Формирование словарно-орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: русский язык


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Предисловие

Одна из главных задач современной школы - развитие гражданских и социальных компетентностей и воспитание интеллектуального гражданина - патриота, который любит, бережет и ценит свой родной язык. Именно в начальной школе закладываются зерна знаний словарного запаса, поэтому важной частью работы по орфографии в начальных классах является усвоение списка слов по русскому языку, произношение и написание которых школьники должны запомнить. Перед учителем стоит задача сделать этот процесс более эффективным, результатом которого станет повышение грамотности и развитие речи учащихся. Написание этих слов нельзя объяснить современными правилами правописания. Учащиеся запоминают их графический образ.

Как вызвать интерес детей к изучению словарных слов? Лучшему запоминанию будет способствовать система упражнений, которая обеспечит работу зрительных, слуховых и кинестетических анализаторов, то есть зрительная и моторная память будут основываться на глубоком осознании таких слов. Для заинтересованности учащихся использую нетрадиционные приемы словарно-орфографической подготовки. Очень важно соблюдать принцип наглядности и игры в обучении, потому что при маленьком словарном запасе у учащихся 1 класса, за словом не всегда идет представление и понятие. Так же работаю над правильным произношением слов. Учащиеся лучше усваивают слова, произношение и правописание которых следует запомнить, когда проводится определенная последовательная работа.

На первом этапе ознакомления учащихся со словом ставится проблемная ситуация. Ученики отгадывают загадку и пытаются объяснить происхождение слова. Это способствует обострению внимания учащегося к слову, к его лексическому значению и написанию. Затем разъясняется лексическое значение слова. В 1 классе изучение лексики носит практический характер. Для этого учитель чаще всего использует различные словари. Но, так как мышление у первоклассника конкретное, то использую наглядно-образный материал. Дети узнают историю происхождения названий слов через пояснение близкое им, в сказочной форме мультимедии. При этом дети научаются анализировать слово, делить его на части, отыскивать корень, подбирать родственные слова. Далее работаю над особенностью правописания. Правильная постановка ударения и произношение звуков в слове улучшает понимание речи.

На втором этапе использую языковые игры, способствующие возникновению интереса к познанию, выработке у учащихся мотивации изучения русского языка. В процессе выполнения упражнений, учащиеся учатся правильно употреблять слова в речи, составлять словосочетания. Далее учимся находить место изучаемого слова в предложении, правильно строить предложение. Для развития познавательного интереса к языку дети собирают пословицы и поговорки из частей, поясняют смысл данных пословиц.

Работа над словарными словами формирует коммуникативную компетентность младшего школьника, которая проявляется в способности успешно пользоваться языком, а также способствует формированию социокультурной компетентности, охватывающей общекультурное развитие учащегося, адаптацию их к жизни в определенном социуме, общественное, патриотическое, нравственно-этическое воспитание.

Дидактический материал

Говори и пиши правильно. 1-й класс

Воробе́й, воро́на. (2 слова)

Воробе́й

Воробе́й, -я́, Небольшая птичка семейства ткачиковых с коричневато-серым оперением, живущая обычно около жилища человека.

1. Отгадай загадку.

2. Поставь ударение.

Воробе́й

3. Просмотр видео «Воробей».

4. Знакомство с рассказом И.С.Тургенева «Воробей». Читает учитель или хорошо читающий учащийся.

5. Составь словосочетания.

Игра. Воробей какой?

Воробей смелый, задорный, шустрый, ловкий, маленький, проворный, пугливый.

6. Ассоциативный ряд к слову «воробей»

Птичка, забияка, воришка, лужи, чириканье, крошки.

7. Подбери однокоренные слова.

Воробьишка, воробышек, воробьиный, воробьиха.

8. Работа з деформированным предложением.

Международный, отмечают, 20, воробья, марта, день.

9. Игра «Составь пословицы и поговорки».

Слово - не воробей,

по воробьям.

Стрелять из пушки

пир.

В сентябре и у воробья

вылетит - не поймаешь.

Шумят, как воробьи

на дождь.

10. Работа со слогами.

Выбери нужные слоги и составь слово «воробей».

Воро́на

Воро́на, -ы, Птица с чёрным или серовато-чёрным оперением, родственная во́рону, но живущая обычно около жилища человека.

1. Отгадай загадку.

2. Поставь ударение.

Воро́на

3. Просмотр видео «Ворона».

4. Составь словосочетания.

Игра. Ворона какая?

Ворона большая, черная, крикливая, старая, умная, ловкая, хитрая

5. Ассоциативный ряд к слову «ворона»

Птица, клюв, тьма, страх, ум, крыло.

6. Подбери однокоренные слова.

Вороний, воронье, вороненок, воронушка.

7. Работа з деформированным предложением.

Серая, сидела, на, ворона, воротах.

8. Игра «Составь пословицы и поговорки».

Пуганая ворона

не каркнет даром.

Ворон старый

глаз не выклюет.

Ворон ворону

и куста боится.

Из родных мест

и ворона приятна.

9. Работа со слогами.

Выбери нужные слоги и составь слово «ворона».

Использованная литература

  1. https://detskiychas.ru/proverbs/пословицы-про-воробья/
  2. https://gramota.ru/meta/vorobey