Данная статья посвящена системе, разработанной В.Ф.Шаталовым, подходу Шаталова к повышению эффективности обучения, методам повышения эффективности обучения, связи между обучением и взаимодействием учащихся. СМИ и педагогическая литература конца XX - начала XXI веков в своей медиа-педагогической литературе проявляют тенденциозную чувствительность к богатству советской педагогики и школы 1950-80-х годов. Многие прогрессивные деятели отмечают, что опыт воспитания и обучения в отечественных школах послевоенного времени выдвинулся на мировую арену.
Виктор Федорович Шаталов, математик, педагог, директор школы, учёный, народный учитель СССР, родился 1 мая 1927 года. В 1987 году возглавил лабораторию проблем интенсификации учебного процесса в НИИ содержания и методики обучения АПН СССР в г.Донецке. Он также разработал систему обучения, в которой использовались опорные сигналы, т.е. ключевые слова, символы, изображения, а также формулы с кратким выводом. За свою педагогическую деятельность Виктор Федорович накопил более 53 лет опыта, из них 40 лет - на эксперименты.
При определении современного урока учителя учитывают несколько факторов, таких как рационализация информативности урока, сочетание форм, методов и приемов обучения, совмещение групповой работы с деятельностью учащихся и другие факторы при подготовке учебного материала.
Шаталов утверждал, что необходимо создать благоприятную психологическую среду как в теории, так и на практике не только в процессе обучения, но и на каждом уроке, воспитать у учащихся наибольший уровень внутренней мотивации к учебной работе. Им было продемонстрировано, что определяющим фактором в данном случае являются особенности взаимоотношений между учителем и учениками.
Образовательный подход считается важной целью школьной учебной программы. Основной акцент Шаталов делает на раскрытии многочисленных талантов посредством интенсивной подготовки учителей, которая позволяет ученикам чувствовать себя более открытыми и уверенными в своих силах.
Что отличает шаталовский метод обучения детей и что привлекло внимание ученых, широко исследовавших эту область? Он не делал различия между сильными и слабыми учениками. Каждый ученик является равноправным членом. Дети могут освоить школьную программу быстро и эффективно, если их мотивирует энтузиазм учителя к учебе, в то время как другие могут быть не столь мотивированы, потому что не очень хорошо разбираются в предметной области. Дети, правильно реагирующие на опорные сигналы, получают высокие оценки по большинству ответов. Благодаря методике Виктора Федоровича происходит воспитание учеников, укрепляется их воля.
Методика Шаталова является отражением международных разработок в дидактике и тенденций в педагогической науке и практике, результатом чего является новаторская методология, отражающая все основные области науки и практики, а также обеспечивающая комплексную основу для преподавания и обучения. Можно с уверенностью сказать, что реализация отдельных положений методики Шаталова повысила эффективность урока как одной из форм совместной деятельности учителя и учащихся.
Образовательная модель В.Ф. основывается на взаимодополняемости и логической связи всех ее компонентов, логическом порядке в учебном процессе. Активный процесс познания детьми окружающего мира, достижений культуры, науки и техники вышел за рамки темы урока, позволяя им более целенаправленно исследовать эти области.
Технология обучения Виктора Федоровича состоит из комплекса технологий, включающих опорные сигналы и опорные заметки, дифференцированные по опознаваемости словесных образов и текста. Управление учебным процессом облегчают категории «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».
Метод Шаталова предполагает использование таких методических приемов, как планирование отдельными блоками и контроль знаний. Автор отмечает, что такое расположение отражает две основные задачи:
А) правильное запоминание и воспроизведение обучающимися ориентиров;
Б) правильность ответов учащихся в классе во время опроса.
Шаталов выдвинул идею активизации обучения за счет использования сигналов и конспектов:
- изучение материала большими порциями;
- составление учебного материала со схемами и примечаниями, иллюстрирующими взаимосвязь материала;
- включение этих записей в учебный процесс.
Мониторинг и оценка учащихся были необходимы для завершения каждого блока с проверкой.
Несмотря на это, увеличение объема собираемой информации привело к ряду несоответствий. Виктор Федорович нашел решение, объединив понятия с рисунками, входившими в схемы, которые затем доработал до приемлемого уровня. Следовательно, Шаталов выработал новую систему - опорный сигнал. В результате включения опорного сигнала в систему, возник новый педагогический инструмент - опорный конспект.
Справочные сигналы и примечания используются учителем для облегчения объяснения нового материала. При объяснении нового материала справочные записи можно сравнивать с краткими заметками учителя на доске. Используя этот вид работы, ученик без особых усилий усваивает весь материал, преподаваемый учителем. Для описания новых концепций и терминов использовалась упрощенная терминология. Рассказ учащегося, в котором использовались справочные символы для закрепления памяти, исключал возможность забывания учащимся содержания, а также придавал уверенности в себе, тем самым повышая эффективность умственных задач.
Использование циклического развития практических навыков учащихся: повторение материала происходит по спирали; Дружелюбная атмосфера в классе способствует чувству уверенности и безопасности в классе, что приводит к ситуации, когда их тяжелая работа подвергается сомнению или забывается; для развития речевых навыков используется система неформального реагирования, увеличивающая продолжительность педагогической практики до 6 минут; и атмосфера в классе, в которой используется дружественная обстановка для поощрения устных ответов, что помогает повысить их уверенность и позволяет улучшить обучение и обучение в классе.
Ученикам предоставляется возможность выбирать домашние задания, поскольку они не ограничены стандартизированным тестированием и сложностью задания. Ученики имеют право выбирать свои собственные домашние задания, гарантируя при этом, что их обучение контролируется и подвергается внутреннему тестированию со стороны студентов; обеспечение оценки знаний, вознаграждений и творческой независимости.
Методики Шаталова способствуют эффективному распределению времени на уроке, минимизируют затраты времени на выполнение домашних заданий, повышают эффективность методов обучения, воспитывают творческие способности учащихся.
Шаталов пояснил, что работа учителя направлена, прежде всего, на стимулирование творческих способностей. Творческий талант и стремление педагога к творчеству являются предпосылками творческого процесса. Он считал, что ориентироваться в педагогической реальности является решающим фактором в определении особого подхода учителя к творчеству и что трудность, с которой сталкиваются учителя, заключается в поиске метода, который подходит каждому ученику и развивает его врожденные способности.
Роль учителя состоит в том, чтобы помочь ученику постичь свою личность, пробудить сокровенную чувствительность к себе, жизни и миру, а также воспитать чувство человеческого достоинства, которое предполагает принятие ответственности за свои действия по отношению к себе, своим коллегам, школе и обществу. Учитель должен верить в способности своих учеников, проявлять терпение и быть решительным в своем стремлении помочь им в трудные времена обучения.
В.Ф.Шаталов подчеркивал, что без понимания педагогом значения своего дела невозможно формирование и воспитание самостоятельной личности.
Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф.Шаталову, характеризуют следующие черты: педагогическая наблюдательность и воображение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; возможность пробудить внутреннюю сущность ребенка; способность обеспечивать поддержку в трудных ситуациях.
Как и любая исследовательская область, которая все еще развивается, она все еще сохраняет проблемные «области», которые не были адекватно визуализированы и интерпретированы теоретически или практически.
Разработанная система В.Ф.Шаталова - это «новаторская» теория повышения эффективности обучения, а ее ключевые подходы и инструменты - это новая система интенсивного обучения, которая сосредотачивается на преобразовании преподавания из педагогики, основанной на требованиях, в педагогику, основанную на отношениях, тем самым гуманизируя педагогические отношения через систему сотрудничества.
Развитие образования открыло огромные возможности, предоставив учителям средства для повышения своего профессионализма и компетентности.