Информационная грамотность. Информационная гигиена

Разделы: Начальная школа


  1. Что подразумевают такие понятия, как «информационная грамотность» и «информационная гигиена»?
  2. Как провести оценку источника информации?
  3. Как отличить надежный источник от ненадежного?

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Для полного овладения такой информационной культурой, необходимо начинать ее воспитание с детства, в школьном возрасте. Это особенно важно, потому что нормальный уровень осознанности школьника, не позволяет ему понять и оценить всю серьезность проблемы внешнего информационного влияния. Диалектическое мышление формируется (если формируется) на более поздних стадиях в 20-30 летнем возрасте. Поэтому роль целенаправленного воспитания и роль педагога в помощи школьнику очень важна, чтобы добиться каких-то результатов по формированию информационной культуры в этот период.

Обучение учащихся умению сравнивать, систематизировать, анализировать и оценивать полученную информацию и информационный источник - важная задача в работе учителя-предметника. Но основы работы с информацией закладываются именно в начальной школе.

Информационная грамотность - комплекс необходимых навыков, которые требуются от каждого индивида для того, чтобы осознавать необходимость в информации, уметь ее найти, дать верную оценку и эффективно использовать необходимую информацию.*

____________

* American Library Association Presidential Committee.

Информационно грамотный человек умеет:

  • Определить размер своих информационных потребностей и запросов
  • Рационально и эффективно получить доступ к необходимой информации,
  • Критически оценить уровень полученной информации и найденных ресурсов
  • Внедрить отобранную информацию в собственно формируемую информационную базу
  • Эффективно использовать информацию в соответствии с поставленными целями
  • Понимать экономические, правовые и социальные аспекты использования информации, соблюдать этические и правовые нормы при осуществлении доступа и использования информации.

Что характеризует ученика как информационно грамотного

  1. Умение формулировать потребность
  2. Умение искать информацию
  3. Умение отбирать и оценивать информацию
  4. Умение обрабатывать и предоставлять

Информационная гигиена - это раздел знаний изучающий закономерности влияния информации на формирование, функционирование, состояние психического, физического и социального благополучия человека и социума, разрабатывающую мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды**.

____________

** Еремин А.Л. "Ноогенезитеорияинтеллекта" - Краснодар: СовКуб, 2005. - 356 с. ISBN 5-7221-0671-2

Цель информационной гигиены - предупреждение отрицательного влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие отдельного человека, социальных групп, и населения в целом, профилактика заболеваний населения, связанных с информацией, оздоровление окружающей информационной среды.

Как провести оценку источника информации? Как отличить надёжный источник от ненадежного?

Достоверность информации - в криптографии - общая точность и полнота информации. Достоверность информации обратно пропорциональна вероятности возникновения ошибок в информационной системе.

Достоверность информации - свойство информации быть правильно воспринятой. В общем случае достоверность информации достигается:

  • указанием времени свершения событий, сведения о которых передаются;
  • сопоставлением данных, полученных из различных источников;
  • своевременным вскрытием дезинформации;
  • исключением искаженной информации и другие

Одним из признаков достоверной информации является ее непротиворечивость. Любой факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, т.е. он должен повториться.

Непротиворечивость - отсутствие в системе идей логического противоречия, т.е. некоторого утверждения и его отрицания.

Показатели качества информации

Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.

  • Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. Эта форма способствует восприятию внешних структурных характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.
  • Семантическая (смысловая) адекватность. Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации.
  • Прагматическая (потребительская) адекватность. Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.

Качество информации определяется такими показателями, как, репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

Прежде всего, среди характеристик источника информации, существенных для его оценки, следует упомянуть достоверность и полноту.

Достоверность подразумевает, что информация, содержащаяся в источнике, должна соответствовать действительности, быть истинной, правильной.

Важно, однако, понимать, что один источник может содержать сведения самой разной природы - могут быть наблюдаемые факты, обобщения и выводы, сделанные на их основе, гипотезы, предложенные для объяснения этих фактов, общепринятые научные теории. Поэтому, например, в одном источнике достоверные факты, могут соседствовать с некорректными выводами. В других случаях на основе одного и того же набора фактов могут быть сделаны различающиеся выводы.

Полнота означает, что источник информации должен отражать все существенные стороны проблемы, значимые факты. При этом требования к полноте источника определяются целью его подготовки, и определение "существенные" означает "существенные с точки зрения поставленной цели".

Существуют и источники, которые являются неполными с точки зрения поставленной в них цели. Если такой материал является единственным источником информации, на его основе может сформироваться искаженное представление о проблеме.

Во многих случаях источник информации, удовлетворяющий требованию полноты с точки зрения, поставленной вами цели, найти просто невозможно. В этом случае необходимые сведения должны быть собраны из нескольких источников. Таким образом, требование полноты, хотя и применимо к отдельному источнику, является необходимым, прежде всего, для той картины, того набора сведений, который вы должны сформировать, прежде чем делать выводы на основе собранной информации.

Как правило, полнота и достоверность источника информации не могут быть оценены "изнутри", без обращения к ряду других источников, их сопоставления - или без глубокого понимания предметной области, основанного на опыте предшествующей работы. Поэтому следует еще раз подчеркнуть важность обращения к специалистам при отборе источников информации и их оценке.

Источники информации могут устаревать по мере накопления новых знаний. Поэтому современность источника информации имеет прямое отношение к возможности его применения.

Обращаясь к более современным примерам, следует отметить, что в ряде недавно возникших и быстро развивающихся областей знания представления еще не устоялись, не "отложились" в учебниках и энциклопедиях. Информацию об этих областях приходится черпать из текущих научных публикаций.

При оценке источника информации целесообразно обратить внимание на то, кем он подготовлен и издан.

Из наличия в материале наряду с информацией (фактами, выводами, обоснованиями) резких, эмоциональных оценок еще не следует невозможности его применения в качестве источника информации. Тем не менее, это свидетельствует о том, что материал подготовлен одной из сторон, участвующих в конфликте или острой полемике, и информация требует проверки с использованием других источников.

Весьма вероятно, что, не будучи знакомы с проблематикой источника в целом, вы сможете оценить качество одной из частей или отдельного фрагмента. Резонно предположить, что качество целого адекватно отражается частью. Необходимость использования нескольких источников при получении одной и той же информации можно рассматривать, как проявление своеобразного "принципа избыточности". Еще одно проявление этого принципа можно кратко сформулировать следующим образом: нужно знать больше, чем вы собираетесь сказать.***

____________

*** https://infopedia.su

Список используемой информации

  1. Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие - М.: «Школьная библиотека», 2002. - 288 с.