефлексия

Дети делятся впечатлениями об уроке: что было новым, интересным, что удивило, какие виды работ вызвали затруднение.