Цель занятия: развивать познавательный интерес к науке, интерес к физике;
Задачи:
- развивающая: умение видеть окружающий мир в его многообразии;
- воспитательная: развитие познавательного интереса к физике;
При организации таких занятий нужно учитывать особенности данного возраста и поэтому имеет смысл придерживаться следующих правил:
- занятие должно быть кратким, не более 20 минут;
- теоретические моменты должны быть изложены доступными и понятными ребятам словами, без излишней терминологии;
- большую часть времени занятия должна занимать практическая работа;
- практическая часть должна быть максимально простой и быть приближена к жизненным ситуациям;
- количество детей в группе не должно превышать 10 человек;
Выбор содержания практической части может быть различным, физика предоставляет практически неограниченные возможности в выборе заданий для простых экспериментов, понятных и интересных детям такого возраста.
Форма организации работы: комбинированная форма (диалог и практические задания)
Дидактический материал: оборудование из лабораторий L-micro, EDUSTRONG (экран, собирающая линза, катушка-виток, миллиамперметр, металлические шарики, пружинный динамометр, мензурка или стакан с водой).
Ход занятия
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в нашем кабинете физики. Вы знаете, что изучает физика? Возможно, об этом вам рассказывали родители?
Дети: (ответы детей).
Преподаватель: Физика - это наука об окружающем нас мире. Мы все живем по её законам. Эти законы вы будете изучать позже, когда придете учиться в школу.
Сегодня мы с вами только прикоснемся к физике, помимо всего прочего, физика - это экспериментальная наука и мы с вами сегодня проведем несколько очень простых экспериментов.
1. Опыт с собирающей линзой. [2]
Преподаватель: Ребята, мы с вами видим друг друга глазами. И мы все разные по размерам: кто-то маленький, кто-то большой. И окно, через которое в класс идет свет - тоже большое. Как же оно помещается у нас в глазу? Кто из вас хочет попробовать объяснить?
Дети: (ответы детей).
Преподаватель: У нас в глазу есть хрусталик, он похож на физический прибор, собирающую линзу, она лежит у вас на столе. Сейчас мы с вами проведем небольшой опыт (дети под руководством учителя проводят опыт с линзой и экраном, они должны получить изображение окна на экране и увидеть, что изображение на экране гораздо меньше реального окна)
2. Опыт с металлическими шариками и динамометром. [1]
Преподаватель: Посмотрите на прибор, лежащий на парте и возьмите его в руки (речь идет о пружинном динамометре). Что он вам напоминает? Где вы с подобным встречались?
Дети: (как правило дети говорят про весы или безмен)
Преподаватель: Давайте с вами взвесим металлический шарик в воздухе? Что произошло с пружиной? (нужно обратить внимание детей на растяжение пружины). Многие из вас умеют или учатся плавать. Как вы думаете, почему вы можете плавать в воде?
Дети:(самый популярный ответ детей- «вода держит»).
Преподаватель: Как вы думаете, вода может «держать» металлический шарик?
Дети: (самые частый ответ детей - «нет»)
Преподаватель: Давайте вместе с вами опустим металлический шарик, повещенный к динамометру в воду. Посмотрите на пружину. (в результате опыта дети должны увидеть, что при погружении в воду шарика пружина динамометра сократилась, потому что уменьшился вес тела)
3. Опыт с катушкой и магнитом. [3]
К катушке нужно предварительно присоединить миллиамперметр, стрелка которого может отклоняться в разные стороны.
Преподаватель: Ребята, вы знаете что такое электрический ток?
Дети: (ответы детей)
Преподаватель: А как думаете, откуда он берется?
Дети: (ответы детей)
Преподаватель: Как вы думаете, мы можем его получить прямо сейчас? Прямо здесь?
Дети: (самый частый ответ детей - «нет»)
Далее под руководством учителя дети проводят опыт с катушкой, магнитом и миллиамперметром. Вдвигая и выдвигая магнит из катушки, она наблюдают отклонение стрелки миллиамперметра в разные стороны. Нужно объяснить детям что прибор со стрелкой нужен для обнаружения электрического тока, так как глазами ток увидеть невозможно.
В заключение мероприятия можно дать ребятам время для самостоятельного проведения опытов еще раз.
Заключение
Современные дети очень быстро растут и так же быстро учатся взаимодействовать с различными приборами и технологиями. Поэтому участие в таких занятиях полезно для детей. Во-первых, они привыкают к школе, а во-вторых занятия на оборудовании в школьной лаборатории могут повлиять в будущем на выбор профессионального пути.
Список литературы
- Физика. 7 кл.: учебник / А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2019.
- Физика. 8 кл.: учебник / А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2019.
- Физика. 9 кл.: учебник / А.В.Перышкин. - М.: Дрофа, 2019.