«Зимние мотивы». Интегрированный урок в 3-м классе

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: создание условий для формирования у учащихся образа зимы средствами разных видов искусств.

Задачи:

  • формирование представлений о взаимосвязи видов искусства (живописи и поэзии) через творчество русских поэтов и художников-пейзажистов.
  • углубление и расширение знаний о пейзажном жанре; закрепление понятий взаимосвязи живописи и поэзии.
  • развитие умения анализа художественного произведения, расширение лексики учащихся в пределах темы урока.
  • воспитание чувства прекрасного к окружающей действительности и бережного отношения к природе.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

  • возникновение эстетического чувства любования родной природой;
  • переживание музыкальных впечатлений восприятия времени года;
  • переживание радости творчества в разных видах искусства.

Метапредметные:

  • умение осуществить целеполагание;
  • умение ставить новые познавательные задачи;
  • становление коммуникативных умений;
  • осуществление рефлексивного действия;
  • анализ, синтез, сравнение, выбор.

Предметные:

  • создание аппликации (рисунок пастелью);
  • определение изобразительно - выразительных средств в музыке (темп, регистр, динамика, штрихи);
  • поиск средств в художественных текстах (эпитет, олицетворение, сравнение).

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитофон, синтезатор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Введение в тему

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся с вами в гости. А кто нас пригласил, угадайте.

Слайд «Три белых коня».

- Какое время года пригласило нас к себе в гости? (зима)

- В каких видах искусства отражается красота зимней природы? (ИЗО, музыка, литература)

- Скажите, а вам нравится зимнее время года? А чем? (Ответы детей)

Прослушав песню «Здравствуй, гостья - Зима!», скажите, пожалуйста, о каком времени года мы будем сегодня говорить?

Всё верно, сегодня мы будем с вами говорить о зиме.

3. Музыкальный блок

- А теперь всё внимание на прослушивание стихотворения А.С.Пушкина и фрагмента музыки П.И.Чайковского Ноябрь. На тройке.

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идёт красавица-зима.
А.С.Пушкин

- Какое настроение передала музыка?

- Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении?

- Какие средства использовал композитор, чтобы передать зимнюю картину?

- На каком инструменте?

- Что услышали или представили?

- Менялось ли настроение?

- Как двигалась мелодия?

- Какую картину представили?

Слайд

- Посмотрите, оказывается музыка способна рисовать картины.

Картины, на которых изображена природа называются ПЕЙЗАЖЕМ. В переводе с французского пейзаж означает "природа", "местность".

Слайд. Пейзаж «На севере диком»

- Обратите внимание на эту картину? Что вы видите? Является ли эта картина пейзажем? Почему? (анализ картины: краски, палитра, изображение снега)

«На севере диком» Эту картину написал известный художник И.И.Шишкин. Картина «На севере диком» написана И.И.Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М.Ю.Лермонтова «Сосна» Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» - один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего безмолвия.

- Какие средства использовал художник, чтобы показать красоту зимы?

- Какое стихотворение, с которым вы знакомы подойдёт к этому пейзажу? (На севере диком..) Чтобы передать чистоту зимнего леса, автор использовал преимущественно белый цвет. Можно сказать, что такой выбор не случаен, так как зима всех примирила, стерла всю грязь. Если бы не эта картина, некоторые люди никогда бы не узнали, как прекрасен зимний лес.

4. Литературный блок

- Ребята, мы начали знакомиться с творчеством русского поэта Ивана Захаровича Сурикова.

- Какое стихотворение вы читали? (Вот моя деревня»

- Какое самое яркое воспоминание из детства описал поэт?

- О каких чувствах он рассказывает читателю?

- Какие средства выразительности помогают их понять? (Эпитеты и сравнения)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ивана Захаровича Сурикова.

- Прочитайте название стихотворения «Зима». Созвучно ли оно теме нашего урока?

Первичное чтение стих. уч-ся. Работа над содержанием.

- Какие чувства хотел предать нам поэт (радости, покоя, раздражения, неприязни)

- Какие слова помогают понять, что наступила зима? (1-4 строфа)

- Найдите в 1 строфе эпитет. (белый снег пушистый)

- Как вы понимаете слово «пеленою»? Можно ли сказать, что автор использовал сравнение? Докажите.

- Найдите в 3 строфе сравнение.

- Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? (Люди и природа)

- Найдите в тексте.

- Почему поэт называет сани-санишки?

- Зачем крестьянин укрыл избу соломой? Найдите в тексте.

- Какое чувство он испытывает от проделанной работы? (последняя строфа) Найдите в тексте.

- Какие эпитеты использовал поэт, чтобы показать, что зима бывает очень холодной? (Называет мороз злым и сердитым)

- Какая интонация соответствует содержанию этого стихотворения: спокойная, радостная, печальная, возмущённая)

Обобщение

- Какие средства выразительности использовал поэт, чтобы показать красоту зимней природы, что это время года ему нравится? (эпитеты и сравнения)

Физкультминутка

5. Блок ИЗО

Слайд.

Работа с картинами.

Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой.

Аркадий Пластов. Художник рисовал в основном сельские пейзажи, изображал мирный труд деревенских жителей. Цель его работ - показать естественную красоту мира. Написана картина «Первый снег».

Художнику удалось передать ощущение радости от первого снега. Несмотря на то, что фон картины темный, мрачный, а серое низкое небо, сырые дома, береза с последними листочками навевают тоску, первый снег сразу все преображает.

На картине Ивана Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. Белые, заснеженные деревья пригнулись под тяжестью груза, а отдельные деревья даже упали, не выдержав такой роскошного снежного убранства. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют редкие лучи солнца. Еще большее ощущение праздника возникает при взгляде на маленькую птичку, которая притаилась на одном из деревьев. Она напыжилась, старается согреться, но, все равно, рада наступлению такой удивительной поры. Картина оказалась настолько притягательной и живой, что захотелось пройтись по зимнему лесу, вдохнуть аромат свежести - и в полной мере ощутить на себе красоту живой природы.

Константин Коровин - выдающийся русский живописец, автор многочисленных пейзажей, портретов, натюрмортов, эскизов декораций для театра. Красивое сочетание серо-голубых и сиренево-серых тонов придает картине гармоничность и цельность. К.А.Коровин "Зимой».

- Всмотритесь в картину Константина Коровина " Зимой". Посмотрите, как удачно передает художник образ русской природы в зимний период. Живопись здесь легка, прозрачна, изысканна и в то же время полна трепета жизни. Деревенская изба и стоящая поодаль лошадка, запряженная в сани. Кругом - белый снег, а вдали - очертания тающего леса. От строгой серебристо-серой гаммы цвета как бы исходит аромат зимнего воздуха. Полотно несет в себе тепло дома.

И.Э.Грабарь "Февральская лазурь"

- А вот перед вами "Февральская лазурь". Грабарь считал это произведение самым задушевным в своем творчестве. Природа у художника словно празднует какой-то небывалый праздник. Она искрится радужными красками, наполнена ощущением простора и света. Очень четко вырисовываются на фоне голубого неба белые стволы и ветви берез, образуя как бы легкое кружево, сплетенное зимой.

Николай Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. Главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, - главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется.

Слайд - обратите внимание на эти картины?

- Одинаково ли художники изобразили это время года?

- Какие средства использовал художник, что бы подчеркнуть красоту зимы во всё разнообразии?

- Что объединяет эти картины?

Кстати самым сложным для художника является изображение на картине белого снега.

Зимние краски это: сине-голубое небо, фиолетово-синие тени на ослепительно белом снегу. Видны очертания коричнево-желтых стволов и веток деревьев. Все это вызывает у нас приподнятое настроение, прилив сил, одним словом - радость жизни.

- Представьте себе, если бы в России не было зимы? Чего бы мы лишились?

- Ребята, а какой праздник зимой для вас самый любимый? (Новый год).

- А что делают дети, чтобы их пожелания сбылись? (пишут Деду Морозу письма)

- Давайте и мы напишем ему письмо. (дети пишут пожелания ДМ)

6. Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение»

«Моё впечатление от урока»

- Вы любите играть в снежки?

- Давайте возьмём по снежку и положим его в соответствующее вашему настроению сейчас ведёрко.

  • первое - «Плохое, неудовлетворительное, не получилось…»
  • второе - «Хорошее, но всё-таки что-то было не так…»
  • третье - «Настроение замечательное! Урок понравился!»

7. Итог урока

Спасибо за работу. (оценки)