Первые уроки физики в учебном году в школе с православным уклоном

Разделы: Физика

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Первый урок в учебном году - это как эпиграф в статье. Первый урок даёт направление всему году: что будем изучать, как будем учиться и т.д. Наша школа в монастыре: «Николо-Сольбинский женский монастырь», поэтому осуществляется православный уклон и на первом уроке нужно показать это.

Первый урок в 7-м классе на тему «Физика - наука о природе. Явления природы»

Дети всегда приходят на первый урок физики в 7 классе с ожиданием чего-то очень интересного, поэтому после обычного вступления, организационного момента начинаем разговор о том, что физика - наука о природе.

Беседа: что такое природа? Перечислить всё, что входит в понятие природа. Как возникла природа? Существовала ли она всегда?

Просмотр видеофильма: «Сотворение мира согласно книге Бытие».

https://yandex.ru/video/preview/12612140750516388662 - это очень красивый фильм с текстом взятом из Библии о том, как Бог сотворил мир. (продолжительность 15 минут)

Наука изучает природу, созданную Богом. Наука не спорит с религией.

«Они совершенно разные, и потому не могут между собой конфликтовать, как не могут конфликтовать сенокосилка с вертолетом. Это вещи разного порядка. Нельзя сказать, что что-то лучше, а что-то хуже. Мы не можем сказать, что вертолет не может косить, поэтому он плохая сенокосилка. Галилей говорил: «Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо» - председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда https://foma.ru/nauka-i-religiya-ne-protivorechat-drug-drugu-schitaet-vladimir-legoyda.html

После этого введения ведём рассказ как обычно: что и как изучает физика.

Первый урок физики в 8-м классе

После обычного вступления на первом уроке предлагаю беседу: мы продолжаем изучать физику, что осталось у нас в памяти из 7 класса? Каких учёных мы запомнили? В какое время они жили, какие открытия сделали в физике и как относились к религии?

Приложение 4. презентация: «Учёные о религии» - в ней фото учёного и цитаты. Читаем с экрана его высказывания о Боге и предлагаем ученикам своими словами пересказать смысл прочитанной цитаты.

Слайд 1. Г.Галилей (1564 - 1642) «Намерения Священного Писания в том, чтобы научить нас тому, как идти на небо, а не тому, как идёт небо»

«Священное Писание никогда не может ни лгать, ни ошибаться; Его высказывания абсолютны и невредимы. Само оно не может заблуждаться, только его толкователи могут в различной степени заблуждаться… Священное Писание и природа, оба исходят из Божественного Слова, то как повеление Святого Духа, другая как исполнитель Божьих повелений.»

Слайд 2. Б.Паскаль (1623-1662) «Открыто являясь тем, кто ищет Его всем сердцем, и, скрываясь от тех, кто всем сердцем бежит от Него, Бог регулирует человеческое знание о Себе - Он даёт знаки, видимые для ищущих Его и невидимые для равнодушных к Нему. Тем, кто хочет видеть, Он даёт много света; тем, кто видеть не хочет, Он даёт достаточно тьмы»

«Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны»

Слайд 3. И.Ньютон (1643-1727) «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот - мое первое и последнее слово».

М.В.Ломоносов (1711-1765) «Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклеплет».

Слайд 4. св. Филарет (Дроздов) (1782-1867) - епископ Русской православной церкви с 1821 года, с 1826 - митрополит Московский и Коломенский «Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством»

«Глас Божий в природе мало слышим по тому самому, что не престающь. Привычка слышать его притупила внимание, и его равномерность показалась безмолвием».

Слайд 5. Альберт Эйнштейн (1879-1955) «Лучше верить, чем не верить, потому что с верой всё становится возможным».

«Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».

Слайд 6. А.Д.Сахаров (1921-1989) «Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего начала, без источника духовной теплоты, лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным».

Слайд 7. Профессор Леннокс. 1943 г - математик, доктор наук и доктор философии. «Люди занялись наукой, потому что они ожидали законов в природе потому, что они верили в Законодателя». «Совсем не случайно Галилео, Кеплер, Ньютон и Максвелл верили в Бога».

«Как ученый, я не стыжусь и не смущаюсь быть христианином.

Источники:

  1. Словарь «Правмира» «Великие физики о вере и Боге»
    https://www.pravmir.ru/velikie-fiziki-o-vere-i-boge/
  2. https://ru.wikipedia.org/ Википедия

Первый урок в 9-м классе

9 класс - заключительный этап обучения в средней школе и концу года дети должны впервые сделать серьёзный выбор - где и как они будут продолжать свое образование и можно еще раз напомнить, что наука не спорит с религией.

Приложение 3 презентация - «Люди церкви в науке» По материалам статьи «Сорняки или плоды? Христианские корни науки» (журнал Фома https://foma.ru/sornyaki-ili-plodyi-xristianskie-korni-nauki.html)

Слайд 1. «Наука и религия не спорят друг с другом - это «два способа познания мира, которые отвечают на разные вопросы. Религия отвечает на вопрос «для чего» - в чем смысл жизни, что такое смерть... Наука на этот вопрос ответить не может, но отвечает на вопросы «как» и «почему» (устроен мир), и поэтому конфликта быть не может». председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. https://foma.ru/nauka-i-religiya-ne-protivorechat-drug-drugu-schitaet-vladimir-legoyda.html

Слайд 2. «Христианство создало науку» - это мнение многих учёных, в том числе: Джон Леннокс - известный британский математик и философ науки обращает внимание на то, что наука не только не конфликтовала с христианством - она возникла исключительно благодаря ему.

«Наука - какой мы ее знаем - вспыхнула на мировой сцене в 16 и 17 веках. Люди занялись наукой, потому что они ожидали законов в природе, потому что они верили в Законодателя». Совсем не случайно Галилео, Кеплер, Ньютон и Максвелл верили в Бога. И в наши дни многие ученые, занимаясь наукой не просто верили в Бога, но и служили ему.

Вера в Бога не только не сдерживала развитие науки - именно она была движущей силой этого развития».

Источник: Профессор Леннокс: «Христианство создало науку» https://foma.ru/professor-lennoks-xristianstvo-sozdalo-nauku.html

Слайд 3. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879 гг.) За свои научные достижения священник Вениаминов был избран членом-корреспондентом Российской Академии наук и почетным членом Императорского Русского Географического общества.

Слайд 4. Священник Павел Флоренский (1882-1937 гг.) Занимался мерзлотоведением, писал работы по проблемам добычи йода и агар-агара из морских водорослей, сделал ряд других научных открытий и изобретений.

Слайд 5. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961 гг.) Автор 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. За книги "Гнойная хирургия" и "Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов" (1946 г.) удостоен Сталинской премии первой степени.

Слайд 6. Митрополит Иоанн (Вендланд) (1909-1989 гг.) Закончил Ленинградский горный институт и стал ученым-геологом. Заведовал кафедрой петрографии Среднеазиатского индустриального института в Ташкенте. Стоял у истоков учения о геологических формациях, которое определило магистральные пути развития геологии в XX веке. В 1958 году был рукоположен во епископы и около десяти лет представлял Русскую Церковь за границей.

Слайд 7. Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994 гг.) Профессор, доктор геологических наук, протоиерей, автор множества книг и научных публикаций.

Слайд 8. Игуменья Серафима (Чёрная) (1914-1999 гг.) В 1951 году защитила кандидатскую диссертацию, через десять лет - докторскую, получила профессорское звание. Работала в Институте резиновой промышленности, объектом ее научного интереса был синтетический каучук. Автор множества публикаций, сделавших ее ученым с мировым именем. Лауреат Государственной премии. Принимала участие в разработке скафандра, в котором Гагарин совершил первый космический полет.

Слайд 9. Монахиня Игнатия (Пузик) (1903-2004 гг.) Проблема борьбы с туберкулезом стояла очень остро в 30-50-е годы, и поэтому органы НКВД закрывали глаза на "церковность" выдающегося ученого. Благодаря исследованиям Института туберкулеза, где и работала матушка, было изобретено лекарство ПАСК, и туберкулез стал излечим.

Презентация нас познакомила только с несколькими наиболее яркими личностями, известными в научном мире, но таких людей достаточно много. Люди, получив высшее образование, хорошую специальность уходят в религию, служить Богу и нам с вами не надо стесняться того, что мы верующие.

Слайд 10. «Как ученый, я не стыжусь и не смущаюсь быть христианином. В конце концов, христианство, по большей части, и создало мою профессию» - подытоживает профессор Леннокс свои взгляды на соотношение науки и религии.

Вера в Бога - это жизненная позиция многих людей и является не отъемлющей частью нашего повседневного бытия.

Первый урок в 10-м классе на тему «Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира»

10, 11 класс - второй этап изучения курса физики. В 7 - 9 классах мы познакомились с основными положениями физики на простом элементарном уровне. Знаем, что физика - наука о природе.

Приложение 2. Презентация «Красота мира» (Фото для презентации - кадры из фильма «Сотворение мира согласно книге Бытие».

https://yandex.ru/video/preview/12612140750516388662)

Слайд 1. Когда мы видим красоту окружающей нас природы, мы видим через неё самого Творца.

Бог Отец сотворил все мироздание Словом, именно сотворил, ибо Вселенная - плод творческого акта.

Слайд 2. Удивительная гармония, красота, изящество мира вызывают у человека благоговейный трепет перед величием Божьим. Бог - дивный Художник и величайший Поэт, написавший изумительную поэму, вызвав из небытия в бытие весь этот великий мир.

Слайд 3. Поэтику творения мира хорошо чувствовали и осознавали святые Отцы эпохи Вселенских Соборов, отразили это понимание в словах Символа православной веры. "Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли..." - точный перевод с древне - греческого.

Слайд 4. Сегодня ученым, работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно очевидно, что мир построен по законам красоты.

Слайд 5. Принцип красоты усматривается и в математических формулировках законов природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе строгую лаконичность и изящество.

Слайд 6. Основные законы записаны просто, нигде нет длинных, сложных и аляповатых формул.

Слайд 7. Само существование мира обусловлено выполнением очень жестких соотношений между величинами фундаментальных постоянных. Ничтожные, с человеческой точки зрения, отклонения от точной числовой соразмеренности значений мировых констант привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной. Ее природа была бы такова, что в ней невозможна была бы жизнь.

Слайд 8.

скорость света в вакууме

299 792 458 м/с−1

гравитационная постоянная

6,674 30(15) ∙ 10−11 м3·кг−1·с−2

постоянная Планка

6,602 176 634 ∙10−34Дж·с

атомная единица массы

1, 660 539 068 92(52) ∙ 10−27кг

масса электрона

9,109 383 7139 ∙ 10−31 кг

элементарный заряд

1,602 176 634 ∙ 10−19 Кл

Источник: «Размышления физика о тайне творения Вселенной» О.В.Петренко - кандидат физико-математических https://foma.ru/razmyishleniya-fizika-o-tajne-tvoreniya-vselennoj.html

Слайд 9. О вероятности зарождения жизни можно говорить очень много но и коротко: известный ученый-эволюционист Гарольд Блум признает: «Случайное происхождение даже самого маленького белка абсолютно невозможно». А обычная клетка печени человека содержит 53 миллиарда сложных белковых молекул. Человек состоит из 50 триллионов клеток.

Слайд 10. Но даже если бы весь биоматериал наконец, то появился, все равно в нем не было бы жизни, так как молекулы и их составные не могут самопроизвольно выстроится в определенную последовательность, как складываются буквы в слова и слова в книгу. Если порядок слов или букв неправильный, книга не будет иметь смысла.

Слайд 11. По-видимому, случайное появление человека не более реально, чем, например, возможность набора всемирной энциклопедии с помощью взрыва в типографии.

Источник: «Вероятность возникновения клетки» https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434611/Veroyatnost_zarozhdeniya_zhizni

Первый урок в 11-м классе на тему «Введение в курс физики 11-го класса»

После обычного приветствия, учитель ставит цель урока в виде вопросов: в 11 классе мы заканчиваем школьный курс физики. К пониманию чего мы должны прийти в конце изучения физики в школе? Как возник мир, в котором мы живем. Какова роль науки в познании мира.

Посмотрим фильм: «Сотворение мира согласно книге Бытие».

https://yandex.ru/video/preview/12612140750516388662

Это очень красивый фильм с текстом, взятом из Библии, о том, как Бог сотворил мир.

Наука изучает природу, созданную Богом. Наука не спорит с религией.

«Они совершенно разные, и потому не могут между собой конфликтовать, как не могут конфликтовать сенокосилка с вертолетом. Это вещи разного порядка. Нельзя сказать, что что-то лучше, а что-то хуже. Мы не можем сказать, что вертолет не может косить, поэтому он плохая сенокосилка. Галилей, например, который жил в эпоху становления современной науки, когда демаркационная линия между разными способами познания мира только прочерчивалась, очень четко понимал эту разницу. Он говорил: «Библия учит не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо» - председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда. https://foma.ru/nauka-i-religiya-ne-protivorechat-drug-drugu-schitaet-vladimir-legoyda.html

(Приложение 1 - Презентация «Большой взрыв»)

Слайд 1. Теория Большого взрыва - самая авторитетная теория возникновения Вселенной. Ее считают лучшим объяснением образования космоса и всей известной нам материи.

Источник: «Теория Большого взрыва: кратко и простыми словами» Юлия Абдулбарова. https://lindeal.com/trends/teoriya-bolshogo-vzryva-kratko-i-prostymi-slovami

Слайд 2. В ее основе простая, но далеко не самая очевидная мысль - у Вселенной есть начало.

Вначале была бесконечно плотная и горячая точка - сингулярность.

Внезапно начался процесс взрывного расширения, раздувшего Вселенную с невообразимой скоростью, превышающей световую. Взрыв продолжался всего лишь 10-32 секунды

Слайд 3. Сам свет зародился только спустя 380 000 лет после БВ. Данное реликтовое излучение получило название «послесвечения» Большого взрыва.

Слайд 4. Все дальнейшие процессы были обусловлены двумя основными причинами - Вселенная начала остывать и становиться менее плотной. Чем ниже температура, тем медленнее передвигаются элементарные частицы. А чем медленнее они движутся, тем им проще соединиться друг с другом в более сложную материю

Слайд 5. Вселенная продолжала остывать. Понадобилось 300 тысяч лет, чтобы электроны присоединились к ядрам сформированных атомов. Это период, когда космос стал прозрачным. Вся Вселенная наполнилась фотонами.

Слайд 6. Исследования затрудняются тем, что новые открытия порождают новые загадки. Ученые пришли к выводу, что только 5 % Вселенной состоит из известной нам материи. Это планеты, звезды и галактики. Все остальное - «темная энергия» и «темная материя», недоступная для фиксации земными приборами.

Слайд 7. Одним из настоящих отцов теории Большого взрыва считают астронома Эдвина Хаббла. К 1920-м годам ученым уже было известно, что звезды отдаляются от Земли. Но Хаббл первым пришел к заключению, что скорость отдаления звезд пропорциональна их расстоянию от Земли.

Чем дальше находилась звезда от Земли, тем быстрее она отдалялась. Тогда Эдвин Хаббл высказал следующее революционное предположение: все это происходит, потому что пространство между всеми небесными телами в космосе увеличивается. Вселенная расширяется. А значит, когда-то она находилась в сверхмалом и сверхплотном состоянии.

В 11 классе нам предстоит изучить достаточно сложные разделы физики: электромагнитное поле и его свойства, основы квантовой физики, атомное ядро и тогда мы сможем понять эту научную гипотезу возникновения мира, с которой сегодня только слегка познакомились.