Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: литературное чтение, Функциональная грамотность, функциональная грамотность на уроках чтения


Цель: познакомить с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.

Задачи: показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Я хочу начать свой доклад со слов основоположника педагогики Яна Каменского: «Читать и не понимать - тоже, что совсем не читать».

Формирование и развитие функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.

Каковы критерии функциональной грамотности личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

  1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром.
  2. Умение решать учебно-житейские задачи.
  3. Способность строить отношения в малой социальной группе, школе, классе.
  4. Способность оценить свою работу. То есть посмотреть на себя со стороны.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Исходя из результатов проведенной диагностики и собственного анализирования, можно сделать вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера могут решить эту задачу.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

Для примера возьмем произведение Александра Ивановича Куприна «Слон», мы можем только предположить, о чем будет произведение. С этим автором учащиеся не так часто встречаются до 3 класса.

Иллюстрация: «Девочка на коляске возле слона» вызывает интерес к чтению. Что же такое могло произойти.

Здесь я применяю прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

  1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?
  2. Верите ли вы, что главным героем будет слон?
  3. Верите ли вы, что слон побывал в гостях у девочки дома?

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).

- Где происходит событие?

- Кто главный герой произведения?

- А может ли такая история произойти на самом деле?

- Слон действительно побывал у девочки дома или нет?

- Сказка это или рассказ?

III этап. Работа с текстом после чтения

2. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

- Что вы думаете о поступке родителей?

- Ваше отношение к девочке?

- Какие чувства у вас вызывает ее поведение?

- Какова главная мысль этого произведения? Что хотел показать автор, рассказав нам эту историю?

- Чтобы узнать, хорошо ли знают содержание текста твои одноклассники, задай вопрос по тексту.

Рисунки детей

«Создание фильма». На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

Составление плана

«Восстанови текст по рисункам» (развивает логическое мышление).

  1. Пересказ текста с опорой на рисунки.
  2. Написание отзыва к произведению
  3. Игра «Да» «Нет»

Г.Андерсен «Гадкий утенок»

да

нет

1

Гадкий утенок вылупился из яйца самый первый

2

На птичьем дворе все его щипали

3

В старой избушке утенок нашел друзей

4

Осенью на озере плавали утки

5

Гадкий утенок умер, его заклевали птицы на озере

Правильно сформированные навыки чтения - мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
А.Н.Толстой

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?

  1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
  2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
  3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности - в школьном классе.
  4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.

Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.