Год обучения: 2.
Тема: типы текстов: повествование и описание.
Цель: сформировать понятие об описании и повествовании в устной и письменной речи.
Планируемые результаты:
- обучающиеся научатся различать тексты типа писания и повествования в соответствии с целью коммуникации и особенностями построения (базовый уровень);
- создавать тексты различных типов (повышенный уровень).
Задачи:
- формировать уважительное отношение к родному языку как основному средству общения между людьми;
- формировать внутренние мотивы обучения;
- понимать и принимать учебную задачу;
- использовать различны способы анализа и передачи информации в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, допускать наличие иных точек зрения.
I этап - мотивационный
Учитель: - Сегодня мы продолжим изучение темы «Текст».
Скажите, пожалуйста, людям какой профессии особенно важно уметь создавать тексты?
Как правило, дети назовут такие профессии, как писатели, журналисты.
Учитель задаёт дополнительно вопросы:
- Создаёт ли текст доктор, когда описывает поэтапно план лечения?
- Создаёт ли текст менеджер, когда рассказывает о достоинствах своего товара?
- А если вы сами захотите рассказать другу о любимой книге или фильме? Если захотите попросить родителей приобрести вам новый удобный портфель?
Вывод: человек создает тексты как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.
II этап - актуализация знаний
На доске три предложения?
- Наступили зимние холода.
- Любите ли вы зимние виды спорта?
- Покормите птиц зимой!
Учитель просит прочитать предложения.
- Что объединяет предложения? (Они объединены общей темой.)
- Можно ли их назвать текстом? Почему?
- Какое предложение содержит вопрос? Как называется такое предложение?
- Какое предложение содержит информацию?
- Какое побуждает нас к действию? Какими являются эти предложения по цели высказывания?
III этап - первичное усвоение новых знаний
Учитель: - Предложения бывают различными по цели высказывания.
Тексты тоже бывают различными в зависимости от той цели, которую поставил перед собой автор.
Прочитайте тексты.
А) Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу, потом через горящие кольца и даже кружились в танце.
Б) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
- Чем похожи тексты?
- Чем они отличаются?
- С какой целью написан первый текст? А второй?
- К какому тексту можно нарисовать один рисунок? К какому понадобится серия картинок?
- Определите части речи выделенных в тексте слов.
Заполните таблицу.
Таблица может быть заполнена письменно. Но более предпочтительный вариант - систематизировать материал путём наклеивания в соответствующие графы предложенные карточки.
Можно предложить групповую работу с последующей проверкой.
IV этап - первичная проверка понимания, расширение новых знаний
Учитель просит прочитать текст - фрагмент из произведения А.И.Куприна.
Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком.
Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка; ловил мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом.
И мысами не помним, когда это вместо чёрно-рыже-белого пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
По А.И.Куприну
- Можно ли назвать этот текст описанием, повествованием? Почему?
- О чём говорится в каждой части текста? К каким абзацам можно подобрать данные иллюстрации? К какому абзацу вы нарисовали бы серию сюжетных картинок?
Вывод: перед нами текст с элементами описания и повествования.
Письменно обучающиеся озаглавливают текст и составляют его план.
Физминутка - мотивация к дальнейшему изучению темы урока.
Учитель проводит игру «Море волнуется раз», загадывая различных животных. Последнее из загаданных слов - «лысушонок».
Учитель предлагает познакомиться с отрывком из рассказа Е.И.Чарушина «Птичье озеро».
V этап - первичная проверка понимания
Как-то раз гулял я по московскому зоопарку, где живёт много разных водоплавающих птиц. Смотрю я, а по воде будто маленький чёрный шарик в разные стороны перекатывается. Задержится на одном месте - и опять как по наклону покатится. От гуся к утке, от утки к лысухе - ко всем пристаёт. Пищит-посвистывает. Все его почему-то боятся. Подкатится к гусю, гусь шею вытянет - и вбок. К утке подъедет, утка от него чуть не нырнёт со страху.
- Кто же это такой?
- А лысушонок это. Первого птенца у нас лысуха вывела. Вот она, чёрная, лысая, - на тумбе сидит, другие яйца досиживает. А этот беспризорником пока болтается.
- Дайте, - говорю, - пожалуйста, мне его зарисовать.
- Рисуйте, да поскорее.
- Ах,- говорю, - у меня с собой красок нет.
- Ничего, нарисуйте, - а потом словами напишите, где у него какой цвет.
Я так и нарисовал. Вот он какой, лысушонок.
Учитель: - О чём рассказывает этот текст? (Как Е. Чарушин впервые увидел птенца утки-лысухи.)
- Определите тип прочитанного текста.
- Составьте с помощью рисунка автора текст-описание «Вот он какой, лысушонок!» Для этого письменно ответьте на вопросы.
- Кто такой лысушонок?
- Какого цвета и размера птенец? На что он похож?
- Какое общее впечатление производит детёныш? Какие чувства вызывает?
- Опишите детали: глазки, щёчки, клюв, ноги.
Дети выполняют работу самостоятельно. После выполнения работы желающие зачитывают мини-сочинение в классе.
VI этап - рефлексия
Дети делятся впечатлениями об уроке: что было новым, интересным, что удивило, какие виды работ вызвали затруднение.